Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:15, курс лекций

Описание

Планирование- это объективный экономический процесс, присущий любой экономической системе, а содержание планирования определяется следующими факторами: степенью развития производственных сил и производственных отношений и имманентными свойствами экономической системы.
Полезность планирования на макроэкономическом уровне заключается в:
1.соблюдении пропорций развития отдельных отраслей промышленности, соответствующих интересам экономической безопасности государства;
2.повышении степени согласованности между экономическими целями государства и отдельного предприятия;

Работа состоит из  1 файл

планирование.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

определяет технико-экономическую норму производительности оборудования.

Технико-экономическая норма производительности оборудования

(Нт-эк.) и плановый рабочий переход (количество дней работы ведущей

оборудования - Фпл.) служат исходными данными для расчета объема производства в натуральном выражении.

Рабочий период определяется как разность между календарным временем

и временем планируемых остановок в зависимости от режима работы

предприятия во времени и принятой организации ремонта.

Объем производства продукции (Впл.) каждого вида определяется по формуле:

Впл. = Нт-эк. х Фпл.

Производственная программа технологических цехов определяется как сумма производственных программ поточных линий, а производственная программа предприятия, как сумма объемов производства основных цехов.

Объем производства продукции в стоимостном выражении планируется по нормативной чистой продукции, в отдельных отраслях промышленности в виде товарной и валовой продукции в сопоставимых ценах.

Объем товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия определяется по формуле:

Т = Г (стоимость готовой продукции для реализации) + П (стоимость полуфабрикатов для выработки) + m (стоимость тары) + Р (стоимость работ и услуг промышленного характера)

Объем валовой продукции определяется по формуле:

В = Т (объем товарной продукции) + ОНП2 (остаток незавершенного производства на конец года) – ОНП1 (остаток незавершенного производства на начало года)

Планируемый объем нормативной чистой продукции устанавливается прямым счетом, т.е. путем умножения установленного для данного вида продукции норматива чистой продукции на объем производства этой продукции, подлежащей выработке в течение планируемого года.

Показатель норматива чистой продукции: НЧП = ЗПпр + ЗПпрКз + Пн, Кз = (ФЗПппп – ФЗПпр) / ФЗПпр.

Объем реализуемой продукции в плане определяется исходя из планируемого объема производства товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия, к которому прибавляется стоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого года и вычитается стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.

Объем реализуемой продукции — это сумма стоимостей вы­работанной, предназначенной к поставкам п подлежащей оплате в планируемом году готовой продукции, полуфабрикатов соб­ственного производства, работ промышленного характера, вы­полненных предприятием по заказам со стороны. Кроме того, а объем реализуемой продукции входит стоимость работ по капитальному ремонту, модернизации оборудования, транспорт­ных средств данного предприятия, которые должны быть вы­полнены предприятием в планируемом году его силами и средствами.

Объем реализуемой продукции Ор {в тыс. руб.) определяют по формуле

Ор = Н1 + Н2 + Н3 + Н4 + Т - (К1 + К2),

Н1— остатки готовой продукции на складе предприятия на начало пла­нируемого года, тыс. руб.;

Н2 — остатки готовой продукции на начало планируемого года, отгруженной покупателям, срок оплаты к-рой не наступил, тыс. руб

Н3 – остатки готовой продукции на начало планируемого года, отгруженной покупателям, но не оплаченной ими в установленный срок, тыс.руб.

Н4 - готовая продукция на начало планируемого года, полученная покупателями и находящаяся у них на ответственном хранении, тыс.руб.

Т- товарная продукция предприятия, тыс.руб

К1 , К2 - остатки готовой продукции на конец планируемого года

Если продукция предприятия пищевой промышленности не может длительное время хранится на складе готовой продукции и ее нельзя транспортировать на дальние расстояния, то объем реализации такой продукции принимается на уровне объема товарной продукции, которая должна быть выработана предприятием в планируемом году.

 

11. План маркетинга, его сущность, назначение и состав

План маркетинга включает четыре блока:

1.исследование рынка реализации продукции

2.прогнозирование спроса

3.планирование производственного потенциала

4.план производства и реализации продукции

1.В плане маркетинга дается постановка задач, текущее маркетинговое исследование, перечисляются опасности и возможности, задачи и проблемы, стоящие перед производством определенных видов продукции, излагается стратегия маркетинга на год и программа действий, указываются суммы сметных ассигнований, определяется порядок и программа действий.

Постановка задач формулируется руководством предприятия для достижения запланированных краткосрочных целей.

Текущее маркетинговое исследование позволяет руководству предприятия располагать информацией о положении предприятия на целевом рынке. Собираются и анализируются данные о продукции и её свойствах, рыночной сегментации, спрос и ёмкости рынка, организации рекламы и стимулирования сбыта, каналах сбыта, уровне и динамике цен, конкурентоспособности продукции и предприятиях-конкурентов.

Опасности и возможности

Каждое пищевое предприятие с учетом своих отраслевых особенностей формулирует максимальное количество опасностей, возникающее в связи с неблагоприятным положением на рынке, а также маркетинговые возможности, позволяющие предприятию добиться конкурентного преимущества.

Задачи и проблемы

Задачи формулируются в виде целей, к-рые предприятие стремится достичь за планируемый год. Возникает проблема, каковы пути решения задачи и достижения целей.

Стратегия маркетинга предусматривает планирование сегментов рынка. наиболее благоприятных для предприятия , по таким показателям, как предпочтительность, ответные реакции, конкурентоспособность, доходность.

Программа действий позволяет реализовать стратегии маркетинга. В нее включаются конкретные мероприятия, по каждому из к-рых указываются ответственные, сроки и стоимость.

Порядок контроля

Контроль осуществляется руководством предприятия путем сопоставления целей и бюджетных ассигнований по месяцам, кварталам. Процесс контроля включает сопоставление фактических результатов с нормативными и при необходимости корректирование отклонений от планов.

Планирование маркетинга позволяет получить информацию о потребностях и предпочтениях потребителя. Преобразование этой информации с учетом технического развития предприятия, затрат и прибыли по продукции, приемлемой для потребителя, происходит в процессе планирования её объема и ассортимента.

План маркетинга является основой для координации производственной и финансовой деятельности предприятия.

2. Усиление влияния внешней среды при переходе пищевых предприятий к рынку обуславливает необходимость прогнозирования спроса.

Прогнозы разрабатываются долгосрочные, краткосрочные. Выбор периода разработки прогноза должен удовлетворять требованию, чтобы после получения данных прогноза предприятие располагало временем для принятия соответствующих решений и их реализации.

3. Прогнозируемый спрос сопоставляется с годовым производственным потенциалом предприятия. Цель его планирования - удостовериться, располагает ли предприятие производственными мощностями, трудовыми и материальными ресурсами для удовлетворения прогнозируемого спроса и потенциала в планируемом году.

4. Обоснование возможности выработки прогнозируемого объема продукции в соответствии с конъюнктурой рынка начинается с составления "Баланса производственных мощностей". В нем представлено наличие мощностей на начало года, их выбытие, среднегодовая мощность.

Рассчитывается коэффициент использования производственной мощности с учетом планируемых организационно-технических мероприятий по улучшению ее использования. Выбор организационно-технических мероприятий осуществляется путем оценки и сравнения показателей их эффективности.

Произведение суточной мощности по балансу мощностей (технической

нормы производительности оборудования) и коэффициента ее использования

определяет технико-экономическую норму производительности оборудования.

Технико-экономическая норма производительности оборудования

(Нт-эк.) и плановый рабочий переход (количество дней работы ведущей

оборудования - Фпл.) служат исходными данными для расчета объема производства в натуральном выражении.

