Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение перспектив развития внебюджетных фондов в Российской Федерации.
Для достижения этой цели поставлен ряд задач:
1) Изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов.
2) Дать краткий обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов Российской Федерации. Рассмотреть состав источников доходов и направлений расходования средств внебюджетных фондов.
3) Определить перспективы развития внебюджетных фондов. Сделать краткий анализ реформ 2010 -2011 г.г.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и значение внебюджетных
Фондов……………………………………………………………………………5
1.1. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов…5
1.2. Виды внебюджетных фондов их классификация и
источники формирования………………………………..………………………8
1.3. Эволюция внебюджетных фондов в России……………………….11
Глава 2. Особенности функционирования внебюджетных фондов
в Российской Федерации………………………………………………………13
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………13
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………….18
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования
Российской федерации…………………………………………………………..21
Глава 3. Перспективы развития внебюджетных фондов в
Российской Федерации………………………………………………..……....26
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации……………...…………27
3.2. Фонд социального страхования Российской федерации…………30
3.3. Фонд обязательного медицинского страхования
Российской федерации………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………..……..43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Барнаул, 2012 г.
Источники формирования ФФОМС и ТФОМС: страховые взносы предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ; взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ ОМС; добровольные взносы; доходы от использования временно свободных финансовых средств;
Фонд имеет право временно разместить на банковских счетах свободные финансовые средства с целью получения доходов или приобретения на них государственных ценных бумаг. [11, с.288]
Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.
На период 2010 - 2011 гг. для всех страхователей по обязательному социальному страхованию и страхователей по обязательному медицинскому страхованию (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) установлены следующие тарифы: в ФФОМС – 1,1%, в ТФОМС – 2,0%; в 2011 году планируется увеличение отчислений в ФФОМС до 2,1%, а в ТФОМС - до 3,0%. Анализ доходов и расходов фонда см. Приложение 2
Вывод по главе 2
В Российской Федерации функционируют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.
Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования (ОМС); Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет страховых взносах, средств из бюджета и займов.
При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов (Приложение 2) оказалось, что наибольшие темпы роста доходов в 2006-2011 годах были характерны для ПФ. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичная - расходы ПФ растут наибольшими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ возросла на 7,2 процентных пункта, доли других фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. В составе совокупных расходов внебюджетных фондов значительно выросла доля расходов ПФ (на 7,1%), доля расходов других фондов снизилась.
Глава 3. Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской федерации
Выделение в качестве самостоятельных государственных социальных внебюджетных фондов не получило однозначной оценки в обществе. По мнению некоторых специалистов, существующая форма функционирования государственных социальных внебюджетных фондов ничем не отличается от бюджетной. В связи с этим было бы достаточно принять законодательные решения, запрещающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на иные нужды. Тогда не потребовалось, бы создавать автономные фонды [6, с.280].
Сторонниками консолидации
внебюджетных фондов в системе бюджетов
выступают преимущественно
Противники консолидации, напротив, считают, что ни в коем случае нельзя объединять внебюджетные фонды с бюджетом. По их мнению, при устойчивом дефиците федерального бюджета сохраняется реальная опасность нецелевого использования средств социальных внебюджетных фондов, неполного осуществления социальных платежей, гарантируемых государством. Еще одной причиной возражений против бюджетной консолидации является то, что в составе бюджета у социальных фондов не будет возможности получать проценты от размещения временно свободных средств специальных фондов, ценных бумаг. А это усилит зависимость от общеэкономической конъюнктуры. Наконец, полная централизация средств фондов в федеральном бюджете приведет к ослаблению функций региональных органов управления в социальной сфере, усложнит их работу. Наличие разных мнений свидетельствует о том, что внебюджетные социальные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками по сравнению с бюджетной формой ее существования [6, с.282-283].
