Сущность конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение и установление путей повышения конкурентоспособности ООО «Адидас».
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1. Изучение и систематизация теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия;
2. Анализ системы управления конкурентоспособностью организации;
3. Установление направлений совершенствования конкурентоспособности ООО «Адидас»;
4. Анализ потребителей нижегородского рынка спортивных товаров;
5. Разработка новой технологии обслуживания покупателей.
6. Рекомендации путей улучшения конкурентного статуса ООО «Адидас».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….6
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия…………………………..6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………….18
1.3. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия………………..25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «АДИДАС»…………………………………………………………………...39
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Адидас»………...39
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………………43
2.3. Анализ потребителей нижегородского рынка спортивных товаров……….55
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА ООО «АДИДАС»…………………………………………………………………...61
3.1. Разработка новой технологии обслуживания покупателей………………..61
3.2. Совершенствование кредитной политики ООО «Адидас»………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..73

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 566.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И  ФАКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….6

1.1.     Сущность конкурентоспособности предприятия…………………………..6

1.2.     Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………….18

1.3.     Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия………………..25

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ  НА ПРИМЕРЕ                     ООО «АДИДАС»…………………………………………………………………...39

2.1.  Организационно-экономическая характеристика ООО «Адидас»………...39

2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………………43

2.3. Анализ потребителей нижегородского  рынка спортивных товаров……….55

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО  СТАТУСА                ООО «АДИДАС»…………………………………………………………………...61

3.1.  Разработка новой технологии обслуживания покупателей………………..61

3.2.  Совершенствование кредитной политики ООО «Адидас»………………...66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..73

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую  силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении.

Выбранная тема выпускной квалифицированной работы достаточно актуальна в настоящее время. Конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость – это сложные и взаимосвязанные категории.

С одной стороны, повышение конкурентоспособности  предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне финансовой устойчивости.

С другой стороны, неустойчивое финансовое состояние предприятия не позволяет  успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.

Актуальность проблемы обеспечения  конкурентоспособности предприятия  вызвала интерес большой группы зарубежных и отечественных исследователей, в том числе Кныш М.И., Орлова Б.Л., Осипова В.В., Риполь-Сарагоси Ф.Б., Рагрина В.Н., Савицкой Г.В., Филатова О.К., Маргулис Е.И., Рябовой Т.Ф.

Объектом исследования в работе является система управления конкуренцией общества с ограниченной ответственностью «Адидас».

Предмет изучения – пути повышения конкурентоспособности фирмы.

Цель исследования – изучение и установление путей повышения конкурентоспособности ООО «Адидас».

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

  1. Изучение и систематизация теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия;
  2. Анализ системы управления конкурентоспособностью организации;
  3. Установление направлений совершенствования конкурентоспособности ООО «Адидас»;
  4. Анализ потребителей нижегородского рынка спортивных товаров;
  5. Разработка новой технологии обслуживания покупателей.
  6. Рекомендации путей улучшения конкурентного статуса                              ООО «Адидас».

Теоретическая актуальность разработки путей повышения конкурентоспособности ООО «Адидас» состоит в том, что, несмотря на многочисленность исследований, существуют значительные разногласия между различными авторами и в определениях конкурентоспособности, и в выделении факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и в подходах к её изучению.

Методы исследования:

    1. Изучение научно - методической и периодической печати;
    2. Анализ внутриорганизационной документации;
    3. Интервью с работниками ООО «Адидас»;
    4. Опрос потребителей товара;
    5. Собственные наблюдения.

Выпускная квалифицированная работа представляет собой анализ и систематизацию имеющегося материала по проблеме конкурентоспособности на базе конкретного розничного предприятия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  оно содержит разработки рекомендаций по улучшению конкурентоспособности предприятия, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия.

Выпускная квалифицированная  работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе «Теоретические основы и факты, влияющие на конкурентоспособность предприятия» основное внимание уделено сущности конкурентоспособности, рассмотрены различные определения конкурентоспособности, их виды и факторы, а также подходы к оценке конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе «Анализ  системы управления конкурентоспособностью предприятия на примере ООО Адидас» представлена оценка конкурентоспособности предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности, процесса управления, труда и персонала предприятия, проведен сравнительный анализ конкурентов предприятия.

В третьей главе диплома  «Пути повышения конкурентного  статуса            ООО «Адидас» рассмотрены пути улучшения финансово-экономического развития предприятия, сделаны предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ                         НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Сущность конкурентоспособности предприятия

Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.

Понятие конкурентоспособность  предприятия очень многогранно  и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как  товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Надо признать, что  подходов к конкуренции множество. И далеко не все компании стремятся  к активной конкуренции.

По некоторым исследованиям 48 процентов менеджеров и управленцев согласны на мирное сосуществование; 28 процентов согласны на кооперацию с конкурентами; 1 процент идет на сговор; 3 процента рассматривают конкуренцию, как конфликт; 17 процентов воспринимают ее, как борьбу. То есть только 20 процентов руководителей ввязываются в открытую (или скрытую) конкурентную борьбу, а 80 процентов смирились с присутствием конкурентов и даже согласны не просто терпеть их, а еще и делиться долей рынка, лишь бы не конфликтовать.1

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Так же конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.2

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность предприятия  получать реальную оценку ожиданий  целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос, как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать  производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

3.Способность проводить  эффективную текущую маркетинговую  политику.

4. Способность изыскивать  и создавать условия для снижения  затрат на обеспечение факторами  производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию  и удержанию технологического  производства над другими членами  отраслевого сообщества, что требует  своевременного обновления применяемых  технологий.

6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие  высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так  и на управленческом уровнях.  Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий.

Реализация перечисленных  качеств на продолжительном временном  интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов. 3

Всё вместе это расширяет  возможности предприятия и снижает  его удельные затраты на финансовом, сырьевом и  других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение  конкурентоспособности предприятия  и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды. Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним. Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1 – 6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании. Следует отметить связь между свойствами 1 – 4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1 – 4, но без успешной реализации 1 – 4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна – для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции.4

Основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Параметры, характеризующие конкурентоспособность товара

Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду). Они включают:

- параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;

Информация о работе Сущность конкурентоспособности предприятия