Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является планирование стратегии управления персоналом ООО «Красноленинский НПЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Оценить кадровый потенциал Красноленинского НПЗ.
2. Провести типизацию стратегий управления персоналом.
Введение 3
1. Оценка кадрового потенциала организации 5
2. Разработка стратегии управления персоналом
2.1. Типизация стратегии управления персоналом 16
2.2. Влияние внешних и внутренних факторов при
планировании стратегии управления персоналом 25
3. Реализация стратегии управления персоналом во
взаимосвязи с целями и жизненной фазой организации 32
Заключение 36
Список литературы 38
Развитие новых компетенций и повышений квалификации приобретают большое значение для реализации данной стратегии в связи с тем, что организация планирует принципиальное изменение курса, исходя из внутренних ресурсов. Создание новых направлений деятельности позволяет организации предложить своим сотрудникам новые продвижения, новые должности, развитие карьеры. Главное при внедрении стратегии изменения курса состоит в организации привлечения персонала к управленческой деятельности. Без энтузиазма, активного участия большинства сотрудников быстро реализовать данную стратегию на практике не возможно. При этом необходимо учесть, что значительное материальное вознаграждение сотрудников в ближайшей перспективе не реально.
Опыт применения стратегии различными фирмами показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой комбинацию перечисленных стратегий. Причем их последовательность определяется значимостью и ожиданием результата каждой.
Некоторые фирмы в качестве стратегического ориентира своего развития выбирают максимальное использование в производстве «высоких технологи», объединяя на практике стратегии предпринимательства и прибыли.
Данная стратегия предусматривает умелое сочетание стабильного производства с постоянным освоением принципиально новых технологий и видов продукции. При этом проводятся обширные научные исследования, но проекты с большой долей риска не становятся центральной частью стратегического плана.
Это достаточно сложное, динамическое управление, требующее постоянного расчета финансовых и других рисков, гибких структур управления, высокого уровня профессионализма всего персонала фирмы.
Для реализации такой стратегии развития необходима специальная подготовка персонала, и фирма решает эти задачи. Успех фирмы определяется большой гибкостью и компетентностью работников, причем существует прямая зависимость успешной реализации проектов от авторского сопровождения изделий. Управление персоналом в таких структурных образованиях предполагает подбор специалистов, умеющих и готовых внедрять новые, нестандартные идеи, грамотных и знающих. Кроме того, фирма проводит подготовку к объединению ряда своих подразделений – малых предприятий, работающих на условиях субподряда, в сеть МП.
Еще один вариант стратегического подхода фирмы, предпринимательства и динамичного роста, – это создание «сервисных предприятий», ориентирующихся на понятие «полезности» для своих потребителей – клиентов.
Первостепенное внимание уделяется следующим вопросам:
1) максимальное удовлетворение запросов клиентов;
2) основное богатство фирмы – ее персонал;
3) все внутренние операции фирмы соответствуют международным стандартам качества;
4) у всех сотрудников – чувство гордости за свое предприятие.
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
1) отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
2) оценка квалификации;
3) вознаграждение или, в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т. д.;
4) развитие персонала;
5) планирование перемещений персонала.
Схематически составляющие стратегии управления персоналом представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Составляющие стратегии управления персоналом
Стратегию управления персоналом можно представить в виде множества отдельных позиций, из которых необходимо выбрать оптимальные. При этом принимаемые решения должны рассматриваться как элемент общей стратегии развития организации, а выбор стратегии управления персоналом определяется реальными условиями функционирования фирмы. Взаимосвязь стратегии бизенса и стратегии управления персоналом, а также предъявляемые при этом требования к персоналу организации представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Взаимосвязь стратегии бизнеса со стратегией управления
персоналом
Типы стратегии бизнеса | Тип стратегии управления персоналом | Технология управления персоналом |
1 | 2 | 3 |
1. Стратегия предпринимательства. Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания – быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей детальной проработки. | Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись. | А) Отбор и расстановка кадров: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Б) Вознаграждение: на конкурентной основе, беспристрастное, по возможности удовлетворения вкусам работников. В) Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая Г)Развитие: неформальное, ориентированное на наставника. Д)Планирование перемещений: в центре – интерес служащих, подбор рабочего места, соответствующего интересам работника. |
2. Стратегия динамического роста. Степень риска – меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика фирмы и процедуры фиксируются письменно, поскольку они необходимы и для более строго контроля, и как основа дальнейшего развития фирмы | Сотрудники должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими | А) Отбор и расстановка кадров: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. Б)Вознаграждение: справедливое и беспристрастное. В) Оценка: основывается на четко оговоренных критериях Г) Развитие: акцент на качественном росте Д) Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения |
Продолжение табл. 2.1
1 | 2 | 3 |
3. Стратегия прибыльности. В центре внимания – сохранение существующего уровня прибылей. Усилия, требующие финансовых затрат – скромные; возможно прекращение найма; управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил. | Ориентируются на критерии количества и эффективности в области персонала; сроки – кратковременные; результаты – при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности работников. | А) Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жесткая. Б) Вознаграждение: основывается на заслугах, старшинстве и внутрифирменных представлениях о справедливости. В) Оценка: узкая, ориентирована на результат, тщательно продуманная. Г) Развитие: акцент – на компетентность в области поставленных задач, эксперты в узкой области. |
4. Стратегия ликвидации. Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем сокращение работающих – насколько это возможно. Почти или вовсе не уделяется внимание попыткам спасти фирму, поскольку ожидается дальнейшее падение прибыли. | Ориентирована на потребность в работниках на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности организации. | А) Отбор и расстановка кадров: применение маловероятно. Б) Вознаграждение: основано на заслугах, медленно растущее, без дополнительных стимулов. В) Оценка: строгая, формальная, основана на управленческих критериях. Г) Развитие: те, кто имеет требуемые навыки – имеют возможности продвижения. |
5. Стратегия изменения курса. Основа – спасти фирму. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Моральное состояние персонала – довольно угнетенное. | Сотрудники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели дальние перспективы. | А) Отбор и расстановка кадров: требуются разносторонние развитые работники. Б) Вознаграждение: система стимулов и проверки заслуг. В) Оценка: по результату. Г) Развитие: большие возможности, но тщательный отбор претендентов. Д)Планирование перемещений: разнообразные формы. |
Итак, как уже было сказано выше, на практике различные организации редко останавливаются на каком-то одном варианте стратегии. Обычно они выбирают стратегию, исходя из целей и специфики деятельности. Деятельность Красноленинского НПЗ соответствует, в большей степени стратегии прибыльности, т. е. он старается извлекать прибыль из хорошо себя зарекомендовавших и пользующихся большим спросом продуктов нефтепереработки, а также за счет применения освоенных технологий и отлаженной организации производства. При этом основной задачей НПЗ является производство большего количества продукции и минимизация затрат. Однако Красноленинского НПЗ стремится объединить стратегию прибыльности со стратегией предпринимательства, т. е. умело сочетает стабильное производство с постоянным освоением принципиально новых технологий и видов продукции. Продукты, находящиеся на стадии зрелости и приносящие значительную долю прибыли, позволяют предприятию проводить обширные научные исследования. Но важно отметить, что эти исследования не являются центральной частью стратегического плана развития завода. Из вышесказанного следует, что необходимо сформулировать такую стратегию управления персоналом, которая будет соответствовать принципам высокого профессионализма, новаторства, специальной подготовки, гибкости персонала и его компетентности в области поставленных задач.
2.2. Влияние внешних и внутренних факторов при планировании стратегии управления персоналом
Стратегия управления персоналом находится под влиянием ряда факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
К внешним факторам относится национальное трудовое законодательство, взаимоотношения с отраслевым профсоюзом, состояние экономической конъюнктуры, перспективы развития рынка труда и пр.
Внутренними факторами являются структура и цели организации, ее территориальное размещение, применяемые технологии, господствующая культура, сложившиеся отношения и морально-психологический климат в коллективе.
Для того чтобы сформулировать эффективную стратегию, руководство должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов или поставщиков, позиция государства) и состояние внутренних ресурсов самой организации (динамика рабочей силы, состояние производственных мощностей, финансовое положение), поскольку из взаимодействия этих факторов складывается реальная динамика организационного развития.
Одним из наиболее распространенных способов анализа внешней среды и внутреннего состояния организации является, так называемый SWOT-анализ. Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации и определения ее сильных сторон и недостатков, а также возможностей и угроз, которые предоставляет развитие внешней среды.
В таблице 2.2 приведены внутренние факторы, которые необходимо учитывать при разработке стратегии управления персоналом, а также оценен их уровень состояния.
Таблица 2.2
Факторы внутренней среды
Фактор | Уровень состояния | Примечания | |
1 | 2 | 3 | |
Человеческие ресурсы |
|
| |
1. Квалификация и образование рабочей силы | 0,6 | Квалификационный уровень рабочих по факту превышает квалификационный уровень рабочих по плану, однако небольшое количество молодых специалистов и небольшое число работников с высшим образованием среди специалистов | |
2. Социальный аспект, культура предприятия | 1,0 | Предоставляется пакет социальных услуг, реализуются социальные программы по выделению ссуд на приобретение жилья, оздоровление работников и членов их семей и т. д. | |
3. Передвижение персонала | 0,2 | Количество выбывшего персонала значительно превышает количество принятого | |
4. Качество руководства (квалификация руководителей) | 0,5 | Низкая доля работников с высшим образованием среди руководителей | |
Технические ресурсы |
|
| |
1. Новизна оборудования | 1,0 | Количество новых типов оборудования, запущенных в производство, соответствует плану и составляет в отчетном году 4 единицы | |
2. Возможности производства | 0,9 | Применение нового оборудования и новых технологий повышает возможности производства | |
3. Уровень научных исследований | 0,9 | НИОКР ведутся активно, в структуре компании имеется научно-исследовательский центр, почти все разработки внедряются в производство | |
Коммерческие ресурсы |
|
| |
1. Наличие каналов сбыта | 0,9 | Каналы сбыта налажены хорошо, имеются постоянные потребители продукции | |
2. Качество товаров | 0,9 | Продукция выпускаемая КНПЗ отличается высоким качеством, поскольку используются современные технологии производства | |
3. Номенклатура продукции | 0,6 | Узкая номенклатура продукции; некоторые типы продуктов, выпускаемые конкурентами, не выпускаются КНПЗ | |
Финансовые ресурсы |
|
| |
1. Возможности самофинансирования | 0,8 | Соотношение собственного и заемного капитала составляет 1:1,1 соответственно | |
2. Уровень задолженности | 0,7 | В 2006 году практически полностью погашена задолженность перед поставщиками сырья; неполностью погашен краткосрочный кредит банка | |
Система управления |
|
| |
1. Конфигурация структуры: состав и подчиненность звеньев, диапазон и количество уровней управления | 0,8 | Количество уровней управления соответствует особенностям производства, функции распределены равномерно, имеются должностные инструкции, однако не все руководители имеют соответствующее образование | |
2. Связи: качество внутренних и внешних, вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей | 0,8 | Налажены связи между отделами и цехами, руководители отвечают за связи с местной администрацией, начальники доносят до своих подчиненных необходимую информацию, однако обратные связи работают очень плохо |
Информация о работе Планирование стратегии управления персоналом Красноленинского НПЗ