Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
На первом месте – расходы социальной направленности, устойчиво высокой будет доля расходов, выделяемых на обеспечение безопасности и на цели долгосрочного развития
Основная часть расходов федерального бюджета направляется на выплаты населению, в том числе – через бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов (рис. 2.1.5).
Рис. 2.1.5 Объем и структура расходов федерального бюджета по экономическому содержанию
Расходы на здравоохранение,
которые в 2006 году возросли в 1,64 раза,
будут направлены на повышение доступности
и качества медицинской помощи, обеспечение
санитарно-эпидемиологического
Будет повышена роль первичной медицинской помощи и профилактики заболеваний. К 2008 году планируется увеличить обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью на 11%, дневными стационарами – на 62%.
В 3 раза по сравнению с 2005
годом возрастет удовлетворение
потребности населения в
Рис. 2.1.6 Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, %
В целях реализации права
выбора медицинских учреждений, более
полного финансового
Отдельной задачей продолжается популяризация здорового образа жизни. Планируется, что удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах в общей численности населения в возрасте 5–30 лет за 3 года возрастет с 22 до 30%.
Для решения задачи обеспечения граждан доступным жильем предусматривается существенное расширение масштабов ипотечного кредитования и жилищного строительства.
Прямые расходы федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» позволят в 2006–2008 годах переселить 150 тыс. человек из аварийного жилого фонда, модернизировать более 45 тыс. км тепловых сетей и сетей водоснабжения.
Доля расходов федерального бюджета на выплату пенсий (включая перечисления Пенсионному фонду) в 2006 году составило 24%. Эти средства позволят к 2008 году увеличить средний размер трудовой пенсии в 1,9 раза, довести размер социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, увеличив ее в 2 раза, повысить пенсии военнослужащим в 1,6 раза.
В результате будет заметно
повышен уровень жизни
Таблица 2.1.5. Уровень жизни пенсионеров
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Средний размер трудовой пенсии, руб. в месяц |
1 894 |
2 325 |
2 620 |
3 025 |
3 549 |
Прожиточный минимум пенсионера, руб. в месяц |
1 801 |
2 170 |
2 399 |
2 608 |
2 805 |
Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера |
1,05 |
1,07 |
1,09 |
1,16 |
1,27 |
В соответствии с требованиями законодательства индексируются социальные пособия, компенсации, выплаты из Фонда социального страхования.
Сформированные в 2007 году принципы межбюджетных отношений и объем межбюджетных трансфертов были направлены на решение задачи совершенствования финансовых взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и позволяют обеспечить финансовыми средствами выполнение расходных обязательств регионов в полном объеме, (см. приложение 4).
Таким образом, сформулированное
в Бюджетном послании требование
о том, что в 2008 году и в среднесрочной
перспективе прирост
2.2 Распределение доходов на уровне бюджетной системы
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2. бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местных бюджетов.
В настоящее время местные
бюджеты разделены на бюджеты
двух уровней муниципальных районов
и поселений (имеется в виду, что
бюджеты городских округов
Бюджетная система Российской Федерации включает:
- федеральный бюджет,
- 21 республиканский бюджет республик в составе РФ,
- 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
- 1 областной бюджет автономной области,
- десять окружных бюджетов, автономных округов,
- около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Процессы разграничения
и распределения налоговых
Согласно ст. 56, 61.1 и 61.2 БК РФ, с 1 января 2005 г. собственные налоговые доходы федерального бюджета на постоянной основе закрепляются за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в следующих пропорциях:
– налог на доходы физических лиц: 70% – в региональный бюджет, 30% – в местный бюджет;
– налог на наследование или дарение: 100% – в региональный бюджет;
– единый налог при применении упрощенной системы налогообложения: 90% – в региональный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– единый сельскохозяйственный налог: 30% – в региональный бюджет, 60% – в местный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: 90% – в местный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов[34].
В связи с тем, что пропорции распределения доходов от налога на прибыль организаций между бюджетами разных уровней бюджетной системы до последнего времени менялись ежегодно, данный налог следует рассматривать как формирующий регулирующие налоговые доходы в территориальных бюджетах. Это следует из того, что с 1 января 2003 г. межбюджетное распределение налога на прибыль производилось по налоговым ставкам 7,5%/14,5%/2%, с 1 января 2004 г. – 6% (– 1,5%)/16% (+ 1,5%)/2%, с 1 января 2005 г. – 5% (– 1%)/17% (+ 1%)/2%, а с 1 января 2006 г. – 6,5% (+ 1,5%)/17,5% (+0,5%)/0.[35]
Налоговые поступления составляют
основную долю доходов государственного
бюджета страны, поэтому порядок
и регламентация их взимания представляет
особую важность. За время существования
категории налога и налоговых
платежей российское законодательство
претерпело массу изменений. Рассмотрим
организацию и планирование поступлений
федеральных налогов в
В 2005 году в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 668,4 млрд. рублей, что на 710,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2004 году, (см. рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1 Фактически поступило в бюджет
Основная масса
Рис. 2.2.2 Структура поступлений адиминистрируемых ФНС России доходов в федеральных бюджет по видам налогов в 2005 году (в %)
Поступления налога на прибыль
организаций в федеральный
Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды доходов, администрируемых ФНС России за 2005 год, а также рассмотрим изменения в процентах к 2004 году, (см. приложение 5).
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2005 году составили 267,5 млрд. рублей и снизились по сравнению с 2004 годом на 39,5%, что связано со снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2005 году составили 1 025,7 млрд. рублей и по сравнению с 2004 годом выросли на 276,6 млрд. рублей, или в 1,4 раза.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в 2005 году (по предварительным данным) составили 466,7 млрд. рублей, что на 42,7% больше, чем в 2004 году (темп роста экспорта за январь-ноябрь 2005 года относительно января-ноября 2004 года составил 136,6%).
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2005 году 20,9 млрд. рублей.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2005 году 89,5 млрд. рублей и выросли относительно 2004 года на 25,1%.
Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 3,6 млрд. рублей, что на 15,3% меньше, чем в 2004 году.
В федеральный бюджет в 2005 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 28,9 млрд. рублей, что на 24,2% больше поступлений 2004 года.
Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2005 году составили 45,8 млрд. рублей и относительно 2004 года выросли на 14,1%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2005 году поступило в федеральный бюджет 854,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 761,3 млрд. рублей; на добычу газа горючего природного – 79,2 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,0 млрд. рублей. В целом по сравнению с 2004 годом поступления НДПИ выросли в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – более чем в 2,1 раза. Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 634,1 млрд. рублей, что на 29,8% больше, чем 2004 году.
В Фонд социального страхования
поступило 53,2 млрд. рублей, что на 23,8%
больше, чем в 2004 году, в Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
– 31,7 млрд. рублей (в 4,9 раза больше) и
в территориальные фонды
Снижение поступлений
в территориальные фонды
Рис. 2.2.3 Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2005–2006 гг.
Основная масса
Рис. 2.2.4 Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2006 г. (в %)
Поступления налога на прибыль
организаций в федеральный
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2006 году составили 315,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2005 годом на 18,1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2006 году составили 924,2 млрд. рублей и по сравнению с 2005 годом выросли на 36,2 млрд. рублей, или на 4,1%.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в 2006 году (по предварительным данным) составили 708,3 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2005 году.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2006 году 27,2 млрд. рублей, что на 6,3 млрд. рублей, или в 1,3 раза больше, чем в 2005 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2006 году 93,2 млрд. рублей и выросли относительно 2005 года на 16,5%.
Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2006 году составили 4,1 млрд. рублей, или на 14,0% больше, чем в 2005 году.
В федеральный бюджет в 2006 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 35,5 млрд. рублей, что на 22,8% больше поступлений 2005 года.
Поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2006 году составили 50,1 млрд. рублей и относительно 2005 года выросли на 9,3%.
Рис. 2.2.5 Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе – ноябре 2005–2006 гг.[36]
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2006 году поступило в федеральный бюджет 1 094,3 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 986,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 89,9 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом поступления НДПИ выросли в 1,3 раза.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 796,2 млрд. рублей, что на 25,6% больше, чем в 2005 году.