Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение перспектив развития внебюджетных фондов в Российской Федерации.
Для достижения этой цели поставлен ряд задач:
1) Изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов.
2) Дать краткий обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов Российской Федерации. Рассмотреть состав источников доходов и направлений расходования средств внебюджетных фондов.
3) Определить перспективы развития внебюджетных фондов. Сделать краткий анализ реформ 2010 -2011 г.г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и значение внебюджетных
Фондов……………………………………………………………………………5
1.1. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов…5
1.2. Виды внебюджетных фондов их классификация и
источники формирования………………………………..………………………8
1.3. Эволюция внебюджетных фондов в России……………………….11
Глава 2. Особенности функционирования внебюджетных фондов
в Российской Федерации………………………………………………………13
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………13
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………….18
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования
Российской федерации…………………………………………………………..21
Глава 3. Перспективы развития внебюджетных фондов в
Российской Федерации………………………………………………..……....26
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации……………...…………27
3.2. Фонд социального страхования Российской федерации…………30
3.3. Фонд обязательного медицинского страхования
Российской федерации………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………..……..43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Барнаул, 2012 г.

Работа состоит из  1 файл

финансы курсоваяd (3).docx

— 1.74 Мб (Скачать документ)

Источники формирования ФФОМС  и ТФОМС: страховые взносы предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ; взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ ОМС; добровольные взносы; доходы от использования временно свободных финансовых средств;

поступления из иных источников, не запрещенных законодательством  РФ.

Фонд имеет право временно разместить на банковских счетах свободные  финансовые средства с целью получения  доходов или приобретения на них  государственных ценных бумаг. [11, с.288]

Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его  материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных  на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные  в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий  год не учитываются. Федеральный  фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Временно свободные  финансовые средства Федерального фонда  в целях защиты их от инфляции размещаются  в банковских депозитах и могут  использоваться для приобретения высоколиквидных  государственных ценных бумаг. Полученные от такой деятельности доходы, а  также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов  имущество направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает  бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства  Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

На период 2010 - 2011 гг. для  всех страхователей по обязательному социальному страхованию и страхователей по обязательному медицинскому страхованию (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) установлены следующие тарифы: в ФФОМС – 1,1%, в ТФОМС – 2,0%; в 2011 году планируется увеличение отчислений в ФФОМС до 2,1%, а в ТФОМС - до 3,0%.  Анализ доходов и расходов фонда см. Приложение 2

Вывод по главе 2

          В Российской Федерации функционируют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения; Фонд обязательного  медицинского страхования – для  обеспечения стабильности государственной  системы обязательного медицинского страхования (ОМС); Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет страховых взносах, средств из бюджета и займов.

        При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов (Приложение 2) оказалось, что наибольшие темпы роста доходов в 2006-2011 годах были характерны для ПФ. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичная - расходы ПФ растут наибольшими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ возросла на 7,2 процентных пункта, доли других фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. В составе совокупных расходов внебюджетных фондов значительно выросла доля расходов ПФ (на 7,1%), доля расходов других фондов снизилась.

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  развития внебюджетных фондов в Российской федерации

         Выделение в качестве самостоятельных государственных социальных внебюджетных фондов не получило однозначной оценки в обществе. По мнению некоторых специалистов, существующая форма функционирования государственных социальных внебюджетных фондов ничем не отличается от бюджетной. В связи с этим было бы достаточно принять законодательные решения, запрещающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на иные нужды. Тогда не потребовалось, бы создавать автономные фонды [6, с.280].

Сторонниками консолидации внебюджетных фондов в системе бюджетов выступают преимущественно представители  правительственных, в частности  финансовых и налоговых структур, которые исходят, прежде всего, из соображений  фискального порядка. Согласно их точке  зрения, преимущества консолидации средств  внебюджетных фондов в бюджетной  системе страны заключаются в  предотвращении образования в одних  фондах излишних средств наряду с  нехваткой их в других. Значительно  упростилась бы и процедура централизации  избыточных средств этих фондов.

Противники консолидации, напротив, считают, что ни в коем случае нельзя объединять внебюджетные фонды с бюджетом. По их мнению, при  устойчивом дефиците федерального бюджета  сохраняется реальная опасность  нецелевого использования средств  социальных внебюджетных фондов, неполного  осуществления социальных платежей, гарантируемых государством. Еще  одной причиной возражений против бюджетной  консолидации является то, что в  составе бюджета у социальных фондов не будет возможности получать проценты от размещения временно свободных  средств специальных фондов, ценных бумаг. А это усилит зависимость  от общеэкономической конъюнктуры. Наконец, полная централизация средств  фондов в федеральном бюджете  приведет к ослаблению функций региональных органов управления в социальной сфере, усложнит их работу. Наличие разных мнений свидетельствует о том, что внебюджетные социальные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками по сравнению с бюджетной формой ее существования [6, с.282-283].

            3.1 Перспективы развития Пенсионного фонда

В настоящее время в  Российской Федерации проводятся пенсионные реформы. С 2010 года в российской пенсионной системе произошли корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую  трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует  Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную  часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа  действует в соответствии с Федеральным  законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В Программе могут участвовать  все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного  страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в  настоящее время по действующему законодательству не имеют права  формировать накопительную часть  трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше).

Законодательство Российской Федерации предусматривает периодическую  индексацию базовой части в связи  с ростом цен, страховой части в связи с ростом заработной платы, накопительной части с учетом доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Суммарные доходы в бюджете  Пенсионного фонда России в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 триллиона  рублей. А расходы оцениваются  в 4,82 триллиона. Таковы основные показатели на ближайший год утвержденного  президентом бюджета ПФР. [14]

Пенсионный фонд по-прежнему остается мощнейшей финансовой структурой в России. Его более чем пятитриллионные  доходы в следующем году составят, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП  страны (для сравнения в 2010 году - 9,87 процента), Таким образом, каждый десятый рубль в стране - пенсионный.

Суммарные расходы на будущий  год вырастут по сравнению с годом  нынешним на 400 миллиардов рублей. Как  всегда, в бюджете заложены средства на повышение материального обеспечения  пенсионеров - индексацию трудовых пенсий с 1 февраля 2011 года на 8 процентов (это  коснется 36,6 миллиона пенсионеров), а  также увеличение на 6,5 процента размеров ЕДВ с 1 апреля 2011 года (число получателей - 17 миллионов человек). Кроме того, предстоит индексация госпенсий  в общей сложности на 9,1 процента (с 1 апреля 2011 года запланировано повышение  на 8 процентов, что улучшит материальное обеспечение 3,3 миллиона граждан). При  этом минимальный уровень пенсионного  обеспечения с учетом предоставляемых  мер социальной поддержки у неработающих пенсионеров, как и в 2010 году, не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. Соответственно, так же, как и сейчас, будет  продолжать действовать механизм социальных доплат тем из пенсионеров, чьи доходы остаются ниже черты бедности.

  • Продолжится в следующем году и программа предоставления материнского капитала. Кстати, это еще одна из статей, которые финансируются по закону за счет федерального бюджета. На предоставление материнских денег в текущем году в бюджете заложено 120,8 миллиарда рублей. Размер материнского капитала в 2007 году составлял 250 000 рублей, в 2008 году - 276 250 рублей, в 2009 году - 312 162 рубля, с 1 января 2010 года - 343 378 рублей, с 1 января 2011 года - 365 698 рублей – вырос на 6,5 %. B к 2014 должен вырасти до 420 000 тыс. руб.

Превышение доходов над  расходами бюджета эксперты ПФР  оценивают в сумму 315 миллиардов рублей. Эти средства будут направляться на формирование накопительной части  трудовой пенсии будущих пенсионеров. Эта часть пенсии формируется  у граждан 1967 года рождения и моложе за счет части уплачиваемых работодателем  страховых взносов в Пенсионный фонд. Вне зависимости от возраста накопительную часть могут формировать  и сами работники - при помощи добровольной программы софинансирования пенсии. На эту программу в бюджет ПФР  за счет средств Фонда национального  благосостояния в 2011 году поступит 5 миллиардов рублей.

Напомним, средства накопительной  части не идут на выплаты текущих  пенсий, а сохраняются на индивидуальном счете гражданина и инвестируются  выбранной им управляющей компанией  или негосударственным пенсионным фондом.

Из федерального бюджета  в бюджет ПФР в 2011 году поступит 2,3 триллиона рублей. Нередко финансовые эксперты именно эту сумму приводят, когда оценивают дефицит пенсионной системы. Однако есть статьи расходов пенсионного ведомства, которые  согласно законодательству должны компенсироваться из федерального бюджета.

В частности, исполнение обязанностей государства по выплате пенсий, пособий  и других социальных выплат в будущем  году составит 1396,2 миллиарда рублей. На компенсацию выпадающих доходов  бюджета ПФР из-за пониженных тарифов  уплаты страховых взносов для  отдельных категорий работодателей  уйдет 69,55 миллиарда рублей.

"Непосредственно на  покрытие дефицита бюджета ПФР  из бюджета придется потратить  875,93 миллиарда рублей", - подчеркивают  в пенсионном ведомстве. [18]

Верстая пенсионный бюджет на три года вперед, специалисты  исходили из того, что с 2012 года благодаря  увеличению ставки страхового взноса собственные доходы Пенсионного  фонда заметно возрастут. Планируется, что в 2012 году они составят 5,65 триллиона  рублей, а в 2013-м - 6,25 триллиона.

"Мы продолжим работу  над снижением дефицита Пенсионного  фонда, - сообщил его глава Антон  Дроздов. - Если в 2010 году он  составлял 1 триллион 300 миллионов  рублей, то уже в следующем  с учетом повышения совокупного  тарифа страховых взносов до 34 процентов дефицит снизится в  1,5 раза. По нашим актуарным расчетам, этот показатель будет уменьшаться  и в дальнейшем".[14]

             3.2  Перспективы развития фонда социального страхования.

    2010 г. стал новым этапом в реформировании социального страхования. В стране по всем направлениям идет поиск наиболее эффективных инструментов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством.

    Вступивший в силу с 1 января 2010г Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. о переходе на страховые взносы повлек изменения в деятельности трех фондов, обеспечивающих социальную стабильность общества, - Пенсионного фонда РФ, фондов обязательного медицинского и социального страхования. В 2001 г. страховые взносы заменили единым социальным налогом (26%). Теперь вновь вернулись к страховым взносам (2,9%) не оправдались надежды на то, что с введением ЕСН увеличатся налоговые поступления, что предприятия перестанут вести двойную бухгалтерию, что увеличится фонд оплаты труда, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, где по бухгалтерским отчетам он был значительно ниже средней заработной платы. [2]

   Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

     Госдума приняла в первом чтении проект бюджет Фонда социального страхования России на 2010 год и трехлетнюю перспективу. Проект бюджета Фонда социального страхования  сформирован в соответствии с Законом о переходе государственных внебюджетных фондов с 2010 года на страховые принципы. В новых условиях Фонд социального страхования РФ перестает финансировать нестраховые расходы, среди которых, в частности,  расходы на оздоровление детей и долечивание.

            Коренным образом  с 1. 01.2011 изменилось исчисление пособия по беременности и родам, на случай временной нетрудоспособности.

   8 декабря 2010г. Президентом  РФ подписан Федеральный закон  № 343 – ФЗ «О внесении изменений  в федеральный закон «Об обязательном  социальном страховании на случай  временной нетрудоспособности и  в связи с материнством.

В закон внесены следующие  существенные изменения:

   - увеличен с двух  до трёх дней период выплаты  за счёт средств страхователя  пособия по временной нетрудоспособности;

   - изменён порядок  исчисления пособий (изменения  коснулись не только расчётного  периода, за который будет учитываться  заработок застрахованного лица  при исчислении пособий, но  и порядка определения среднего  заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчёта  пособий);

   - предусмотрена норма  об исчислении пособий исходя  из МРОТ, установленного законодательством  на день наступления страхового  случая, если застрахованное лицо   не имело заработка или его  средний заработок, в расчёте  за полный календарный месяц,  ниже МРОТ;

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации