Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования».
В рамках данной цели в данной квалификационной работе будут рассмотрены следующие задачи:
- теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
1.1 Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды
1.2 Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов
1.3 Мировой опыт формирования социальных внебюджетных фондов
2. Анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
2.1 Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ
2.2 Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды
2.3 Особенности исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3. Направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.1 Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.2 Основные направления совершенствования механизма страховых взносов
4. Правовое обеспечение
5. Программное обеспечение
Заключение
Список литературы и использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 1,001.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, сегодня работодателям в области  угольной промышленности предлагается финансировать обязательства предыдущих лет (с 1970-х годов по настоящее время), возникшие в отношении указанных работников в советский период или после 1991 года у других коммерческих организаций. Вызывает обеспокоенность официальное подтверждение представителя Минздравсоцразвития России, что аналогичные доплаты могут быть введены для работников других отраслей промышленности, занятых на работах с особыми условиями труда. Тем самым задачу предлагается решать не за счет перехода на профессиональные пенсионные системы (ППС) и формирования отдельного источника средств для выплаты досрочных пенсий. На выплату досрочных пенсий продолжат отвлекаться значительные средства пенсионного страхования, которые могли бы идти на повышение размера трудовых пенсий "обычным" (не досрочным) пенсионерам.

В финансовой сфере  обязательного социального страхования не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством, чем обусловлена ее несбалансированность и, как следствие, периодические концептуальные изменения в системе обязательного социального страхования (уже третьи с момента начала реализации пенсионной реформы в 2002 году). [21]

В качестве первого  шага может быть введена уплата работниками  взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1%, как это  происходило до 2002 года. Это необходимо в т.ч. для повышения заинтересованности работников в формировании будущих пенсий и контроля за перечислением взносов работодателем.

Итак, выделим  основные предложения:

- с участием  предпринимательского сообщества  подготовить предложения о распространении на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, льготных размеров страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов (по аналогии с плательщиками ЕСХН);

- предусмотреть  различные варианты формирования  добровольных пенсионных накоплений  работниками с уровнем заработной платы, превышающим 415 тыс. руб. в год;

- предусмотреть  меры экономического стимулирования, направленные на сохранение и  развитие корпоративных пенсионных  систем;

- предусмотреть  меры против обесценивания пенсионных  накоплений в связи с инфляцией, в т.ч.:

а) меры, направленные на повышение доходности от инвестирования средств пенсионных накоплений;

б) ввести систему  государственного страхования обязательных пенсионных накоплений граждан и  взносов, добровольно вносимых гражданами на накопительную часть пенсии и софинансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния (по аналогии с государственным страхованием банковских вкладов);

в) ввести систему  объединенных гарантийных фондов для  накоплений граждан по добровольному негосударственному пенсионному обеспечению (корпоративные пенсии, добровольные пенсионные взносы и т.п.);

- рассмотреть  возможность отнесения к расходам  на оплату труда при исчислении  налога на прибыль расходов  на доплату до фактического  заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.

Выводы

Изучив третью главу диплома, пришла к следующим  выводам. Выплаты работнику, которые  предусмотрены в трудовом договоре и составляют заработную плату, облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование. Выплаты по ученическим договорам (как стипендии, так и оплата работы) не облагаются страховыми взносами, поскольку не относятся к объекту обложения. Компенсации не облагаются страховыми взносами при наличии определенных условий (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Надбавки и доплаты за работу с особыми условиями труда, а также компенсации облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование. Компенсации, выплачиваемые вместо выдачи положенного за вредные условия труда молока, не облагаются страховыми взносами в пределах установленных норм. При выплате компенсации на содержание автомобильным средством не нужно начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование. Если заработная плата или другие выплаты, причитающиеся работнику, произведены с опозданием, работодатель обязан компенсировать задержку выплаты, она страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается. Стоимость выдаваемой спецодежды страховыми взносами не облагается. Форменную одежду носят работники самых разных категорий. Если работодатель обязан выдать форменную одежду в силу закона, ее стоимость страховыми взносами не облагается.

Данные нюансы могут вызвать множество проблем  при уплате страховых взносов. С переходом на новую систему обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы можно выделить следующие основные направления совершенствования механизма страховых взносов:

- снизить налоговые  ставки по специальным налоговым  режимам;

- с участием  предпринимательского сообщества  подготовить предложения о распространении  на налогоплательщиков, применяющих  УСН и ЕНВД, льготных размеров  страховых взносов на переходный  период 2011-2014 годов;

- предусмотреть  различные варианты формирования добровольных пенсионных накоплений работниками с уровнем заработной платы, превышающим 415 тыс. руб. в год;

- предусмотреть  меры экономического стимулирования, направленные на сохранение и  развитие корпоративных пенсионных  систем;

- предусмотреть  меры против обесценивания пенсионных накоплений в связи с инфляцией;

- рассмотреть  возможность отнесения к расходам  на оплату труда при исчислении  налога на прибыль расходов  на доплату до фактического  заработка в случае временной  утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.

