Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
Следует отметить, что согласно
Федеральному закону от 27.12.2005 №198-ФЗ «О
внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации, Федеральный
закон «О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования
Аналогичное право в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2005 №198-ФЗ в 2006–2008 гг. предоставляется органам местного самоуправления муниципальных районов, которые могут устанавливать дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в бюджеты поселений от любых федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, с целью полной или частичной замены дотаций поселениям из районных фондов финансовой поддержки поселений.
– органы государственной власти субъектов РФ (законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ. Дополнительные нормативы могут утверждаться с целью полной или частичной замены дотаций, причитающихся муниципальным образованиям из региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
– органы государственной власти субъектов РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога;
– органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (законами указанных субъектов РФ) определяют порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований.
Соответственно зачисление доходов в бюджеты на основе их распределения согласно БК РФ предусмотрено только для местного уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Однако, как уже отмечалось выше, федеральные органы государственной власти (в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год») устанавливают механизм распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, акцизов на алкогольную продукцию между бюджетами субъектов РФ по дифференцированным нормативам отчислений.
Таким образом, согласно действующему
бюджетному законодательству РФ распределение
доходов между бюджетами
Таблица 1.2.2. Распределение
доходов между бюджетами
Федеральный бюджет |
Местные бюджеты | |||
бюджеты городских и сельских поселений |
бюджеты муниципальных районов |
бюджеты городских округов |
бюджеты внутригородских
муниципальных образований | |
Поступление акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, акцизов на алкогольную продукцию по дифференцированным нормативам отчислений, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год |
Передача федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по единым нормативам отчислений, установленным законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия) | |||
Передача налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ по дополнительным нормативам отчислений, установленным законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, в счет дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений и (или) региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | ||||
Передача федеральных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, региональных
и местных налогов, подлежащих зачислению
в бюджет муниципального района, по
единым нормативам отчислений, установленным
решениями органов местного самоуправления
муниципального района (за исключением
решения о бюджете |
Исходя из выше изложенного различие между разграничением и распределением доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации может быть проведено по следующим критериям (таблице 1.2.3).
Таблица 1.2.3. Сравнительная характеристика разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации[27]
Критерии |
Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ |
Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ |
В чьей компетенции находится |
Федеральные органы государственной власти |
Федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных районов |
Нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
Федеральные законы (за исключением БК РФ); законы субъектов РФ; решения представительных органов местного самоуправления муниципального района |
Бюджеты, в которые зачисляются доходы по установленным нормативам |
Федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов |
Бюджеты субъектов РФ; бюджеты
городских и сельских поселений,
бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов, бюджеты
внутригородских муниципальных
образований городов |
Виды нормативов |
Единые нормативы |
Единые нормативы; дифференцированные нормативы |
Срок действия нормативов |
На постоянной основе |
На постоянной основе; на очередной финансовый год |
Виды налогов, по которым устанавливаются нормативы |
Федеральные налоги и сборы; налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами; региональные налоги; местные налоги |
Федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные налоги, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ; федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные и местные налоги, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района |
Таким образом, в отличие
от разграничения доходов между
бюджетами, которое относится к
компетенции только федеральных
органов государственной
Следует отметить, что вводимый
с 01.01.2005 (для местных бюджетов с 01.01.2006)
механизм разграничения и распределения
доходов между бюджетами должен
способствовать: предсказуемости и
стабильности доходов бюджетов бюджетной
системы РФ; сокращению масштабов
межбюджетного
Исходя из проведенного исследования
первой главы, можно сделать следующие
выводы: одним из важнейших условий
упрочения российского
Основу бюджетного федерализма
должно составить до конца еще
не реализованное законодательное
разграничение предметов
Принцип федерализма жизненно
важен для интеграции Российского
государства, отличающегося не только
своими масштабами, но и многообразием
регионов: экономическим, национальным,
историческим, социально-политическим,
идеологическим. Уже в процессе перехода
от прежней жестко централизованной
экономики к хозяйственным
Федерализм в его современном
прогрессивном прочтении не противостоит
ни идеям самоопределения народов
и развития национальной государственности,
ни интересам регионов, их стремлениям
к повышению своей
Судьбы российского
В последние годы предпринимаются
определенные меры по изменению законодательства
в сфере межбюджетных отношений.
В основном это происходит путем
внесения изменений и отмены ряда
федеральных нормативных
Необходимо внесение изменений в действующее налоговое и бюджетное законодательство в части разграничения полномочий и ответственности между органами муниципальной власти, а также четко определить компетенции органов местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений.
В этой ситуации законодатель должен четко себе представлять цели и задачи государственного устройства в финансовой системе, т. к. построение межбюджетных отношений без этого невозможно.
На наш взгляд, есть два
пути развития бюджетной политики:
обеспечить самостоятельность бюджета
муниципального образования в соответствии
с действующим
Проведем анализ реализации бюджетного федерализма в Российской Федерации.
2. Реализация бюджетного федерализма в РФ
2.1 Распределение расходов на уровне бюджетной системы
Рассмотрим динамику распределения расходов на уровне бюджетной системы за 2004–2007 гг. Федеральный бюджет на 2004 год[28] по расходам составил в сумме 2 768 085,8 млн. рублей и доходам в сумме 3 273 844,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16 130 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (декабрь 2004 года к декабрю 2003 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в сумме 505 758,8 млн. рублей. Сравнительный анализ экономической структуры бюджета 2003 и 2004 гг. (представлен в табл. 2.1.1).