Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа
Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности
Сущность и содержание коммерции
Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.
Таким образом, коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.
В коммерции используются такие экономические категории, как собственность, рынок, потребность, ресурсы и др. Для обобщения основных свойств коммерческих процессов и коммерческой деятельности в целом применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др. Технологию и процессы организации управления куплей-продажей и продвижением товаров раскрывают такие определения, как закупка, продажа, перепродажа, товароснабжение, обслуживание и др. При исследовании проблем коммерции и решении коммерческих задач указанные понятия применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.
В коммерческой деятельности важную роль играет ее организация. Под организацией понимается прежде всего внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. По другому определению организация – это совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Исходя из приведенных определений можно заключить, что организации коммерческой деятельности торгового предприятия свойственны определенные закономерности функционирования и взаимодействия ее элементов (частей). Основные организационные законы являются предметом науки теории организации. Наиболее значимые из них применяются и в коммерческой деятельности – это законы организации: пропорциональности и композиции, информированности и упорядоченности, дифференциации и универсализации функции и др.
Для исследования коммерческой
деятельности предприятия используются
общенаучные методы. Ведущим из них
является системный метод, который
позволяет рассматривать
Коммерческая деятельность предприятий тесно связана с экономикой торговли и промышленности, что способствует анализу, планированию и оценке коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов. Коммерческое дело невозможно без коммерческого права (формирование хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключение и исполнение коммерческих договоров).
Особо следует отметить взаимодействие коммерческой деятельности с маркетингом, результаты которого используются для ведения коммерческих операций. Существует прямая связь маркетинга с коммерческой деятельностью в силу однородности их целей: получение прибыли и удовлетворение потребительских запросов покупателей.
Термин «маркетинг» возник в экономической литературе на рубеже XIX–XX столетий. Содержание и терминология коммерции постоянно обновляются, но первоначально они были связаны с появлением товарно-денежных отношений, развитием процессов обмена, форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров и услуг.
Понятие «маркетинг» сегодня является одним из самых популярных в теории и практике удовлетворения потребностей. В развитых странах маркетинг составляет концептуальную основу современного предпринимательства, являясь одновременно образом хозяйственного мышления и целостной системой действий предприятий (организаций, фирм, ассоциаций и т.д.).
Понятие «маркетинг» («marketing») впервые появилось в США в начале XX столетия. Оно происходит от английского слова market (рынок) и в наиболее адекватном переводе на русский язык означает «деятельность на рынке».
В начале XX в. под маркетингом
понимали метод сбыта, цель которого состояла
в том, чтобы найти покупателя для продукции,
которую производитель намерен выпускать.
С середины XX в. маркетинг рассматривается
как ведущая функция управления, определяющая
рыночную и производственную стратегии
предприятия, направленные на изучение
потребительского спроса и его удовлетворение.
В настоящее время маркетинг является
системой организации деятельности предприятия
по разработке, производству и сбыту товаров,
предоставлению услуг на основе комплексного
изучения рынка и реальных запросов покупателей
с целью получения высокой
прибыли.
Базовый принцип современного маркетинга можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов. Стратегия предприятия в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды должна строиться таким образом, чтобы предприятие могло сохранить или увеличить свою долю рынка за счет новых товаров, выхода на международные рынки, повышения качества и ассортимента товаров и услуг, обеспечения информационного обмена с потребителями при помощи рекламы и стимулирования сбыта.
Маркетинг является
инструментом, позволяющим предприятию
достичь желаемого результата. Существует
множество определений
Маркетинг – это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обмена, удовлетворяющего потребности индивидуумов и организаций.
Организация управления
коммерческой деятельностью и персоналом
предприятия непосредственно
В современных условиях особую значимость приобретают знания коммерсантом информатики и информационных систем для учета и обработки товаропотоков с помощью компьютеров, а также специальных дисциплин. Знание коммерческого товароведения и экспертизы помогает на практике решать важнейшие вопросы, связанные с формированием качества и ассортимента, классификацией, кодированием товара.
