Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать сущность заемного капитала предприятия;
- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру заемного капитала;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала ……………… 6
1.1.Понятие и структура заемного капитала ………………………….….. 6
1.2. Способы привлечения заемных средств ………………………….… 14
1.3. Разработка политики привлечения заемных средств ……………….24
Глава 2. Анализ использования заемных средств в ОАО «Тамбовагропромкомплект»,,,………………………………………………… 32
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………….. 32
2.2. Анализ состава и структуры заемного капитала …………………... 38
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств …………. 49
Глава 3. Пути повышения эффективности управления заемным капиталом в ОАО «Тамбовагромкомплект»…………………………………. 55
3.1. Политика привлечения банковского кредита …………………..….. 55
3.2. Расчет использования финансового лизинга …………….………… 62
3.3. Оценка эмиссии облигационного займа ……………………………. 71
Заключение ……………………………………………………………….. 75
Библиографический список ……. …………………………….……….… 85
Приложения …………………………………………………..……………

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1,018.00 Кб (Скачать документ)

å А = Fпервонач. х На,

где Fпервонач. – первоначальная стоимость объекта лизинга;

       На – норма амортизации.

В нашем случае å А = 11 000 х 10% = 1100 тыс.руб. за каждый год.

Во-вторых, рассчитаем стоимость  техники на конец каждого года:

1 год = 11000-1100 = 9900 тыс.руб.

2 год = 9900-1100 = 8800 тыс.руб.

3 год = 8800-1100 = 7700 тыс.руб.

4 год = 7700-1100 = 6600 тыс.руб.

В-третьих, произведем расчет среднегодовой стоимости арендуемой  техники:

1 год = тыс.руб.

2 год = тыс.руб.

3 год = тыс.руб.

4 год = тыс.руб.

Полученные значения занесем в следующую таблицу 3.2.

Таблица 3.2

Среднегодовая стоимость  техники, тыс. руб.

Год

Стоимость техники на начало года

å А

Стоимость техники на конец года

Среднегодовая стоимость  техники

1

11000

1100

9900

10450

2

9900

1100

8800

9350

3

8800

1100

7700

8250

4

7700

1100

6600

7150


 

После расчета среднегодовой  стоимости необходимо определить размер лизингового платежа за данный период по формуле [18, с.387 ]:

Лп = А + Пк + Пк + Пком + Пу + НДС, где

Лп - общая сумма лизинговых платежей;

А – величина амортизационных  отчислений;

Пк – платежи лизингодателю за использованные им кредитные ресурсы;

Пком – размер комиссионных выплат;

Пу – это плата за дополнительные услуги лизингодателя

НДС – размер налога на добавленную стоимость .

Таким образом, необходимо также рассчитать:

    1. Пк= ,

 где К - величина кредитных ресурсов, привлекаемых для проведения лизинговых операций;

СК - ставка за пользование  кредитными ресурсами.

    1. Пком = ,

 где СКВ - ставка комиссионного вознаграждения.

    1. Пу= ,

где Рк - командировочные расходы работников лизингодателя;

Ру - расходы по оказанию юридических услуг;

Рэ - расходы по эксплуатации оборудования.

    1. На = ,

где В - выручка по лизинговой сделке, облагаемая налогом на добавленную стоимость:

    1. В = Пк + Пком + Пу

 

Для начала, отметим, что  по данным табл.3.2. сумма амортизационных  отчислений неизменно равна 1100 тыс.руб.

За 2008 год:

1) Пк1= = 10450х10% = 1045 тыс. руб.

2) Пком = = Пк1хСКВ = 1045х0,4 = 418 тыс. руб.

3) Пу1= = тыс. руб.

4) В1 = Пк + Пком + Пу = 1045+418+2,8= 1465,8 тыс. руб.

5) На1 = = тыс. руб.

6) Лп1= А + Пк + Пк + Пком + Пу + НДС = 1045+418+2,8+263,8+1100=2829,6тыс. руб.

За 2009 год:

1) Пк2= = 9350х10% = 935 тыс. руб.

2) Пком 2= = Пк1хСКВ = 935х0,4 = 374 тыс. руб.

3) Пу2= = тыс. руб.

4) В2 = Пк + Пком + Пу = 935+374+2,8= 1311,8 тыс. руб.

5) На2 = = тыс. руб.

6) Лп2= А + Пк + Пк + Пком + Пу + НДС = 1100+935+374+2,8+236,1=2647,9 тыс. руб.

