Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования».
В рамках данной цели в данной квалификационной работе будут рассмотрены следующие задачи:
- теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
1.1 Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды
1.2 Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов
1.3 Мировой опыт формирования социальных внебюджетных фондов
2. Анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
2.1 Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ
2.2 Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды
2.3 Особенности исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3. Направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.1 Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.2 Основные направления совершенствования механизма страховых взносов
4. Правовое обеспечение
5. Программное обеспечение
Заключение
Список литературы и использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 1,001.00 Кб (Скачать документ)

Если работник по согласованию с работодателем  переезжает работать в другую местность (например, при переводе из филиала  в головную организацию или наоборот), то работодатель обязан возместить ему  некоторые расходы. Они определены в ст. 169 ТК РФ:

- расходы по  переезду работника, членов его  семьи и провозу имущества;

- расходы по  обустройству на новом месте  жительства.

Конкретные  размеры компенсаций устанавливаются  сторонами трудового договора (ч. 2 ст. 169 ТК РФ). Данные компенсации предусмотрены трудовым законодательством РФ и связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и страховыми взносами не облагаются (п. 2 ч. 1, абз. 1 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

На практике часто возникает следующий вопрос: относится ли оплата жилья переехавшему работнику к расходам на обустройство на новом месте жительства (ст. 169 ТК РФ).

Если расходы  на обустройство включают оплату жилья, то страховые взносы с компенсации  работнику расходов на наем жилых  помещений платить не надо (абз. 1 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Если нет - то, наоборот, уплатить взносы придется, поскольку такие выплаты не будут являться компенсацией, установленной законодательством РФ. А значит, на них не будет распространяться освобождение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Многие работодатели выдают своим работникам специальную  одежду, которая защищает сотрудников  от негативных производственных факторов.

В отдельных  случаях работодатели обязаны за свой счет обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. В частности, такие правила предусмотрены Трудовым кодексом РФ в отношении сотрудников, которые заняты на работах (абз. 6 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ): с вредными и (или) опасными условиями труда; с особыми температурными условиями; с загрязнениями. В этих случаях стоимость выдаваемой спецодежды страховыми взносами не облагается. Вместе с тем компенсации не облагаются страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. Так предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Если внутренние нормы выдачи спецодежды улучшают защиту по сравнению с типовыми правилами, то стоимость одежды в пределах норм, установленных работодателем, взносами не облагается. Правда, при таком подходе существует риск.

Если работодатель обеспечивает спецодеждой работников, хотя закон этого не требует и  такое решение может быть закреплено в коллективном, трудовых договорах  или локальном нормативном акте, то в таком случае стоимость выданной спецодежды облагается взносами на обязательное социальное страхование, поскольку она включается в объект обложения страховыми взносами согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и не подпадает под действие ст. 9 данного Закона. [27]

По итогам каждого  месяца с облагаемых выплат работникам по трудовым договорам необходимо исчислить и уплатить ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам. Перечислить их в бюджеты ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС необходимо не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены (ч. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Форменную одежду носят работники самых разных категорий. Если работодатель обязан выдать форменную одежду в силу закона, ее стоимость страховыми взносами не облагается. Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ к необлагаемым выплатам относится стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также госслужащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой.

Например, не облагается страховыми взносами стоимость форменной одежды, выданной работникам ведомственной охраны (ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Если выдача форменной одежды законодательством  не предусмотрена, но такие положения закреплены в трудовом, коллективном договоре или локальном нормативном акте, со стоимости одежды нужно исчислить и уплатить страховые взносы.

 

3.2 Основные  направления совершенствования  механизма страховых взносов

 

Как известно, в июле 2009 года были приняты федеральные законы, направленные на развитие системы обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы.

В настоящее  время организации и индивидуальные предприниматели применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) платят налог по ставкам 6% для объекта "доходы" и 15% для объекта "доходы минус расходы", а организации и индивидуальные предприниматели применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - 15%. Суммы налогов по УСН и ЕНВД согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 56, 61.1, 61.2, 146) распределяются между региональными и муниципальными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов. При этом в регионы и муниципалитеты сумма налогов по УСН и ЕНВД поступает по нормативу 90%. Оставшиеся 10% распределяются между бюджетами государственных внебюджетных фондов. Причем сумма минимального налога по УСН распределяется только между фондами. Действующие нормативы распределения представлены в табл. 3.1. Таким образом, в размер налоговой ставки по УСН и ЕНВД заложена доля, подлежащая перечислению в указанные фонды. Размер этой доли (налоговой ставки) составляет: по УСН - 0,6% для объекта "доходы" и 1,5% для объекта "доходы минус расходы"; по ЕНВД - 1,5%. Соответственно предприниматели, применяющие УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании бюджетов государственных внебюджетных фондов, уплачивая своеобразный "единый социальный налог". К тому же "упрощенцы" и "вмененщики" платят взносы в ПФР в размере 14% ФОТ.

 

Таблица 3.1

Распределение поступлений от специальных налоговых  режимов, %

вид налоговых  поступлений

Бюджетная система

государственные внебюджетные

фонды

региональные  бюджеты

бюджеты муниципальных  районов

бюджеты городских  округов

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

УСН

90

-

-

-

5

0,5

4,5

УСН-патент

90

-

-

-

5

0,5

4,5

УСН-ППП

-

-

-

60

20

2

18

ЕНВД

-

90

90

-

5

0,5

4,5


 

С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут  полностью зачисляться в бюджеты  субъектов РФ и бюджеты муниципальных  образований. Новые нормативы распределения представлены в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2

Распределение поступлений от специальных налоговых  режимов с 1 января 2011 года, %

Вид налоговых  поступлений

Бюджетная система

государственные внебюджетные фонды

региональные  бюджеты

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских  округов

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

УСН

100

-

-

-

-

-

-

УСН-патент

100

-

-

-

-

-

-

УСН-ППП

100

-

-

-

-

-

-

ЕНВД

-

100

100

-

-

-

-


 

С 1 января 2011 года для "упрощенцев" и "вмененщиков" ставка страховых взносов увеличивается  на 20%. Причем для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, ставка страховых взносов увеличится на 8%, а для плательщиков, в отношении которых предусмотрены льготные ставки страховых взносов (применяющих ЕСХН и др.), - на 6,2% (в 2011-2012 гг.) и 13,1% (в 2013-2014 гг.).

В результате с 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Для плательщиков же, применяющих  общий режим налогообложения, увеличение финансовой нагрузки произойдет в 1,3 раза, а для плательщиков, применяющих ЕСХН, - в 1,4 раза (в 2011-2012 гг.) и 1,9 раза (в 2013-2014 гг.) соответственно.

Малый бизнес, применяющий  УСН и ЕНВД, ставится не только в  неравное положение по сравнению  с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства, "вымирания".

Увеличение  в условиях кризисных явлений  финансовой нагрузки на фонд оплаты труда  для всех без исключения категорий  предпринимателей будет означать, что  организации различными способами  начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации. Уменьшатся вложения бизнеса в экономику, сократится приток инвестиций, который по прогнозам Правительства РФ в 2010 году составит мизерный 1%. В конечном итоге пострадает доходная часть бюджета, который и так имеет существенный дефицит. Другие же хозяйствующие субъекты, у которых нет прибыли (а таких сегодня немало), по нашим оценкам, будут вынуждены попросту прекратить свой бизнес. Особенно эти опасения сильны в отношении малого бизнеса, применяющего УСН и ЕНВД. [12]

Следует распространить на плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов: 20,2% на 2011 и 2012 годы, 27,1% на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками ЕСХН). В таком случае выпадение доходов из бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес окажется хоть и ощутимым, но постепенным, и у малого бизнеса будет время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Необходимо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам. Предлагается установить налоговые ставки по УСН в размере 5% для объекта "доходы" и 13% для объекта "доходы минус расходы", по ЕНВД - 13%. Можно предпринять и другие компенсирующие меры: например, рассмотреть вопрос о введении так называемой "инвестиционной льготы" по налогу на прибыль с организации, "налоговых каникул" для малых инновационных предприятий и др.

Законом N 213-ФЗ признается утратившим силу п. 15 ст. 255 Налогового кодекса РФ, предусматривающий отнесение к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль организаций расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, расходы работодателей на доплату к пособиям по временной нетрудоспособности до размера средней заработной платы должны будут производиться за счет прибыли организации.

Вместе с  тем, если указанные доплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, сохраняется их отнесение к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль (на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, ст. 41 Трудового кодекса РФ). Подобное разделение работодателей в зависимости от наличия или отсутствия заключенного коллективного договора представляется неоправданным.

Может возникнуть путаница в полномочиях по предоставлению разъяснений по действию норм Закона N 212-ФЗ между ПФР, ФСС, Минздравсоцразвития  России. Кроме того, как представляется, будет невозможно зачесть переплату по одному взносу в счет другого взноса и налога, а при оформлении платежного поручения с ошибкой в коде бюджетной классификации (КБК) обязанность по уплате взносов не будет считаться исполненной. У бизнеса есть опасения, что в результате может существенно увеличиться документооборот за счет сдачи дополнительных ежеквартальных отчетов, а эффективность администрирования окажется на первых порах крайне низкой.

В существующей системе обязательного социального страхования сохраняются "нестраховые" функции и выплаты (т.е. не связанные с возмещением утраченного заработка застрахованному лицу при наступлении страхового случая), что размывает имеющиеся страховые элементы, уводит сложившуюся систему от экономических методов функционирования. За счет увеличения тарифа взносов на обязательное пенсионное страхование (на 6% с 1 января 2011 года) в основном пополняется солидарная часть (которая теперь возрастет с 6 до 10%), предназначенная, в частности, на финансирование фиксированного базового размера пенсии. Отчисления на пополнение страхового пенсионного капитала (например, для застрахованных лиц 1966 года рождения и старше) увеличатся всего на 2% (с 14 до 16%).

Две из трех сторон социального партнерства в сфере  труда (работники и работодатели) фактически не участвуют в управлении системой обязательного социального страхования, установлении тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования, размеров страховых пособий и выплат, чему способствует и законодательно не урегулированный статус государственных внебюджетных (социальных) фондов.

Информация о работе Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды