Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
Политика в сфере
Повышение эффективности
функционирования системы здравоохранения
будет решаться путем усиления профилактической
направленности здравоохранения, переориентации
части объемов медицинской
Обеспеченность местами
в дневных стационарах
В рамках реализации Концепции демографического развития России на период до 2015 г. предусматривается увеличение размеров пособий по материнству и детству (пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособий женщинам при постановке на учет в ранние сроки беременности). На реализацию этих мероприятий (без учета расходов на предоставление базового материнского капитала) будет направлено 32,3 млрд. руб.
В 2007–2009 гг. будут также реализованы федеральные целевые программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007–2011 годы», «Дети России (на 2007–2010 годы)», а также ведомственные и региональные целевые программы, что позволит направить финансовые ресурсы на решение наиболее значимых проблем здравоохранения, связанных с улучшением состояния здоровья населения.[53]
Развитие АПК осуществляется по трем основным направлениям:
1) ускоренное развитие животноводства;
2) стимулирование развития малых форм хозяйствования;
3) обеспечение жильем молодых специалистов и их семей на селе.
Данный национальный проект
предполагает затраты объемом 23,4 млрд
руб., он позволит существенно снизить
уровень сельской бедности и привлечь
в аграрный сектор молодых специалистов,
а также повысит
4. Обеспечение энергетической
безопасности и модернизация
энергетической инфраструктуры, технологическая
модернизация экономики,
Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличится с 2,1% ВВП в 2006 г. до 2,7% ВВП в 2007 г. в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства.
Эффективность инвестиционных расходов государства во многом определяется качеством целевых программ и изменением их структуры в пользу программ, направленных на развитие производственной инфраструктуры, науки и инновационной системы, новых технологий, наукоемких отраслей, таких как атомная промышленность, авиационная промышленность, космический комплекс, судостроение и электронная промышленность. Существенным фактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, создаваемую Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.
В результате реализации предлагаемых мер в бюджете на 2007 г. доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал существенно возрастает – с 17,8% в 2005 г. до 20,3% в 2006 г. и до 20,6% в 2007 г.
Таким образом, современная бюджетная политика государства направлена в ближайшей перспективе, помимо мобилизации доходов в бюджеты всех уровней и реализации бюджетных расходов государства (общества), как минимум, на решение еще двух очень важных задач, а именно: модернизацию (реформирование, совершенствование) межбюджетных отношений и создание необходимых предпосылок экономического роста страны.
Необходимо завершить, соблюдая установленные принципы, разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями.
При подготовке и реализации
решений о делегировании
В 2008 году следует заключить
с высокодотационными субъектами Российской
Федерации соглашения о мерах
по повышению эффективности
С полным правом можно говорить,
что в Российской Федерации заложена
конституционная модель бюджетного
федерализма, так как именно Конституция
определяет такие общие принципы
бюджетной системы, как разграниченность
и самостоятельность бюджетов всех
уровней. Особым звеном в конституционной
модели бюджетного федерализма являются
совместные бюджетные и налоговые
полномочия Федерации и ее субъектов.
С одной стороны, они взаимно
ограничивают полномочия центра и регионов,
а с другой – устанавливают
их взаимосвязь и
Таким образом, конституционные
основы формирования эффективной модели
бюджетного федерализма существуют.
Тем не менее, реальная его сущность
значительно сложнее и
Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя «обслуживание» государством общества. При этом, чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Современный этап реализации
экономической функции
2. Увеличение количества
программ и разнообразие
3. Тематическая направленность
программ за последний период
свидетельствует о повышении
внимания государства к
4. Программы являются
инструментом, наиболее гибко реагирующим
на проблемы правовой и
5. Существует процедурный
разрыв в реализации программ
и соотнесении их с
Данный разрыв необходимо
устранить путем
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита.
Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Заключение
Таким образом, целью данной дипломной работы явилочсь – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации, исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
Само понятие федерализма
возникло с потребностью устройства
государства в такой форме, которая,
обеспечивая единство и согласованное
функционирование крупного как целостной
организации политической власти, допускает
существование и развитие в его
пределах структурных единиц. Понятие
бюджетный федерализм можно определить
как отношения между
Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам.
В последние годы, как показывает практика, систематически увеличивался объем финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета. Связано это было с тем, что реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивался не за счет роста в них налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. Однако многолетняя практика оказания финансовой помощи не только не привела к нивелированию чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, но еще и усилила их, наводя на мысль об известной ущербности существующего механизма выделения межбюджетных трансфертов.