За 2010 год:

1) Пк3= = 8250х10% = 825 тыс. руб.

2) Пком3 = = Пк1хСКВ = 825х0,4 = 330 тыс. руб.

3) Пу3= = тыс. руб.

4) В3 = Пк + Пком + Пу = 825+330+2,8= 1157,8 тыс. руб.

5) На3 = = тыс. руб.

6) Лп3= А + Пк + Пк + Пком + Пу + НДС = 825+330+2,8+208,4+1100= 2466,2тыс. руб.

За 2011 год:

1) Пк4= = 7150х10% = 715 тыс. руб.

2) Пком4 = = Пк1хСКВ = 715х0,4 = 286 тыс. руб.

3) Пу4= = тыс. руб.

4) В4 = Пк + Пком + Пу = 715+286+2,8= 1003 тыс. руб.

5) На4 = = тыс. руб.

6) Лп4= А + Пк + Пк + Пком + Пу + НДС = 1100+1003+180,7= 2284,5 тыс. руб.

Результаты расчета  суммы лизинговых платежей за период лизинга представим в виде таблицы 3.3.

Таблица 3.3.

Общая сумма лизинговых платежей за 2008-2011гг.

Года

Сумма лизинговых платежей, тыс. руб.

2008

2829,6

2009

2647,9

2010

2466,2

2011

2284,5

Итого

10228,2


 

На основании данных таблицы 3.3 можно отметить следующее: общая сумма ежегодных выплат за четыре года составит 10 228,2 тыс. руб.,  также ОАО «Тамбовагропромкомплек» имеет возможность, как предусматривалось ранее, выкупить строительную технику по остаточной стоимости, то есть за 6600 тыс. руб., вместо рыночной стоимости в 11 000тыс. руб. (по данным табл.3. ). Суммируя эти показатели, получим общую стоимость строительной техники, используя политику привлечения финансового лизинга, в следующем размере:

10 228,2 + 6 600 = 16 828,2 тыс. руб.

 

Оценку эффективности лизинговой операции проведем путем сравнения настоящей стоимости денежных потоков при лизинговой операции и при банковском кредите:

16534 тыс. руб.>16828,2 тыс. руб.

Таким образом, на основании данного уравнения видно, что, несмотря на достаточно продолжительную подготовку документов, получение кредита на покупку строительной техники на данный момент при рассматриваемых условиях является более выгодным, чем политика привлечения финансового лизинга.

 

 

3.3. Оценка эмиссии облигационного займа

 

 

 

В международной практике учета заемный капитал предприятия (компании) рассматривается как капитал, полученный в результате выпуска  облигаций. Такие компании-эмитенты должны обеспечить владельцам облигаций возврат номинала этих ценных бумаг и выплату процентов.

Аналогичная практика, связанная  с выпуском облигаций, целевых займов, характерна и для отечественных  организаций, формирующих заемный  капитал. Правовая основа этого процесса определена ГК РФ (ст. 814, 815, 816).

В соответствии с законодательством  облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя  на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок возмещения номинальной стоимости  облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю такие права на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права [14, с.457 ].

Изучив механизм облигационного займа можно утверждать, что его преимущества перед иными источниками заимствования ресурсов связаны с аукционным механизмом его размещения. Это условие позволяет устанавливать справедливую доходность долговых бумаг эмитента [18, с.79]. Кроме того, эмитент получает возможность более конкретно планировать займы ввиду срочного характера облигаций, в то время как банковский кредит может быть отозван в неудобный для заемщика период. Кроме того, при размещении облигаций покупателями выступают представители различных сегментов экономики: кредитные, инвестиционные и страховые компании, иностранные инвесторы, паевые и пенсионные фонды, а также некоторые физические лица.

В условиях относительно стабильной экономико-политической ситуации в стране облигационные займы  могут представлять реальный интерес для частных инвесторов как альтернатива банковским депозитам и прочим формам накопления, так как крупнейшие эмитенты вполне сопоставимы по уровню надежности с кредитными организациями. Для коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг облигации представляют собой ликвидный инструмент с определенной датой погашения, что также является удобным для размещения средств [27, с.158].

Анализ выпуска облигационного займа как источника финансирования деятельности ОАО «Тамбовагропромкомплек» в дипломной работе не будет проведен. Это связано, главным образом, с незначительным по мировым стандартам (предполагается привлечь 11 000 тыс.руб. для покупки строительной техники) объемом эмиссии (менее 500 млн руб.) является экономически нецелесообразным из-за наличия постоянных расходов, не зависящих от объема эмиссии и делающих такой выпуск относительно дорогим. Такой объем выпуска не вызовет интереса у андеррайтера облигационного займа. Облигации такого объема не попадают на вторичный рынок и становятся неликвидными, что мешает реализации всего их положительного потенциала в процессе привлечения заемного капитала. 

Средний размер одной  эмиссии корпоративных облигаций  в 2000 г. составил 1 050 млн руб., в 2001 - 750 млн руб., в 2002 - 1 100,3 млн руб., в 2004 - 1 351,2 млн руб [34, с.54 ]. Средний объем займа возрос: в 2005 - 1,81 млрд руб., в 2006 - 1,85 млрд руб., в 2007 - 1,91 млрд руб. За период 2006 - 2007 гг. было произведено немало мелких (относительно) размещений, что говорит о присутствии на долговом рынке небольших компаний. Однако доля небольших по номинальному объему размещений в суммарной номинальной стоимости первичных размещений в течение 2007 г. была небольшая, а большую часть рынка охватывают крупные займы номиналом свыше 3 млрд руб. [ 36, с.263 ]. Основываясь на расчете расходов по эмиссии облигаций, а также статистических данных в этой области, можно говорить о том, что приемлемым является объем выпуска от 500 млн руб. Для широкого круга потенциальных инвесторов определяющим аргументом приобретения ценной бумаги служит факт погашения эмитентом первого выпуска облигаций. Последующие займы, как показывает практика, будут обходиться эмитенту дешевле. Стоимость заемного капитала для эмитента существенно возрастет при сокращении срока обращения облигаций. Выйти на требуемые объемы долгосрочного заемного капитала по приемлемым ставкам достаточно быстро невозможно. Необходимо постепенно, начиная с краткосрочных займов, строить систему долгосрочного заимствования. У ОАО «Тамбовагропромкомплек» для этого на данный момент не существует никаких предпосылок.

 Многие эмитенты  выходят на рынок займами до 1 года и только после указанного  размещения осуществляют более  масштабные долгосрочные проекты  на срок до 3 лет. Основываясь  на статистических данных и оценивая конъюнктуру рынка заемного капитала, на мой взгляд, сейчас целесообразно использовать программу выпуска, рассчитанную на 3-4 года, после успешного размещения выпуска облигаций сроком обращения 1 год. Процентная ставка при размещении определяется конъюнктурой рынка заемного капитала рейтингом эмитента и эффективностью действий финансового консультанта андеррайтера. На сегодняшний день доходность облигаций эмитента реально может составить величину доходности на рынке государственных бумаг (ОФЗ) плюс от 2 до 6 % годовых. Приемлемым является уровень доходности между первой и второй группами: эмитент, чтобы заинтересовать фондовый рынок, предлагает большую доходность для инвестора по сравнению с имеющимися рыночными альтернативами, но при этом привлекает заемный капитал по ставкам ниже источников банковского кредитования. Основываясь на статистических данных, а также прогнозах МЭРТ по инфляции, в качестве уровня доходности при нынешней конъюнктуре видится ставка 8-12% годовых.

В настоящее время в нашей стране складываются в целом благоприятные предпосылки для успешной организации и размещения облигационных займов. Такие достоинства облигаций, как ликвидность, прозрачность и доходность, формируют достаточно активный спрос, что, несомненно, является основополагающим фактором при развитии облигационного рынка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Ресурсное обеспечение  предприятия является необходимым  условием его развития. Именно наличие  финансовых ресурсов определяет возможности  формирования заемного капитала на предприятиях. Заемный капитал является катализатором бизнес-процессов, дающим возможность предприятиям увеличивать прибыль и стоимость компании. Сущность заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования. Система управления компанией должна оперативно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды, а именно: изменение условий заимствования, изменение способов заимствования, появление новых способов привлечения заемных источников финансирования. Учитывая особенности привлечения капитала российскими предприятиями, а также современные экономические условия, можно говорить о том, что существует зависимость между темпами роста национальной экономики и объемами привлечения заемных средств российскими предприятиями. Ограничением по объему привлечения капитала служит заинтересованность заемщика в его использовании, а также возможность вернуть взятые средства с учетом их стоимости в установленный срок.

Информация о работе Управление заемным капиталом