Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:14, лекция
Возникновение аудита историки относят примерно к IV тысячелетию до н.э. К тому времени, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Правильность подсчета доходов и расходов, сбора налогов, требовала установления контроля, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных или нечестных чиновников.
В Китае Государственная система учета династии Чжоу, созданная в первом тысячелетии до н.э., включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов.
В
России в соответствии с Федеральным
законом «Об аудиторской
Таблица 5.1.
Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
№ правила (стандарта) |
Название правила (стандарта) |
1 |
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
2 |
Документирование аудита |
3 |
Планирование аудита |
4 |
Существенность в аудите |
5 |
Аудиторские доказательства |
6 |
Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности |
7 |
Контроль качества выполнения заданий по аудиту |
8 |
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности |
9 |
Связанные стороны |
10 |
События после отчетной даты |
11 |
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
12 |
Согласование условий проведения аудита |
13 |
Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита |
14 |
Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита |
15 |
(Утратило силу) |
16 |
Аудиторская выборка |
17 |
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
18 |
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
19 |
Особенности первой проверки аудируемого лица |
20 |
Аналитические процедуры |
21 |
Особенности аудита оценочных значений |
22 |
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
23 |
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
24 |
Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами |
25 |
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
26 |
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
27 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
28 |
Использование результатов работы другого аудитора |
29 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
30 |
Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации |
31 |
Компиляция финансовой информации |
32 |
Использование аудитором результатов работы эксперта |
33 |
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности |
34 |
Контроль качества услуг в аудиторских организациях |
Закон об аудиторской деятельности, вступивший в действие с 1 января 2009 г., предусматривает следующую классификацию стандартов аудита:
1) федеральные стандарты
2) стандарты СОА.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к
2) разрабатываются в
3) являются обязательными для
аудиторских организаций,
Стандарты СОА:
1) определяют требования к
2) не могут противоречить
3) не должны создавать
4) являются обязательными для
аудиторских организаций,
В новом законе представлена новая классификация стандартов аудита в России, и ее отличие от предыдущей классификации заключается в исключении внутренних стандартов аудиторских организаций.
Вопросы для самопроверки
6.
Контроль в аудиторской деятельности
6.1.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью СОА
Государственный контроль (надзор) за деятельностью СОА осуществляет Министерство финансов РФ.
Предметом данного контроля является соблюдение СОА требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью СОА осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановая проверка СОА осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым Министерством финансов РФ.
Внеплановая проверка СОА осуществляется на основании поданной в Министерство финансов РФ жалобы на действия (бездействие) СОА, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в Министерство финансов РФ:
Законодательством
Российской Федерации могут быть
установлены иные основания для
осуществления внеплановой
Порядок назначения и осуществления проверки СОА, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Министерством финансов РФ.
Руководитель проверяемой СОА вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю Министерства финансов РФ в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем совершения действия (бездействия).
В случае выявления нарушений СОА требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, Министерство финансов РФ по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:
Министерство финансов РФ в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения по результатам проверки СОА, обязано сообщить ей в письменной форме о принятом в отношении ее решении.
О
результатах проведенной
СОА в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, установленного Министерством финансов РФ для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме Министерство финансов РФ, а также совет по аудиторской деятельности об устранении выявленных нарушений на его ближайшем заседании.
6.2.
Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.
Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении СОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СОА в отношении своих членов.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют СОА в отношении своих членов, а также Министерство финансов РФ.
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
СОА в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности:
1) формы внешнего контроля;
2) сроки;
3) периодичность проверок.
Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов осуществляется в форме внешних плановых и внеплановых проверок.
Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляются:
Внеплановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется на основании поданной в СОА или в Министерство финансов РФ жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
Законодательством
Российской Федерации могут быть
установлены иные основания для
осуществления внеплановой
Министерство
финансов РФ обязано проинформировать
СОА, членом которой является проверенная
аудиторская организация, о результатах
проверки и решении, принятом в отношении
указанной аудиторской
6.3.
Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, выполняя задания по аудиту, должны соблюдать единые требования в отношении контроля качества выполнения заданий по аудиту.
Руководитель аудиторской
Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за качество выполнения каждого задания по аудиту, которым он руководит. Он должен на всех стадиях аудита демонстрировать участникам аудиторской группы высокое качество работы на примере собственных действий или путем соответствующих указаний участникам аудиторской группы. Такие действия и указания должны подчеркивать:
Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности