Управление запасами на предприятии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:39, дипломная работа

Описание

Основная цель данной работы заключается в исследовании проблем и разработке основных направлений совершенствования системы управления товарными запасами ЧП ...............
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить
следующие задачи:
- изучать теоретические основы управления запасами и виды запасов
- дать краткую характеристику ЧП ..............
- проанализировать существующую систему управления запасами на
ЧП ..............
- разработать пути совершенствования управления запасами на ЧП ..............
Объектом исследования является управление материальными запасами в ЧП ..............
Предметом исследования является управление материальными запасами в
ЧП ..............

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ
1.1. Экономическая сущность, классификация и оценка
материальных запасов
1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях
1.3. Системы управления запасами с фиксированным объёмом заказа и система управления запасами с независимым спросом с
фиксированным интервалом времени
Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.1.Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ управления запасами в розничном предприятии индивидуального предпринимателя …………………………….
2.3 Изучение спроса и определение планового объема
закупки товаров розничным предприятием
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В
МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Оптимизация товарных запасов
3.2 Меры по повышению управляемости товарными запасами
3.3 Ликвидация слабооборачивающихся запасов
3.4 Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список литературы 66

Работа состоит из  1 файл

диплом1.doc

— 885.00 Кб (Скачать документ)

неожиданным колебаниям спроса, и выгодам, получаемыми  компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.

   Следовательно, определение точного уровня необходимых  резервных запасов зависит от трёх факторов, а именно:

   -возможного колебания  сроков восстановления уровня запасов;

   -колебание спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;

   -осуществляемой  данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.

   Это объясняется сезонными колебаниями сбыта, правилами конкурентной борьбы, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций.4 Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьёзное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов.

   Запасы  готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления.

   Определяющим  для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.

   Вид запаса зависит от потребности, которую  удовлетворяет запас.

   Первый  вывод связан с критерием классификации  по месту нахождения

запаса. Второй вывод связан с критерием  классификации по времени, который  позволяет  выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации — это функция запаса. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации - функцию запаса. Итак, критерии классификации запасов на рисунке 1.

       

       
 
 

     Рис. 1. Критерии классификации запасов

     Классификация по месту нахождения. Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Совокупные запасы производства подразделяются на два  вида: производственные и товарные запасы.

     Производственные  запасы формируются в организациях-потребителях. Товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли. Запасы в пути (транспортные) находятся на момент учёта в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям.

     Следовательно, производственные и торговые запасы всегда имеются на предприятии

     Классификация по исполняемой функции запасов позволяет расчленить товарные запасы на несколько групп, в тоже время, они имеют свои специфические функции.

     Рассмотрим  виды запасов по месту нахождения и исполняемой функции на рисунке 2.

    Производственные  запасы Товарные запасы
    запасы  в организации потребителя Запасы готовой продукции на складе организации потребителя

    Заказы в каналах  сферы обращения 

    Запасы в пути

    Запасы на предприятиях торговли

    Текущие; подготовительные; гарантийные; сезонные; переходящие.
 

     Рис. 2. Виды запасов по месту нахождения и исполняемой функции

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения  спроса потребителей.

     Товарные  запасы подразделяются на:

    • текущие,
    • подготовительные,
    • гарантийные,
    • сезонные,
    • переходящие.

Текущие обеспечивают непрерывность снабжения производственного и сбытового процессов между двумя поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса, например). Подготовительные товарные запасы формируются в случае необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены:

      1. Для непрерывного снабжения потребителя.

      2. В случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути.

   В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления и транспортировки.  Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке продукции. Переходящие запасы - это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующим за отчетным периоде до очередной поставки. Классификация во времени позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Соотношение запасов по времени учёта рассмотрим на рисунке 3.

 

       Максимальный желательный запас

         Пороговый уровень

            Текущий запас

              Гарантийный запас

     

Рис. 3. Виды запасов по времени учёта

Максимальный  желательный запас определяет уровень  запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа. Пороговый уровень

(или точка  заказа) запаса используется для  определения момента времени выдачи очередного заказа. Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом . Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.Неликвидные запасы - так называют длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям. Рассмотрим более подробно содержание и сущность экономических законов.

Законы спроса и предложения могут быть представлены в графическом виде, рассмотрим их на рисунке 4.

                  Зона избытка  товара Б

 

 

               Зона дефицита товара Б 

 

     Рис. 4. Соотношение величины спроса и  предложения на товар Б  

     Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия.

1.2. Управление материальными  запасами в розничных  торговых предприятиях 

   Управление-это  творческая деятельность. Она должна активно создавать необходимые  для работы предприятия условия, а не пассивно реагировать на изменения, происходящие на рынке. Важнейшая функция управления  создать условия, необходимые для решения, какие товары и в каком объёме  закупать,  сколько и когда заказать, сколько иметь на складе, сколько  отгрузить по магазинам, для этого необходимо знать:

  1. сети торговли.
  2. объём продаж.
  3. факторы, влияющие на формирование заявки.

     Цель  создания запасов, образование определённого  буфера между последовательными поставками товаров, и исключение необходимости непрерывных поставок.

Запасы, это  материальные ценности, выключенные  на некоторое время из процесса непосредственного  потребления. При дефиците оборотных  средств самым важным для управления ими является скорость оборачиваемости товарных запасов. Опасаясь возможной нехватки товаров,

систематически  создаются избыточные запасы в целях  подстраховки. Это

приводит к  излишним расходам и сокращению прибыли. Товарные запасы

являются наименее ликвидными, краткосрочными активами и это подвергает их опасностям, которым не подвержены другие статьи оборотных средств. Запасы это замороженные средства, это деньги, которыми нельзя пользоваться. Большинство предприятий, избегает больших запасов с низкой оборачиваемостью, так как это связано с риском. Вместо этого предпочтительно иметь больше свободных средств путем ускорения оборачиваемости запасов.5

Поскольку оборот товарных запасов находится в  прямой зависимости от объёма реализации, то предприятие должно использовать все возможные методы стимулирования сбыта и  ускорения оборачиваемости товарных запасов, с тем, чтобы определить какой темп оборачиваемости является наилучшим для каждого наименования товара.

   Применяются два показателя оборачиваемости  товарных запасов:

  1. Отношение чистого объёма реализации к среднему объему товарных

запасов –  его получают делением годового объёма реализации на стоимость

товарных запасов  по балансу. Если полученный коэффициент слишком велик по сравнению с предыдущим периодом или со

со средними данными, это показывает недостаточность  запасов. Если же коэффициент слишком мал, это может означать, что товарные запасы чрезмерны или устарели и не пользуются спросом;

  1. Отношение объёма товарных запасов к чистому объему оборотных

средств получают делением стоимости товарных запасовуказанной в балансе на чистый объём оборотных средств. Если это отношение показывает, что

высокий процент  краткосрочных оборотных средств  вложен в товарные запасы,

предприятие может столкнуться с недостатком  оборотных средств, и ему будет

трудно выполнять  свои обязанности точно в срок. Обычно отношение стоимости товарных запасов к объёму оборотных средств не должно превышать 80%.

Чем выше оборачиваемость запасов, тем меньше вероятность убытков из-

Информация о работе Управление запасами на предприятии торговли