Рабочий период определяется как разность между календарным временем

и временем планируемых остановок в зависимости от режима работы

предприятия во времени и принятой организации ремонта.

Объем производства продукции (Впл.) каждого вида определяется по формуле:

Впл. = Нт-эк. х Фпл.

Производственная программа технологических цехов определяется как сумма производственных программ поточных линий, а производственная программа предприятия, как сумма объемов производства основных цехов.

 

12. Планирование норм и нормативов

Норма – научно-обоснованная мера затрат живого труда на изготовление 1единицы продукции или выполнения заданного объема работ. Различают норму затрат живого труда, норму расхода топлива, норму использования орудий труда, норму издержек.

Норматив характеризует степень использования ресурсов на единицу продукции  или определенного объема работы.

Совокупность норм и нормативов составляет основу для внутрифирменного планирования. На базе этих норм формируются балансы потребления материальных ресурсов. Вся совокупность норм и нормативов образует нормативное хозяйство фирмы, которое используется для оперативного планирования и управления производством, для планирования всех видов деятельности предприятия и для организации подготовки производства.

Неотъемлемой частью планирования на предприятии являются нормы и нормативы. Под нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или общественного труда на изготовление единицы продукции или выполнение заданного объема работ. Норматив характеризует степень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (на единицу площади, веса и т.д.) .

Различают нормы (нормативы):

- затрат живого труда,

- расхода предметов труда (сырья, материалов, топлива и т.д.),

- использования орудий труда (машин, оборудования и т.д.),

- движения (организации) производства (длительности производственного цикла, времени опережения, партионности и т.д. ),

- издержек производства (в т.ч. НЗП),

- социально-экономические и т.д.

 

Совокупность норм и нормативов представляет собою основу для текущего и перспективного внутрифирменного планирования. На базе этих норм формируются балансы потребления материальных ресурсов, энергобалансы и т.д. По степени детализации различают нормы специфицированные и сводные. По методу разработки:

- расчетно-аналитические,

- опытные,

- опытно-статистические.

Вся совокупность норм и нормативов образует нормативное хозяйство фирмы, которое вводится в АСУ и используется для оперативного планирования и управления производством, планирования всех видов деятельности предприятия и организации подготовки производства.

Например, при планировании МТС используют удельные затраты материалов на единицу готовой продукции. Норма расхода материала включает:

- полезный расход материала;

- дополнительные затраты, вызванные технологическим процессом;

- затраты, не связанные с технологическим процессом (например, из-за некратности длины при раскрое, боя, утечки и т.д.).

Важным показателем является коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода).

Норма запаса материалов служит для установления потребного завоза на планируемый период с учетом порядка их поступления от поставщиков, размеров складских помещений, допустимого расхода оборотных средств для создания материальных запасов

Устанавливаются также нормы текущего, страхового запаса и их суммы (складского запаса).

 

 

13. Планирование себестоимости продукции по технико-экономическим факторам

Под планированием себестоимости понимается расчет величины затрат, необходимых для производства определенного объема продукции при нормальных организационных, технологических, экономических и экологических условиях.

В процессе планирования себестоимости продукции производится:

                   расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции и определение эффективности различных вариантов организации производства с выявлением варианта выполнения производственной программы с максимальным значением прибыли;

                   определение величины затрат на производство;

                   исчисление себестоимости производства каждого вида продукции, являющейся критерием нижнего уровня цены;

                   разработка лимитов затрат для оперативного контроля за их уровнем и принятие решений, направленных на устранение излишних затрат и потерь;

                   формирование показателей затрат при определении внутрипроизводственных технологических отношений: форм оплаты труда, оценки результатов деятельности и стимулирования труда.

Планы по себестоимости продукции могут разрабатывается по следующим показателям:

- снижение себестоимости объема продукции в сравнимом ассортименте в % к предыдущему году;

- затраты на 1 руб. объема продукции в сопоставимых ценах;

Информация о работе Планирование