Сущность аудита и аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:14, лекция

Описание

Возникновение аудита историки относят примерно к IV тысячелетию до н.э. К тому времени, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Правильность подсчета доходов и расходов, сбора налогов, требовала установления контроля, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных или нечестных чиновников.
В Китае Государственная система учета династии Чжоу, созданная в первом тысячелетии до н.э., включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов.

Работа состоит из  1 файл

Конспект по аудиту.docx

— 159.18 Кб (Скачать документ)

1.6.

Критерии обязательного  проведения аудита

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических  субъектов подлежит обязательной ежегодной  аудиторской проверке по следующей системе показателей.

  • По критерию организационно-правовой формы подлежат проверке все открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала.
  • По виду деятельности проверке подлежат: кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
  • По финансовым показателям деятельности экономические субъекты подлежат проверке при наличии хотя бы одного из двух показателей:
    • объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному году превышает 50 млн. рублей;
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.
  • По другим критериям, установленным федеральными законами РФ.

Обязательный  аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых  допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных  и страховых организаций, негосударственных  пенсионных фондов, а также консолидированной  отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной  собственности составляет не менее 25%, и договор на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключаются  по итогам размещения заказа путем  проведения торгов в форме открытого  конкурса. Порядок проведения торгов определен в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

1.7.

Сравнение внутреннего  и внешнего аудитов

Внешний аудит проводят аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Внутренний аудит проводится внутри предприятия или организации собственными службами внутреннего контроля.

Различия  и сходства между внешним и  внутренним аудитами приведены в  табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Сравнительная характеристика внутреннего  и внешнего аудитов 

№ п/п

Элемент

Внутренний аудит 

Внешний аудит 

Различия 

1

Заказчик 

Руководство предприятия, организации, учреждения

Органы государственного контроля, владельцы средств, банки, страховые организации 

2

Периодичность

В период осуществления хозяйственной  деятельности

По истечении отчетного  периода 

3

Ограничения

Потребностями самой организации 

Законодательством

4

Квалификация проверяющего

Определяется по усмотрению управленческой структуры 

Строго определяется государством

5

Цели 

Определяются руководством либо явным образом, либо косвенно, из планов

Проистекают из законоположений, интерпретаций судебных инстанций  и других внешних потребностей

6

Отчетность 

Перед руководителем 

Перед сторонними группами, перед руководством организации 

Сходства 

1

Методы 

Применяются одни и те же методы в ходе проверки. Различия существуют на детальном уровне и в степени  точности

2

Данные 

Используют одни и те же данные бухгалтерского учета и отчетности


1.8.

Сравнение аудита и ревизии

Ревизия — это проверка, осуществляемая государственными органами с целью выявления и наказания виновных лиц в мошенничестве и хищениях.

В рамках аудиторской проверки аудитор  выражает мнение о выявленных нарушениях финансово-хозяйственной деятельности без каких-либо санкций.

Различия  между аудитом и ревизией по основным признакам представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3.

Сравнительная характеристика аудита и ревизии 

№ п/п

Отличительные признаки

Аудит

Ревизия

1

Целевые

Выявление, локализация, страховая  оценка и признание недостатков  хозяйственной жизни как ее неотъемлемого  элемента

Выявление, локализация и  оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий и профилактика)

2

Правовые 

Гражданское право: на основе хозяйственных договоров 

Административное право: на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных  органов 

3

Гносеологические 

Проверка достоверности  информации в финансовых отчетах  заказчика 

Установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников

4

Объектные

Все, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояние 

Все, что нарушает действующее  законодательство и учетную политику организации (государства)

5

Управленческие 

Связи горизонтальные, добровольные и без принуждения 

Связи вертикальные, в порядке  административного назначения

6

Принцип оплаты услуг 

Платит клиент или по его  согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения

Платит вышестоящее звено  или государственный орган 

7

Практические задачи

Клиент решает задачи по привлечению  новых пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению платежеспособности

Хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений 

8

Достаточность

Принцип разумной достаточности  с ориентацией на соотношение  затрат и результатов

Принцип максимально возможной  точности и выявления виновных лиц, а также размера ущерба

9

Результаты 

Аудиторское заключение и  рекомендации для заказчика 

Акт ревизии, организационные  выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения


Вопросы для самопроверки

  • К какому периоду историки относят возникновение аудита?
  • Что означает слово «аудит»?
  • Почему в советский социалистический период не было места аудиту в России?
  • Назовите и охарактеризуйте этапы современного становления аудита в России.
  • Какие виды аудиторских услуг могут осуществлять аудиторы?
  • Могут ли аудиторы заниматься другими видами предпринимательской деятельности?
  • Чем отличается индивидуальный аудитор от аудитора?
  • При каких условиях коммерческая организация может заниматься аудиторской деятельностью?
  • Назовите критерии обязательного проведения аудита.
  • Чем отличается внешний аудит от внутреннего аудита?
  • Чем отличается внешний аудит от ревизии?

 

2.Правовое  регулирование аудиторской деятельности  в России

2.1.

Концепции регулирования  аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике существуют две концепции регулирования аудиторской деятельности.

  • Концепция государственного регулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Эта концепция получила распространение  в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ.

  • Концепция саморегулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями и ориентирована в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов.

Эта концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания).

2.2.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

В табл. 2.1 представлена пятиуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Таблица 2.1.

Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в РФ

Уровень

Законодательный акт или нормативный документ

Регулирование

I

- Федеральный закон РФ  от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской  деятельности»; 

- Федеральный закон РФ  от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» (в действующей  редакции);

- Федеральный закон РФ  от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых  организациях»; 

- другие федеральные законы;

- указы Президента 

Устанавливают отношения  в аудиторской деятельности

II

Постановления Правительства  РФ

Определяют общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности

III

Приказы Министерства финансов РФ

Устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов  рынка 

IV

Документы СОА 

Устанавливают нормы аудита в рамках СОА 

V

Документы аудиторских организаций 

Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторской организации 


2.3.

Структура и функции  органов регулирования аудиторской  деятельности

Переход от государственного регулирования  аудиторской деятельности к новым  правовым основам осуществляется передачей  части функций от государства  к саморегулируемым организациям аудиторов (СОА).

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган (УФО) в лице Министерства финансов РФ. Его основными функциями являются:

  • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • ведение государственного реестра СОА, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Для обеспечения общественных интересов  в ходе осуществления аудиторской  деятельности при Министерстве финансов РФ работает Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие основные функции:

  • рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  • одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • оценивает деятельность СОА по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
  • вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • рассматривает обращения и ходатайства СОА в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

Для обеспечения условий осуществления  аудиторской деятельности создаются  некоммерческие СОА.

Саморегулируемая организация  аудиторов осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и устанавливает условия членства аудиторов и аудиторских организаций в СОА;
  • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами СОА, в отношении своих членов;
  • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СОА, а также между ними и потребителями произведенных членами СОА услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СОА в форме отчетов в порядке, установленном уставом СОА или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СОА;
  • представляет интересы членов СОА в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СОА, прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации;
  • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном законодательством и внутренними документами СОА;
  • участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • разрабатывает и утверждает стандарты СОА;
  • принимает кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА;
  • рассматривает жалобы на действия членов СОА и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА.

Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности