Сущность аудита и аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:14, лекция

Описание

Возникновение аудита историки относят примерно к IV тысячелетию до н.э. К тому времени, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Правильность подсчета доходов и расходов, сбора налогов, требовала установления контроля, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных или нечестных чиновников.
В Китае Государственная система учета династии Чжоу, созданная в первом тысячелетии до н.э., включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов.

Работа состоит из  1 файл

Конспект по аудиту.docx

— 159.18 Кб (Скачать документ)

2.4.

Совет по аудиторской  деятельности

Министерством финансов РФ утверждаются Положение  о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности.

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем Министерства финансов РФ.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) десять представителей пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) два представителя Министерства  финансов РФ;

3) по одному представителю от  федерального органа исполнительной  власти, осуществляющего функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере развития  предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной  власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя от СОА кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми СОА.

Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз  в три года не менее чем на 25% их общего числа.

Представители СОА подлежат ротации один раз  в год.

Председатель  совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в  состав совета.

Секретарем  совета по аудиторской деятельности является представитель Министерства финансов РФ из числа членов совета.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Оно считается  правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих  в его заседании.

Совет по аудиторской деятельности создает  рабочий орган для подготовки решений совета.

Состав  рабочего органа совета по аудиторской  деятельности и его численность  утверждаются Министерством финансов РФ.

В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят:

1) руководители постоянно действующих  коллегиальных органов управления  и другие представители всех  СОА;

2) руководитель единой аттестационной комиссии;

3) представители Министерства финансов  РФ;

4) представители научной и педагогической  общественности.

Число представителей СОА в рабочем  органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа  членов рабочего органа совета.

Состав  рабочего органа совета по аудиторской  деятельности подлежит ротации один раз в три года. В количественном отношении ротации подлежит не менее 30% из общего числа членов рабочего органа совета.

Ротации не подлежат:

1) руководители постоянно действующих  коллегиальных органов управления  СОА;

2) представители Министерства финансов  РФ;

3) руководитель единой аттестационной  комиссии.

Регламент совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждаются советом по аудиторской деятельности.

Сведения  о деятельности совета по аудиторской  деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

Совет по аудиторской деятельности должен поддерживать высокий профессиональный уровень аудиторской деятельности в общественных интересах.



2.5.

Саморегулируемая  организация аудиторов

Саморегулируемой организацией аудиторов (СОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая  организация приобретает статус СОА с момента ее включения  в государственный реестр СОА, который ведет Министерство финансов РФ.

Требования, необходимые для включения в государственный реестр СОА:

1) наличие членов не менее  700 физических лиц или не менее  500 коммерческих организаций;

2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечение СОА дополнительной  имущественной ответственностью  каждого ее члена перед потребителями  аудиторских услуг и иными  лицами посредством формирования  компенсационного фонда (компенсационных  фондов) СОА.

В СОА создается постоянно действующий  коллегиальный орган управления, независимые члены которого должны составлять не менее одной пятой  числа членов этого органа.

Для осуществления деятельности в СОА должны быть созданы:

  • специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СОА требований Закона об аудиторской деятельности;
  • стандарты аудиторской деятельности;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • кодекс профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов СОА мер дисциплинарного воздействия.

СОА имеет право:

  • от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СОА, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  • участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  • вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  • запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения СОА возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке;
  • устанавливать требования, дополнительные к предусмотренным Законом об аудиторской деятельности, в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами;
  • устанавливать требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
  • устанавливать меры, дополнительные к мерам, предусмотренным Законом об аудиторской деятельности;
  • устанавливать меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона об аудиторской деятельности;
  • устанавливать стандарты аудиторской деятельности;
  • устанавливать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • устанавливать кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

СОА не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СОА и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

СОА не может являться членом другой СОА.

СОА обязано:

  • осуществлять функции, установленные законодательством;
  • участвовать в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной Законом об аудиторской деятельности;
  • сообщать в Министерство финансов РФ об изменениях в сведениях о СОА для внесения в государственный реестр СОА, а также о возникшем несоответствии СОА требованиям, установленным Законом об аудиторской деятельности, не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;
  • сообщать в Министерство финансов РФ о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных СОА в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются Министерством финансов РФ;
  • представлять в Министерство финансов РФ отчет об исполнении СОА, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются Министерством финансов РФ;
  • подтверждать соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СОА, требования об обучении по программам повышения квалификации;
  • не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представлять в Министерство финансов РФ и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СОА;
  • оказывать содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью СОА.

СОА ведет реестр аудиторов и аудиторских организаций — своих членов.

Реестр  аудиторов и аудиторских организаций — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций.

Контрольный экземпляр реестра  аудиторов и аудиторских организаций — свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов  и аудиторских организаций, осуществляется Министерством финансов РФ.

Порядок ведения реестров, а также перечень включаемых в них сведений устанавливаются  Министерством финансов РФ. Реестры  ведутся на бумажном и электронном  носителях. При несоответствии между  записями на бумажном носителе и электронном  носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Сведения  о члене СОА вносятся СОА в  реестр аудиторов и аудиторских  организаций не позднее семи рабочих  дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о приеме в члены  СОА.

Сведения, содержащиеся в реестре аудиторов  и аудиторских организаций, являются открытыми и общедоступными, предоставляются  по письменному запросу заинтересованного  лица не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного  запроса.

Сведения  обо всех изменениях в реестр аудиторов  и аудиторских организаций представляются аудиторской организаций или  аудитором в письменной форме  в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения таких  изменений.

Сведения  о прекращении членства аудиторской  организации и аудитора в СОА вносятся в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства.

В течение 7 рабочих дней со дня внесения изменений в реестр аудиторов  и аудиторских организаций СОА  сведения передаются в Министерство финансов РФ для отражения информации в контрольном экземпляре реестра  аудиторов и аудиторских организаций.

Министерство  финансов РФ в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения  информации, вносит соответствующие  сведения или изменения в сведения в контрольный экземпляр реестра  аудиторов и аудиторских организаций.

Плата за внесение сведений в реестр аудиторов  и аудиторских организаций не взимается.

Вопросы для самопроверки

  • Какая концепция регулирования аудиторской деятельности существует в РФ?
  • Назовите основные нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ.
  • Назовите структуру органов регулирования аудиторской деятельности.
  • Назовите функции уполномоченного федерального органа.
  • Назовите функции СОА.

3.

Аудиторские организации

3.1.

Требования, предъявляемые  к аудиторским организациям

Аудиторская организация создается для осуществления только аудиторской деятельности.

К аудиторской организации предъявляются следующие требования:

  • является коммерческой организацией;
  • является членом только одной саморегулируемой организации аудиторов;
  • создается в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
  • доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
  • численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;
  • безупречная деловая репутация;
  • наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
  • уплата взносов в СОА в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
  • уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СОА.

Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности