Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
Перед любым правительством
всякий раз встает проблема выбора:
чему отдать предпочтение – экономическому
росту и эффективности
Эффективное межбюджетное взаимодействие
федерального центра и регионов позволяет
решать острейшие вопросы
Достижение экономической
эффективности осложнено
Взаимодействие между центром и регионами в сфере межбюджетных отношений с каждым годом становится все более жестким. Это обусловлено, в частности, спадом производства и сокращением базы налогообложения, а следовательно, уменьшением объемов бюджетов. Даже минимально необходимые расходы становятся непосильными для экономики страны. Тем не менее, политические и социальные соображения не позволяют прекратить финансирование государственных расходов, не покрываемых доходами.
Экономический кризис деформирует систему налогов и бюджетную систему. Вне связи с реальной ситуацией, сложившейся в экономике, все рассуждения и предложения о «формуле» бюджетного федерализма, оптимальной налоговой системе и повышении ее стимулирующей роли неизбежно будут носить абстрактный и беспочвенный характер.
Рассмотрение и принятие
ежегодных законов о
Бюджетный кодекс РФ специально определяет расходы, финансирующиеся исключительно из федерального бюджета. Однако из этого вовсе не следует, что бюджетными расходами исчерпываются все расходы государства. Именно с этим связана проблема, обусловленная возможностью не полностью включать в федеральный бюджет государственные расходы и тем самым выводить из-под контроля их определенную часть. В результате исполнительная власть имеет законные основания самостоятельно распоряжаться определенной долей государственных средств.
Существует проблема и экономически некорректного отражения доходов и расходов в федеральном бюджете. Речь, в частности, идет об отсутствии или неправильном учете в качестве бюджетных расходов всех налоговых льгот, задолженности по налогам, льготных кредитов, беспроцентных бюджетных ссуд. Получила распространение практика создания в рамках федерального бюджета специализированных фондов, которые нарушают его полноту и единство.
Нельзя не выделить также проблему неденежного исполнения бюджетов. Доля «живых» денег формируется в бюджетах под воздействием двух факторов:
1) у налогоплательщиков нет финансовых ресурсов в денежной форме;
2) существует возможность
часть своих налоговых
Обязательства конкретного налогоплательщика погашаются перед бюджетом в размере, равном встречным обязательствам бюджета соответствующего уровня перед налогоплательщиком (в случае недофинансирования государственного заказа, выполняемого налогоплательщиком). Для оздоровления межбюджетных отношений и усиления прозрачности финансовых потоков необходимо отказаться от указанной практики взаимозачетов, которая позволяет искусственно снижать уровень дефицита бюджета в отчетных целях.
Невозможность собрать заложенные
в бюджете доходы подталкивает финансовые
органы к исполнению доходной части
бюджета в номинальном
Федеральная экономическая политика должна строиться с обязательным учетом экономических интересов регионов и развития частного предпринимательства. Основой для такого взаимодействия могут стать индикативные планы. При их разработке необходимо полнее учитывать изменение налоговых, таможенных режимов, кредитно-денежной политики. [41]
Опыт государственного регулирования
экономики как развитых, так и
развивающихся стран
Развитие демократических
принципов в государственном
устройстве и управлении, происходящее
в последние годы в России, сделало
обязательным компонентом системы
государственного управления органы местного
самоуправления, наделенные народом
управленческими и финансово-
Но здесь же возникает множество проблем. Как осуществить справедливое распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней? Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? И главное – как добиться одинаковой направленности бюджетной политики всех уровней?[42]
Одной из основных характеристик
федеративного государства
Важной проблемой развития
бюджетного устройства Российской Федерации
является пересмотр сложившихся
отношений между бюджетами
– Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);
– Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
– Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
– Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
– Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.[43]
Конкретные же воплощения
концепции бюджетного федерализма
опираются на определенное сочетание
двух взаимодополняющих тенденций:
конкуренции между
Таким образом, бюджетный
федерализм есть одно из сложнейших направлений
экономических реформ, охватывающих
область экономических, финансовых
и политических отношений. Наша страна
делает еще только первые шаги к
становлению подлинно федеративных
отношений между бюджетами
Следовательно, для повышения
эффективности бюджетной
– законодательно зафиксировать исчерпывающий перечень видов государственных расходов и установить, что все они подлежат обязательному и полному отражению в федеральном бюджете;
– особое внимание должно быть обращено на необходимость отражения в федеральном бюджете в качестве его расходов налоговых льгот, начисленных, но неуплаченных налогов, бюджетных кредитов и ссуд;
– в федеральном законе о бюджете в полной мере должно отражаться движение всех финансовых потоков;
– корректного должны отражаться доходы и расходы в федеральном бюджете.
3.2 Перспективы
и пути совершенствования
Центральное место в становлении
экономики занимают вопросы укрепления
финансовой базы регионов и муниципальных
образований на основе принципов
бюджетного федерализма. Эффективность
функций бюджетов всех уровней определяется
тем, насколько рационально выстроен
механизм межбюджетных отношений. Основу
взаимоотношения бюджетов составляет
распределение расходных
В ближайшее время предлагается установить примерно равные доли федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в доходной части консолидированного бюджета Федерации. Долю закрепленных за местными бюджетами налоговых доходов, составляющую по действующему законодательству около 34 процентов от налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, намечается увеличить на восемь-десять процентов.
При подготовке проекта федерального
закона «О федеральном бюджете» на
соответствующий финансовый год
следует учитывать все
Главными направлениями
совершенствования системы
Для отстающих регионов экономическая
политика государства включает активное
участие Федерации в программах
перестройки их экономики, формировании
условий для привлечения
Например: строительство объектов: в РТ это метро, мост через Каму.
Необходимо уточнить механизм
инвестиционной поддержки регионов
и придать бюджетным отношениям
и налоговой политике инвестиционную
направленность. В налоговых отношениях
реализация этого принципа предполагает
предоставление налоговых льгот
всем хозяйствующим субъектам, активно
направляющим собственные финансовые
ресурсы в инвестиционную деятельность,
а также проведение активной амортизационной
политики, обеспечивающей накопление
и исключительно целевое