3.1 Перспективы развития Пенсионного фонда
В настоящее время в Российской Федерации проводятся пенсионные реформы. С 2010 года в российской пенсионной системе произошли корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
В Программе могут участвовать
все россияне без ограничения, зарегистрированные
в системе обязательного
Законодательство Российской
Федерации предусматривает
Суммарные доходы в бюджете Пенсионного фонда России в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 триллиона рублей. А расходы оцениваются в 4,82 триллиона. Таковы основные показатели на ближайший год утвержденного президентом бюджета ПФР. [14]
Пенсионный фонд по-прежнему остается мощнейшей финансовой структурой в России. Его более чем пятитриллионные доходы в следующем году составят, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП страны (для сравнения в 2010 году - 9,87 процента), Таким образом, каждый десятый рубль в стране - пенсионный.
Суммарные расходы на будущий
год вырастут по сравнению с годом
нынешним на 400 миллиардов рублей. Как
всегда, в бюджете заложены средства
на повышение материального
Превышение доходов над
расходами бюджета эксперты ПФР
оценивают в сумму 315 миллиардов
рублей. Эти средства будут направляться
на формирование накопительной части
трудовой пенсии будущих пенсионеров.
Эта часть пенсии формируется
у граждан 1967 года рождения и моложе
за счет части уплачиваемых работодателем
страховых взносов в Пенсионный
фонд. Вне зависимости от возраста
накопительную часть могут
Напомним, средства накопительной
части не идут на выплаты текущих
пенсий, а сохраняются на индивидуальном
счете гражданина и инвестируются
выбранной им управляющей компанией
или негосударственным
Из федерального бюджета
в бюджет ПФР в 2011 году поступит 2,3
триллиона рублей. Нередко финансовые
эксперты именно эту сумму приводят,
когда оценивают дефицит
В частности, исполнение обязанностей
государства по выплате пенсий, пособий
и других социальных выплат в будущем
году составит 1396,2 миллиарда рублей.
На компенсацию выпадающих доходов
бюджета ПФР из-за пониженных тарифов
уплаты страховых взносов для
отдельных категорий
"Непосредственно на покрытие дефицита бюджета ПФР из бюджета придется потратить 875,93 миллиарда рублей", - подчеркивают в пенсионном ведомстве. [18]
Верстая пенсионный бюджет на три года вперед, специалисты исходили из того, что с 2012 года благодаря увеличению ставки страхового взноса собственные доходы Пенсионного фонда заметно возрастут. Планируется, что в 2012 году они составят 5,65 триллиона рублей, а в 2013-м - 6,25 триллиона.
"Мы продолжим работу
над снижением дефицита
3.2 Перспективы развития фонда социального страхования.
2010 г. стал новым этапом в реформировании социального страхования. В стране по всем направлениям идет поиск наиболее эффективных инструментов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством.
Вступивший в силу с 1 января 2010г Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. о переходе на страховые взносы повлек изменения в деятельности трех фондов, обеспечивающих социальную стабильность общества, - Пенсионного фонда РФ, фондов обязательного медицинского и социального страхования. В 2001 г. страховые взносы заменили единым социальным налогом (26%). Теперь вновь вернулись к страховым взносам (2,9%) не оправдались надежды на то, что с введением ЕСН увеличатся налоговые поступления, что предприятия перестанут вести двойную бухгалтерию, что увеличится фонд оплаты труда, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, где по бухгалтерским отчетам он был значительно ниже средней заработной платы. [2]
Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.
Госдума приняла в первом чтении проект бюджет Фонда социального страхования России на 2010 год и трехлетнюю перспективу. Проект бюджета Фонда социального страхования сформирован в соответствии с Законом о переходе государственных внебюджетных фондов с 2010 года на страховые принципы. В новых условиях Фонд социального страхования РФ перестает финансировать нестраховые расходы, среди которых, в частности, расходы на оздоровление детей и долечивание.
Коренным образом с 1. 01.2011 изменилось исчисление пособия по беременности и родам, на случай временной нетрудоспособности.
8 декабря 2010г. Президентом
РФ подписан Федеральный закон
№ 343 – ФЗ «О внесении изменений
в федеральный закон «Об
В закон внесены следующие существенные изменения:
- увеличен с двух
до трёх дней период выплаты
за счёт средств страхователя
пособия по временной
- изменён порядок
исчисления пособий (изменения
коснулись не только
- предусмотрена норма
об исчислении пособий исходя
из МРОТ, установленного
Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации