Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение перспектив развития внебюджетных фондов в Российской Федерации.
Для достижения этой цели поставлен ряд задач:
1) Изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов.
2) Дать краткий обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов Российской Федерации. Рассмотреть состав источников доходов и направлений расходования средств внебюджетных фондов.
3) Определить перспективы развития внебюджетных фондов. Сделать краткий анализ реформ 2010 -2011 г.г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и значение внебюджетных
Фондов……………………………………………………………………………5
1.1. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов…5
1.2. Виды внебюджетных фондов их классификация и
источники формирования………………………………..………………………8
1.3. Эволюция внебюджетных фондов в России……………………….11
Глава 2. Особенности функционирования внебюджетных фондов
в Российской Федерации………………………………………………………13
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………13
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………….18
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования
Российской федерации…………………………………………………………..21
Глава 3. Перспективы развития внебюджетных фондов в
Российской Федерации………………………………………………..……....26
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации……………...…………27
3.2. Фонд социального страхования Российской федерации…………30
3.3. Фонд обязательного медицинского страхования
Российской федерации………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………..……..43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Барнаул, 2012 г.

Работа состоит из  1 файл

финансы курсоваяd (3).docx

— 1.74 Мб (Скачать документ)

- Пенсионный фонд Российской  федерации;

- Фонд социального страхования  Российской федерации;

- Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Централизованные внебюджетные фонды служат финансовой гарантией  прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного экономического и  социального положения отдельных  групп населения.

Децентрализованные  внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, межотраслевых, отраслевых и т.п. задач. Они создаются по решению региональных и муниципальных органов власти для решения:

  1. региональных и местных задач;
  2. отраслевых задач.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь – это  выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, другой – формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.[7, c.392]

Расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством.

  1. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов. [1, гл. 17, ст. 150]

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда  составляется органом управления фонда  и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

          Источники внебюджетных фондов. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

- обязательные платежи,  установленные законодательством  РФ, субъектов РФ, решениями местных  органов власти (страховые взносы);

- добровольные взносы  юридических и физических лиц;

- доходы,  полученные от  размещения временно свободных  средств.

- средства бюджета;

        С января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ источником доходов государственных внебюджетных фондов вместо единого социального налога стали страховые взносы, которые перечисляются отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

Плательщиками страховых  взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. К плательщикам относятся также 

предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной  практикой.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, являются все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если они  начислены по трудовым, гражданско-правовым договорам.[7, с. 393]

Законом определена база для  начисления страховых взносов плательщиками.

Предельный размер доходов  каждого физического лица для  начисления страховых взносов составляет 415000 руб.

         Закон определил новые тарифы  страховых взносов.

С 1 января 2011 г. применяются  следующие тарифы страховых взносов:

  1. Пенсионный фонд РФ  - 26%;
  2. Фонд социального страхования – 2,9 %;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – с 1 января 2011 г. - 3,1 %, с 1 января 2012 г. – 5,1 %;
  4. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – с 1 января 2011 г. – 2%, с 1 января 2012 г. – [7,с. 394]

 

1.3. Эволюция  внебюджетных фондов в России

История возникновения внебюджетных фондов связана с развитием специальных  видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды появлялись гораздо раньше возникновения единого  государственного бюджета и не были постоянными.

Создание специальных фондов позволяло  привлекать дополнительные средства для  расширения сферы деятельности правительства  в области всегда актуальных военных  расходов, научных исследований, регулирования  экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались  для строительства, правительственной  предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным  долгом, системой национального страхования.

В России составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции  специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался  государственный долг, покрывались  убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д.

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.[10, с.118]

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Вывод по первой главе.    

         Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

        В России действует три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды создаются  в основном двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой – другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

 Основным источников доходов фондов являются обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (страховые взносы).

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 2. Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации

                        2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации

         Создан на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Деятельность его регулируется положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

   Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

   В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ. [11, с.273]

    С 2011 г. для всех страхователей по пенсионному страхованию (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) тариф страхового взноса составляет 26%. В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.  
        В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

        Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.

   Средства ПФР формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2)  средств федерального  бюджета;

2) страховых взносов граждан,  занимающихся индивидуальной трудовой  деятельностью, в том числе  фермеров и адвокатов;

3) страховых взносов иных  категорий работающих граждан;

4) ассигнований из республиканского  бюджета РФ на выплату государственных  пенсий и пособий военнослужащим, пособий на детей в возрасте  старше полутора лет, на индексацию  указанных пенсий и пособий,  а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;

  1. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  2. добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР  направляются на:

- выплату в соответствии с действующим законодательством пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

Размер  взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом  Федерации по представлению правления  Фонда.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала материнский (семейный) капитал ежегодно индексируется государством
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; [14]

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации