Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа
Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности
1. Применительно к коммерции можно выделить следующие основные функции:
1. распределение
товарно-материальных
2. организация товарного обмена;
3 изучение конъюнктуры
рынка и регулирование спроса
и предложения на рынке
4 организация
удовлетворения
5 поддержка предпринимательства и др.
Если две первые
функции коммерции присущи
Различие в
функциях между торговлей и коммерцией
объективно трансформируется в процессы
торговли и коммерции. Если процесс
торговли в чистом виде представляет собой
не что иное, как обмен товарами и услугами,
сопровождаемый сменой форм стоимости
(товарная-денежная) этих товаров и услуг
в сфере обращения, то коммерция, сверх
того, не только охватывает кредитование
и страхование, но и активно проникает
в сферы производства и потребления с
помощью других институтов рыночной инфраструктуры.
Коммерция,
предпринимательство,
бизнес
Еще одним важным понятием курса является предпринимательство. Под предринимательством понимается интеллектуальная деятельность по организации бизнеса на основе энергичных и инициативных начинаний, связанных с тем или иным риском увеличить или потерять полностью или частично свое имущество. A.B. Бусыгин считает, что предпринимательство вбирает в себя несколько разных планов: искусство деловой активности, мыслительный процесс, особый настрой души, форма деловой активности, средство реализации человека и присущих ему потенций в экономике, умение организовать собственный бизнес и успешно реализовать его. В этой связи мы видим необходимость привести определение «бизнеса» с целью разграничить понятия «предпринимательство», «коммерция» и «бизнес» и, наконец, найти то существенное различие названных понятий, которое и определяет методологические подходы к рассматриваемым вопросам.
В современном
экономическом словаре «Бизнес
– это инициативная экономическая,
деятельность, осуществляемая за счет
собственных или заемных
Бизнес («получение денег из денег») – экономическая деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляемая за счет собственных или заемных средств, связанная со сделками по купле продаже денежных ресурсов, ценных бумаг и операциями по оказанию услуг для получения прибыли. Бизнесмен – это тот, кто делает деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. В отличие от предпринимателя бизнесмен не обязательно принимает личное участие в работе предприятия, куда вложены его деньги.
Сравнивая понятия бизнеса и коммерции, уместно определить, какова роль операции обмена в содержании понятий. Если в бизнесе удельный вес операции обмена сравнительно невелик, то в коммерции обмен превалирует. Коммерция присутствует везде, где осуществляется процесс обмена (купли-продажи) реальных стоимостей (товаров, услуг, денег, технологий и др.).
Сравним понятия
«предпринимательство» и «
Приведенные определения
предпринимательства и
Следует остерегаться
распространения понятия «
Коммерция и маркетинг
С началом экономической
реформы термины «коммерция», «коммерческая
деятельность» употребляются
И, вместе с тем, понятие «коммерция» не исчезло из экономической практики. Мы продолжаем говорить о коммерческих банках и коммерческих расчетах, функционируют коммерческие директоры, в вузах ведутся занятия по программе «коммерческая деятельность», а Гражданский кодекс различает коммерческие и некоммерческие организации.
Видимо, коммерции отведено какое-то особое, не совпадающее с маркетингом место.
Чем же коммерция отличается от маркетинга?
Классик маркетинга Филипп Котлер определяет маркетинг как «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Исходным и важнейшим пунктом маркетинга является потребительский спрос. «Попросту говоря, – пишет Ф. Котлер – управлять маркетингом – это управлять спросом».
Коммерция имеет
дело с теми же элементами рынка, что
и маркетинг, в том числе и
со спросом. Но главным для нее
является не изучение спроса и освоение
на этой основе рынков сбыта, а организация
купли-продажи товаров и
Также как неверно буквальное понимание маркетинга как рынка, так и коммерцию нельзя сводить к дословному смыслу ее названия – к торговле.
Поскольку главным объектом коммерции является акт купли-продажи, здесь на первый план выступает расчетная, денежная и связанная с ней правовая сторона деятельности предпринимателя и менеджёра:
ü определение цены товара, обеспечивающей максимальную прибыль;
ü заключение и реализация договоров и контрактов;
ü работа с поставщиками товаров;
ü организация закупок товаров;
ü организация продаж товаров;
ü работа с товарами и организация товародвижения;
ü анализ финансово-хозяйственных результатов деятельности;
ü работа с банками;
ü работа на биржах, торгах и аукционах;
ü расчеты коммерческого риска;
ü проведение факторинга и лизинга;
ü осуществление таможенных операций.
И, во всех случаях,
– ведение необходимых
Обобщая вышеизложенное,
можно сказать, что коммерческая
деятельность (коммерция) – это деятельность,
заключающаяся в купле-продаже
товаров, услуг, капитала, осуществляемая
на соответствующих рынках, а также
в сферах производства и потребления,
тесно связанная с субъектами
инфраструктурного комплекса
Содержанием коммерческой
деятельности является совокупность операций,
связанных со сменой формы стоимости,
с движением потребительной стоимости
и с формированием
В узком смысле слова коммерческая деятельность – это часть любого бизнеса, связанного с реализацией торговых сделок. В широком смысле слова коммерческая деятельность – это совокупность основных видов коммерческой деятельности. Поэтому по экономическому содержанию термин «предпринимательская деятельность» более общее понятие, а «коммерческая деятельность» – частное.
коммерческая деятельность торговля
Итак, определение
коммерции, коммерческой деятельности
не сводится авторами к различным
трактовкам понятия торговли – основой
которой выступает купля и
продажа товаров, обусловленная
сменой формы стоимости. В то же время
купля-продажа товаров, строящаяся
на коммерческой основе, не исчерпывает
всего многообразия коммерческой деятельности.
В основе торговли всегда лежит коммерческая
деятельность, но она не сводится лишь
к организации и технологии самого
акта купли-продажи товаров. Поле коммерции
значительно шире. На первый план в
коммерции выступают расчетная,
хозяйственно-финансовая сторона бизнеса,
его правовая основа, ценовая политика,
коммерческие договорные обязательства
(аренда, лизинг, концессия, комиссия, факторинг),
работа над внутренними и
Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
Для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов. От объективности изучения исходных факторов зависит целевой подход к решению коммерческих задач.
В качестве первоочередных
факторов, влияющих на деятельность предприятия,
выступают субъекты и объекты. Субъектами
являются лица, выполняющие
Торговое предприятие,
имея дело с потребительским рынком,
поставляет на него товары и обеспечивает
покупателей необходимой
По степени
воздействия на коммерческую деятельность
факторы внешней среды можно
разделить на факторы прямого
воздействия и факторы
Факторы прямого
воздействия оказывают
К внешним факторам косвенного воздействия относятся политические, экономические, научно-технические, социокультурные факторы.
Внешняя среда
формирует условия появления
спроса и предложения. Спрос зависит
от поступления денежных ресурсов и
денежно-кредитной политики государства.
Предложение определяется объемом
отечественной продукции, производимой
на внутреннем рынке. Для обеспечения
регулируемости предложения, и стабилизации
конъюнктуры рынка со стороны
государственных органов