Шпаргалка по "Финансы и кредит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:17, шпаргалка

Описание

Финансы (в широком смысле) – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Работа состоит из  1 файл

otvety.doc

— 924.50 Кб (Скачать документ)

1. Сущность  и функции финансов.

Финансы (в широком смысле) – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП.

финансы (в узком смысле) – система отношений по поводу формированию и использованию фондов необходимых государству для выполнения своих функций.

Человечество в процессеa развития  прошло путь от непосредственного товарообмена, перешло к товарно-денежным отношениям, а государство стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя для этого госбюджет.

Существуют  различные точки зрения на появление  термина «финансы»:

1.13-15 вв. Италия

2.16 в. франц. Ученый  Бадэн

Представление о финансах и их сущности видоизменялось. Витте считал, что наука о финансах – это наука о способах наилучшего удовлетворения потребностей государства. Изначально, понятие финансы рассматривалось в области формирования, а в дальнейшем особое вним-ие уделялось использованию этих денеж.фондов д/удовл. госнужд. Позднее эта эк-ая категор. получила название публичные финансы.

С выдел-ем госказны и  полным отдел-ем ее от монархов (16-17 вв) возникает понятие госфинансов  и госкредитов.

Финансам  принадлежит важ.роль в развитие эк-ки гос-ва:

1.содействие процессу расширенного воспроизводства(непрерывное возобновление и расширение произ-х фондов, воспроиз-ва раб.силы, произ-х отнош-ий и рост ВВП)

2.направляются в прогрессивные отрасли

3.обеспечивают вып-ие соц-эк-х программ (обороны страны)

4.содействие ДКП

5.повыш.благосостояние народа

Функции финансов

1.распределительная – в процессе функционирования фин-го мех-ма происх-т распред.и перераспред.фин-го рес-са. При этом ч/з систему ден-х фондов формир-ся гос.финансы и распред.госфинансов.т.е

1.создание  основных  и первичных дох-в ч/з распред.общ-го  прод-та м/у участниками матер-го  произ-ва.

2. созд-ие втор-х дох-в  ч/з распред.нац.дохода м/у различных  социальных групп, м/у разл.регионами,  м/у отраслями пр-ва.

2. контрольная – контроль за распределением ВВП по соответ-м фондам и расход этих средств по целевому назнач. Соблюдение зак-ва – одна из задач фин.контроля. Своеврем-ти и полноты выполнения фин-х обяз-в и взаим-х обяз-в п/п и организ. по расчетам и платежам.

3.регулирующая – вмешательство гос-ва ч/з гос.расходы, налоги, гос.кредит в процессе воспр-ва. В целях регул-ия эк-ки исп-ся фин-ое и бюдж.планиров., а также гос.регул. РЦБ

 

2. Финансовая  политика; управление финансами;  финансовое планирование и прогнозирование;  финансовый контроль.

Финансовая  политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

-   разработку общей  концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей и главных задач;

-   создание адекватного финансового механизма;

-   управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов экономики.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

-   выживание предприятия  в условиях конкурентной борьбы;

-   избежание банкротства  и крупных финансовых неудач;

-   лидерство в  борьбе с конкурентами;

-   максимизация  рыночной стоимости предприятия;

-   устойчивые темпы  роста экономического потенциала  предприятия;

-   рост объемов  производства и реализации;

-   максимизация  прибыли и минимизация расходов;

-   обеспечение рентабельной  деятельности и т. д.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Существуют  следующие задачи финансовой политики:

-   обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

-   установление  рационального с точки зрения  государства распределения и использования финансовых ресурсов;

-   организация регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов финансовыми  методами;

-выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися  целями и задачами стратегии;

- создание эффективной  и максимально деловой системы  управления финансами.

Под управлением  финансами понимается:

совокупность приемов  и методов целенаправленного  воздействия на объект для достижения определенного результата;

воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:

-финансы предприятий,  учреждений и организаций;

-страховые отношения;

-государственные финансы.

Под субъектами управления понимаются организационные структуры, которые осуществляют управление, а именно:

- финансовые службы  предприятий, учреждений и организаций;

-   страховые органы;

-   финансовые органы  и налоговые инспекции.

Совокупность организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

-   финансовое планирование - занимает важное место в системе управления финансами. Оценивает состояние финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, - на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;

- Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

-   стратегическое  управление — заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;

-   оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов;

Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

-финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.

 

3. Финансовая  система страны, её сферы и звенья.

Финансовая  система – это совокупность всех финансовых отношений в стране. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику.

Финансовая  система - 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс  воспроизводства, имеет свои присущие ему функции и представляет собой  определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Бюджетная система РФ включает три звена: Федеральный  бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно.

Второе звено финансовой системы – внебюджетные специальные  фонды. Они  имеют строго целевое  назначение - расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии.  Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение в их состав входят: Пенсионный фонд; Фонд социального страхования; Фонд отделения медицинского страхования. Децентрализованные внебюджетные фонды создаются для решения территориальных, межотраслевых задач: Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок; Государственный фонд конверсий; Фонд содействия развития малых форм предпринимательства; Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.

Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования  финансовых ресурсов при условии, что  государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Используя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.

Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.

Финансы предприятий  различных форм собственности являются базисным звеном финансовой системы. В  данном звене создается главным  образом национальный доход, который  в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы  предприятий всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от них    зависит фин. состояние государственных финансов  Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего  и внешнего долга РФ.

 

5. Источники  формирования и использования средств внебюджетных фондов.

Внебюджетный  фонд — это совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении центральных и местных органов власти имеют целевое назначение. Это форма образования и расходования денежных средств вне системы бюджетов государства для защиты национальных интересов отдельных групп населения и решения конкретных! дач экономического характера. В современных условиях внебюджетной фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Кроме того, внебюджетные фонды выступают как совокупность финансовых средств целевого назначения, находящихся в руках органов власти.

Увеличение количества и объема средств внебюджетных фондов является характерной особенностью для развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы и кредит"