Коммерсант, вооруженный знаниями смежных наук и дисциплин, может решать сложные коммерческие задачи в современных условиях.
Основные понятия и явления коммерции
Современный рынок насыщен товарами, усиливается конкурентная борьба. Научно-технический прогресс способствует расширению возможностей предприятия: постоянному обновлению ассортимента, борьбе за потребителя. Коммерция направлена на выявление, анализ и удовлетворение потребностей покупателей, сосредоточение ресурсов на изготовлении товаров и оказании услуг, пользующихся спросом. Связи потребителя с производителем выстраиваются по схеме, представленной на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь потребителя и производителя
Центральным звеном
на рынке выступает предприятие,
реализующее параллельно с
Задачей коммерции
является оптимизация участия
Рис. 2. Предприятие
как субъект хозяйственных
Возможны два основных варианта формулировки целей коммерции:
1) превращение потребностей
покупателей в доходы
2) увеличение рентабельности
предприятия в результате
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Для того чтобы возник
спрос на товар, необходимо обеспечить
доступность товара (место продажи),
активизировать покупательную способность
и стимулировать желание
Потребляя товар, покупатель должен быть не только доволен сам, но и получить одобрение той социальной группы, к которой он принадлежит.
Стратегия предприятия в области спроса сводится к следующему: вызвать потребность в товаре, который предприятие выпускает; найти потребителя, способного приобрести этот товар; сформировать у потребителя спрос на товар. При этом возможны два рычага воздействия на покупателя:
1) игра на привлекательности товара;
2) стимуляция факторов
взаимодействия между
Движущими и взаимосвязанными силами рыночных отношений являются спрос и предложение. Каждый из них отражает посредством денег единые и противоположные моменты купли-продажи товаров, прежде всего таких особых товаров, как рабочая сила и деньги. Не может быть предложения товара без спроса на деньги и спроса на товар без предложения денег.
Спросом называется потребность, представленная на рынке, то есть такая потребность, которая обеспечена определенной суммой денег, иными словами, платежеспособная потребность.
Предложением
(товаров и услуг) называется продукт,
который находится на рынке или может
быть представлен на нем. Спрос и предложение
находятся в особых взаимоотношениях.
В зависимости от сферы проявления (производство,
распределение, обмен, потребление) они
постоянно меняются местами и, взаимодействуя,
воздействуют друг на друга. Соотношение
между спросом и предложением зависит
от цены товара. В цене реализуемого товара
находит отражение единство спроса и предложения,
их противоположные моменты снимаются
в акте купли-продажи. Спрос – сила активная
и подвижная. Он меняется в соответствии
с изменением обусловливающих его факторов.
Однако решающее значение остается за
предложением. Не может быть спроса на
то, чего нет в продаже или что не может
быть произведено по заказу и представлено
на рынке. Это положение вовсе не исключает
потребности на «нечто», чего сегодня
нет в продаже. Наоборот, потребность,
которая получает общественное признание,
но не получает удовлетворения посредством
предложения, является особой движущей
силой рынка. В условиях рынка изучению
неудовлетворенных и нарождающихся потребностей
придается важное значение, так как это
дает возможность занять свободную нишу
на рынке, организовав производство нового
товара и обогнав конкурентов.
Закон спроса и предложения. Характер общественного обмена веществ передается людям в форме движения цен товаров. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. При каждой данной цене люди решают, купить или произвести и продать определенное количество товара. Возможно, что общее количество товаров, которое покупатели планируют купить, окажется большим, чем количество товаров, которое производители имеют возможность продать по данной цене. В этом случае покупателям придется менять свои планы. Возможно также, что планируемое производство товаров превысит планируемые покупки по данной цене. Тогда меняются планы производителей-продавцов. Все это проявляется посредством взаимодействия спроса и предложения.
Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении. Это происходит по двум причинам. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он приобретал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то повышается их платежеспособность, то есть относительно возрастают доходы покупателей. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и чаще всего того товара, который дешевле.