Сущность и содержание коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности

Работа состоит из  1 файл

коммерция.docx

— 257.63 Кб (Скачать документ)

Сущность  и содержание коммерции

Коммерция как научная  дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.

Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность»  является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.

Основная цель коммерции  – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и  расширение предпринимательства для  более полного удовлетворения потребностей общества.

Таким образом, коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

В коммерции используются такие экономические категории, как собственность, рынок, потребность, ресурсы и др. Для обобщения  основных свойств коммерческих процессов  и коммерческой деятельности в целом  применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др. Технологию и процессы организации управления куплей-продажей и продвижением товаров  раскрывают такие определения, как  закупка, продажа, перепродажа, товароснабжение, обслуживание и др. При исследовании проблем коммерции и решении коммерческих задач указанные понятия применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

В коммерческой деятельности важную роль играет ее организация. Под  организацией понимается прежде всего внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. По другому определению организация – это совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Исходя из приведенных определений можно заключить, что организации коммерческой деятельности торгового предприятия свойственны определенные закономерности функционирования и взаимодействия ее элементов (частей). Основные организационные законы являются предметом науки теории организации. Наиболее значимые из них применяются и в коммерческой деятельности – это законы организации: пропорциональности и композиции, информированности и упорядоченности, дифференциации и универсализации функции и др.

Для исследования коммерческой деятельности предприятия используются общенаучные методы. Ведущим из них  является системный метод, который  позволяет рассматривать коммерческую деятельность как систему с присущими  ей признаками: элементы, связи, целостность, функции. Математические методы изучают  показатели коммерческой деятельности, связанные с закупками, продвижением и продажей товаров. В современных  условиях широко распространено исследование коммерции путем построения и  изучения моделей, в которых отражаются конъюнктура товарных рынков, покупательский спрос, поведение потребителей, оптимизация использования ресурсов, создание товарных запасов, формирование ассортимента, прогнозируется развитие потребительского рынка.

Коммерческая деятельность предприятий тесно связана с  экономикой торговли и промышленности, что способствует анализу, планированию и оценке коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов. Коммерческое дело невозможно без коммерческого  права (формирование хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключение и исполнение коммерческих договоров).

Особо следует отметить взаимодействие коммерческой деятельности с маркетингом, результаты которого используются для ведения коммерческих операций. Существует прямая связь  маркетинга с коммерческой деятельностью  в силу однородности их целей: получение  прибыли и удовлетворение потребительских  запросов покупателей.

Термин «маркетинг»  возник в экономической литературе на рубеже XIX–XX столетий. Содержание и  терминология коммерции постоянно  обновляются, но первоначально они  были связаны с появлением товарно-денежных отношений, развитием процессов  обмена, форм сбыта и взаимодействием  производителей с потребителями  продукции, товаров и услуг.

Понятие «маркетинг»  сегодня является одним из самых  популярных в теории и практике удовлетворения потребностей. В развитых странах  маркетинг составляет концептуальную основу современного предпринимательства, являясь одновременно образом хозяйственного мышления и целостной системой действий предприятий (организаций, фирм, ассоциаций и т.д.).

Понятие «маркетинг» («marketing») впервые появилось в США в начале XX столетия. Оно происходит от английского слова market (рынок) и в наиболее адекватном переводе на русский язык означает «деятельность на рынке».

В начале XX в. под маркетингом понимали метод сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель намерен выпускать. С середины XX в. маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, направленные на изучение потребительского спроса и его удовлетворение. В настоящее время маркетинг является системой организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой  
прибыли.

Базовый принцип  современного маркетинга можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых  стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов. Стратегия  предприятия в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды должна строиться  таким образом, чтобы предприятие  могло сохранить или увеличить  свою долю рынка за счет новых товаров, выхода на международные рынки, повышения  качества и ассортимента товаров и услуг, обеспечения информационного обмена с потребителями при помощи рекламы и стимулирования сбыта.

Маркетинг является инструментом, позволяющим предприятию  достичь желаемого результата. Существует множество определений маркетинга, наиболее известное из которых сформулировано Американской ассоциацией маркетинга:

Маркетинг – это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обмена, удовлетворяющего потребности индивидуумов и организаций.

Организация управления коммерческой деятельностью и персоналом предприятия непосредственно связана  с менеджментом. Применение положений  менеджмента в коммерции, прежде всего, касается раскрытия потенциальных  возможностей предприятия с ориентацией  на трудовой коллектив для достижения поставленных целей в коммерческой деятельности.

В современных условиях особую значимость приобретают знания коммерсантом информатики и информационных систем для учета и обработки  товаропотоков с помощью компьютеров, а также специальных дисциплин. Знание коммерческого товароведения и экспертизы помогает на практике решать важнейшие вопросы, связанные с формированием качества и ассортимента, классификацией, кодированием товара.

Коммерсант, вооруженный  знаниями смежных наук и дисциплин, может решать сложные коммерческие задачи в современных условиях.

Основные  понятия и явления  коммерции

Современный рынок  насыщен товарами, усиливается конкурентная борьба. Научно-технический прогресс способствует расширению возможностей предприятия: постоянному обновлению ассортимента, борьбе за потребителя. Коммерция направлена на выявление, анализ и удовлетворение потребностей покупателей, сосредоточение ресурсов на изготовлении товаров и оказании услуг, пользующихся спросом. Связи  потребителя с производителем выстраиваются  по схеме, представленной на рис. 1. 

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь  потребителя и производителя

Центральным звеном на рынке выступает предприятие, реализующее параллельно с коммерческой одновременно производственную, финансовую, кадровую и управленческую функции (рис. 2).

Задачей коммерции  является оптимизация участия предприятия  в рыночном процессе с учетом его  конкурентоспособности и рентабельности, постоянное сопоставление требований рынка с возможностями предприятия. Поэтому можно предложить и такое определение коммерции: это способ управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, основанный на изучении конъюнктуры рынка, запросов потребителей и направленный на удовлетворение этих запросов.

Рис. 2. Предприятие  как субъект хозяйственных связей

Возможны два основных варианта формулировки целей коммерции:

1) превращение потребностей  покупателей в доходы предприятия;

2) увеличение рентабельности  предприятия в результате удовлетворения  потребностей покупателей.

Спрос и предложение. Закон  спроса и предложения

Для того чтобы возник спрос на товар, необходимо обеспечить доступность товара (место продажи), активизировать покупательную способность  и стимулировать желание совершить  покупку.

Потребляя товар, покупатель должен быть не только доволен сам, но и получить одобрение той социальной группы, к которой он принадлежит.

Стратегия предприятия  в области спроса сводится к следующему: вызвать потребность в товаре, который предприятие выпускает; найти потребителя, способного приобрести этот товар; сформировать у потребителя  спрос на товар. При этом возможны два рычага воздействия на покупателя:

1) игра на привлекательности  товара;

2) стимуляция факторов  взаимодействия между желающими  и уже приобретшими товар.

Движущими и взаимосвязанными силами рыночных отношений являются спрос и предложение. Каждый из них  отражает посредством денег единые и противоположные моменты купли-продажи товаров, прежде всего таких особых товаров, как рабочая сила и деньги. Не может быть предложения товара без спроса на деньги и спроса на товар без предложения денег.

Спросом называется потребность, представленная на рынке, то есть такая потребность, которая обеспечена определенной суммой денег, иными словами, платежеспособная потребность.

Предложением  (товаров и услуг) называется продукт, который находится на рынке или может быть представлен на нем. Спрос и предложение находятся в особых взаимоотношениях.  
В зависимости от сферы проявления (производство, распределение, обмен, потребление) они постоянно меняются местами и, взаимодействуя, воздействуют друг на друга. Соотношение между спросом и предложением зависит от цены товара. В цене реализуемого товара находит отражение единство спроса и предложения, их противоположные моменты снимаются в акте купли-продажи. Спрос – сила активная и подвижная. Он меняется в соответствии с изменением обусловливающих его факторов. Однако решающее значение остается за предложением. Не может быть спроса на то, чего нет в продаже или что не может быть произведено по заказу и представлено на рынке. Это положение вовсе не исключает потребности на «нечто», чего сегодня нет в продаже. Наоборот, потребность, которая получает общественное признание, но не получает удовлетворения посредством предложения, является особой движущей силой рынка. В условиях рынка изучению неудовлетворенных и нарождающихся потребностей придается важное значение, так как это дает возможность занять свободную нишу на рынке, организовав производство нового товара и обогнав конкурентов.

Закон спроса и предложения. Характер общественного обмена веществ передается людям в форме движения цен товаров. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. При каждой данной цене люди решают, купить или произвести и продать определенное количество товара. Возможно, что общее количество товаров, которое покупатели планируют купить, окажется большим, чем количество товаров, которое производители имеют возможность продать по данной цене. В этом случае покупателям придется менять свои планы. Возможно также, что планируемое производство товаров превысит планируемые покупки по данной цене. Тогда меняются планы производителей-продавцов. Все это проявляется посредством взаимодействия спроса и предложения.

Величина спроса имеет тенденцию роста при  падении цены и уменьшается при  ее повышении. Это происходит по двум причинам. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров  остаются прежними, то покупатель стремится  замещать дешевым товаром те товары, которые он приобретал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при  постоянстве цен других товаров  и неизменных доходах покупателей, то повышается их платежеспособность, то есть относительно возрастают доходы покупателей. Они используют свою возросшую  покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и чаще всего  того товара, который дешевле.

Информация о работе Сущность и содержание коммерции