 

4. Правовое обеспечение

 

С 1 января 2010 года вступили в силу два новых закона (отдельные положения начинают действовать  в иные сроки):

- Федеральный  закон от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ "О  страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

- Федеральный  закон от 24 июля 2009 г N 213-ФЗ "О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон N 213-ФЗ вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ, - это отмена гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог".

Данные новшества касаются как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, применяющих как общий режим налогообложения, так и спецрежимы. С 2010 года спецрежимники ("упрощенцы" и налогоплательщики, применяющие ЕНВД) являются плательщиками страховых взносов, которые уплачиваются на основании Закона N 212-ФЗ. [4]

Основные изменения, интересные, в первую очередь, налогоплательщикам, внесены в следующие нормативные  документы:

1) федеральные  законы:

- от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

- от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного  пенсионного страхования" (далее  - Закон N 27-ФЗ);

- от 24 июля 1998 г  N 125-ФЗ "Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ);

- от 16 июля 1999 г  N 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования";

- от 15 декабря  2001 г N 167-ФЗ "Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации";

- от 29 декабря  2006 г N 255-ФЗ "Об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,  подлежащих обязательному социальному  страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ);

2) Налоговый  кодекс;

3) Кодекс об административных правонарушениях;

4) Трудовой кодекс.

Также признан  утратившим силу Федеральный закон  от 31 декабря 2002 г N 190-ФЗ "Об обеспечении  пособиями по обязательному социальному  страхованию граждан, работающих в  организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

В связи с  изменением порядка администрирования  страховых взносов в настоящее  время идет подготовительная работа в ФСС и ПФР совместно с  налоговыми органами. В нее входит формирование нормативно-правовой базы, адаптация программного обеспечения к новым информационно-технологическим задачам, подготовка и переподготовка кадров, организация информационно-разъяснительной работы для страхователей. В настоящее время закончилась передача базы данных о плательщиках ЕСН в ФСС и ПФР.

В связи с  этим организациям и индивидуальным предпринимателям представляется целесообразным сделать акты сверки с налоговой  инспекцией по уплате ЕСН. Выявить все  расхождения и устранить их, а также в случае необходимости провести зачет излишне уплаченных сумм или их возврат на расчетный счет. Как показывает практика даже в случае выполнения предупредительных мер со стороны налогоплательщика нельзя быть уверенным, что впоследствии проблем не возникнет.

На сайтах Минздравсоцразвития  и ФСС - www.minzdravsoc.ru и www.fss.ru - можно  получить дополнительную информацию по принятию новых нормативных документов, а также по их проектам.

На сайте  ФСС представлен целый раздел, посвященный новым страховым взносам ("Переход с 2010 года на уплату страховых взносов"), в котором представлены:

- нормативно-правовые  акты;

- горячая линия  по вопросам перехода с ЕСН  на уплату страховых взносов;

- переход на  уплату страховых взносов: что  нужно знать страхователю.

Cуществующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты, связанные с принятием Законов N 212-ФЗ и 213-ФЗ представлены в Приложении 2.

На сайте  Минздравсоцразвития представлены проекты следующих документов:

- Приказа от 3 ноября 2009г. "Об утверждении форм документов для осуществления контроля за уплатой страховых взносов". Этим документом предлагается утвердить ряд форм, например форму решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (приложения 1, 2, формы 1-ПФР, 1-ФСС РФ), форму решения о проведении выездной проверки (приложения 9, 10, формы 6-ПФР, 6-ФСС РФ), форму акта камеральной проверки (приложения 17, 18 формы 12-ПФР, 12-ФСС), форму акта выездной проверки (приложения 20, 21, формы 13-ПФР, 13-ФСС) и другие;

- Приказа от 23 октября 2009г. "Об утверждении  формы расчета по начисленным  и уплаченным страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование  в Пенсионный фонд Российской  Федерации, страховым взносам  на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам". Данным приказом предполагается утвердить форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) согласно приложению);

- Приказа от 20 октября 2009г. "Об утверждении  Перечня документов, которые должны  быть представлены страхователем  для принятия решения территориальным  органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения". Данным документом предполагается утвердить перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения согласно приложению;

- Приказа от 20 октября 2009г. "Об утверждении  порядка учета страховых взносов  на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Данным документом предполагается утвердить порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

Информация о работе Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды