Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 13:07, реферат

Описание

Внебюджетные фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

Работа состоит из  1 файл

Внебюджетные фонды.docx

— 84.07 Кб (Скачать документ)

    Суть  пенсионной реформы в том, что  человек сам в течение всей жизни должен знать и держать  под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов  пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для  будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад  тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:

    - базовая  часть пенсии (6 %);

    - страховая  часть пенсии (10 %);

    - накопительная часть пенсии (4%).

    Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а  накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

    Соответственно  с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

    Фонд  социального страхования  РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

    Фонд  социального страхования, как и  Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для  финансирования выплат различных пособий  по временной нетрудоспособности и  родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

    Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К  основным задачам Фонда, кроме обеспечения  гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных  программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального  страхования.

    Фонд  социального страхования  образуется за счет:

    - страховых  взносов предприятий, учреждений  и организаций, а также иных  хозяйствующих субъектов независимо  от форм собственности; 

    - доходов  от инвестирования части временно  свободных средств Фонда; 

    - добровольных  взносов граждан и юридических  лиц; 

    - ассигнований  из республиканского бюджета  РФ на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот лицам,  пострадавшим от радиации, а также  другими целями.

    Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования  в размере 3,2% по отношению к начисленной  оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

    Для обеспечения деятельности Фонда  создан центральный аппарат, а в  региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов  Фонда.

    Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается  Правительством РФ.

    Фонд  обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

    Фонд  создается на республиканском и  территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает  местная администрация. Страховые  компании могут работать только при  наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

    Средства  Фонда используются на оплату медицинских  услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

    ФОМС  формируется за счет страховых взносов  и бюджетных ассигнований. Плательщиками  выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности  и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

    Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью  по представлению Правительства  РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению  к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный  фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

    Всем  гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается  страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая  помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и  родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

1111111111111111111

Глава 15. Общие принципы государственного и  муниципального кредитования

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками. Государственные  и муниципальные кредиты могут  быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и  физическим лицам, другим бюджетам, иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям в  пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

  • срок предоставления или получения кредита;
  • обязанности сторон;
  • условия обеспечения возврата ссуды;
  • размер процентной ставки за пользование ссудой;
  • другие условия.

Функции и цели государственного и муниципального кредита.

1. Важнейшая  функция государственного и муниципального  кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

  • федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
  • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный  и муниципальный кредит выполняет  также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая  функция проявляется и при  получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку  приватизации, фондового рынка и  т.п.

С помощью  регулирующей функции государство  воздействует на заемщиков, которые  обязаны обеспечить эффективное  применение бюджетных ссуд.

3. Одной  из функций государственного  и муниципального кредита является  учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

  • контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • контроль за соблюдением условий кредитного договора;
  • контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

  • решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
  • проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
  • поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
  • поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Долговые  обязательства и  активы.

По предоставленным  государственным кредитам у заемщиков  возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.

Долговые  обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами  составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

При возникновении  кризисных финансовых явлений и  отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость  в его реструктуризации. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.

Законом о бюджете утверждаются:

  • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
  • размер долга иностранных государств на конец финансового года;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;
  • программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Информация о работе Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов.