Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:14, лекция
Возникновение аудита историки относят примерно к IV тысячелетию до н.э. К тому времени, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Правильность подсчета доходов и расходов, сбора налогов, требовала установления контроля, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных или нечестных чиновников.
В Китае Государственная система учета династии Чжоу, созданная в первом тысячелетии до н.э., включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов.
1.6.
Критерии обязательного проведения аудита
Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующей системе показателей.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, и договор на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключаются по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса. Порядок проведения торгов определен в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
1.7.
Сравнение внутреннего и внешнего аудитов
Внешний аудит проводят аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Внутренний аудит проводится внутри предприятия или организации собственными службами внутреннего контроля.
Различия и сходства между внешним и внутренним аудитами приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудитов
№ п/п |
Элемент |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
Различия | |||
1 |
Заказчик |
Руководство предприятия, организации, учреждения |
Органы государственного контроля, владельцы средств, банки, страховые организации |
2 |
Периодичность |
В период осуществления хозяйственной деятельности |
По истечении отчетного периода |
3 |
Ограничения |
Потребностями самой организации |
Законодательством |
4 |
Квалификация проверяющего |
Определяется по усмотрению управленческой структуры |
Строго определяется государством |
5 |
Цели |
Определяются руководством либо явным образом, либо косвенно, из планов |
Проистекают из законоположений, интерпретаций судебных инстанций и других внешних потребностей |
6 |
Отчетность |
Перед руководителем |
Перед сторонними группами, перед руководством организации |
Сходства | |||
1 |
Методы |
Применяются одни и те же методы в ходе проверки. Различия существуют на детальном уровне и в степени точности | |
2 |
Данные |
Используют одни и те же данные бухгалтерского учета и отчетности |
1.8.
Сравнение аудита и ревизии
Ревизия — это проверка, осуществляемая государственными органами с целью выявления и наказания виновных лиц в мошенничестве и хищениях.
В
рамках аудиторской проверки аудитор
выражает мнение о выявленных нарушениях
финансово-хозяйственной
Различия между аудитом и ревизией по основным признакам представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Сравнительная характеристика аудита и ревизии
№ п/п |
Отличительные признаки |
Аудит |
Ревизия |
1 |
Целевые |
Выявление, локализация, страховая оценка и признание недостатков хозяйственной жизни как ее неотъемлемого элемента |
Выявление, локализация и оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий и профилактика) |
2 |
Правовые |
Гражданское право: на основе хозяйственных договоров |
Административное право:
на основе законов, инструкций, приказов
вышестоящих или |
3 |
Гносеологические |
Проверка достоверности информации в финансовых отчетах заказчика |
Установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников |
4 |
Объектные |
Все, что подрывает |
Все, что нарушает действующее законодательство и учетную политику организации (государства) |
5 |
Управленческие |
Связи горизонтальные, добровольные и без принуждения |
Связи вертикальные, в порядке административного назначения |
6 |
Принцип оплаты услуг |
Платит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения |
Платит вышестоящее звено или государственный орган |
7 |
Практические задачи |
Клиент решает задачи по привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению платежеспособности |
Хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений |
8 |
Достаточность |
Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов |
Принцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также размера ущерба |
9 |
Результаты |
Аудиторское заключение и рекомендации для заказчика |
Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения |
Вопросы для самопроверки
2.Правовое
регулирование аудиторской
2.1.
Концепции регулирования аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике существуют две концепции регулирования аудиторской деятельности.
Эта концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ.
Эта концепция развита в
2.2.
Система нормативного
регулирования аудиторской
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
В табл. 2.1 представлена пятиуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.
Таблица 2.1.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Уровень |
Законодательный акт или нормативный документ |
Регулирование |
I |
- Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; - Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в действующей редакции); - Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; - другие федеральные законы; - указы Президента |
Устанавливают отношения в аудиторской деятельности |
II |
Постановления Правительства РФ |
Определяют общие вопросы
регулирования аудиторской |
III |
Приказы Министерства финансов РФ |
Устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка |
IV |
Документы СОА |
Устанавливают нормы аудита в рамках СОА |
V |
Документы аудиторских организаций |
Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторской организации |
2.3.
Структура и функции
органов регулирования
Переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к новым правовым основам осуществляется передачей части функций от государства к саморегулируемым организациям аудиторов (СОА).
Государственное
регулирование аудиторской
Для обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ работает Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие основные функции:
Для
обеспечения условий
Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет следующие основные функции:
Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности