Сущность и содержание коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности

Работа состоит из  1 файл

коммерция.docx

— 257.63 Кб (Скачать документ)

Эффект изменения  цены при прочих равных условиях может  быть представлен графически (рис. 4) как перемещение из одной точки  кривой спроса S в другую точку на этой же кривой.

Для наглядности, учитывая влияние на спрос одного фактора  – цены, эта кривая спроса в дальнейшем будет представляться в виде некоторой  прямой. Предположим, что цена товара уменьшилась с 400 до 200 руб. В результате спрос на этот товар возрастает на величину A1B1 При повышении цены с 400 до 600 руб. спрос на товар уменьшится на величину C1A1.

Кривая предложения  товаров имеет противоположный  кривой спроса наклон, потому что при  прочих равных условиях производители  планируют предложить большее количество товара тогда, когда преобладающая  рыночная цена выше. Высокая цена товара является стимулом расширения его производства. В условиях рынка на спрос и  предложение кроме цены воздействуют другие факторы, влияние которых  графически выглядит как сдвиг (перемещение) самих кривых спроса и предложения (рис. 5).

Рис. 4.  Изменение величины спроса (а) и величины предложения (б) в зависимости от изменения цены товара

Рис. 5. Изменение (сдвиг кривых) спроса (а) и предложения (б)

Это уже другое рыночное явление, называемое изменением спроса и изменением предложения. Так, увеличение дохода сдвинет кривую спроса S1 в положение S2 (спрос увеличится) и, наоборот, снижение доходов переместит ее в положение S3 (спрос уменьшится).

Аналогично новая  технология, сокращающая затраты (издержки) производства, сдвинет кривую предложения  вправо в положение Р2, рост цен на ресурсы переместит ее в положение Р1.

Используя кривые спроса и предложения, отражающие поведение  покупателей и производителей (продавцов), можно проиллюстрировать отклонения спроса и предложения от их динамического  равновесия (рис. 6).

Рис. 6. Отклонения спроса и предложения от точки (А) 
 

из динамического  равновесия

Что же происходит, если не учитывается цена динамического  равновесия рынка? Когда величина спроса превосходит величину предложения  товара, то разница называется величиной  избыточного спроса, или дефицитом  товаров. В ситуации, изображенной на рис. 6, покупатели купили бы 3 тыс. ед. товара по цене 200 руб., но производители планируют произвести по этой цене товаров на уровне 1 тыс. ед. Дефицит товара составит 2 тыс. ед. В противоположном случае, когда цена будет выше цены динамического равновесия, то есть на уровне 600 руб. за единицу товара, избыточная величина предложения составит 2 тыс. ед. (3 тыс. – 1 тыс.), так как по этой цене спрос будет предъявлен лишь на 1 тыс. ед.

В конечном счете на рынке каждый его участник выступает и взаимодействует с другими участниками в двух качествах: как производитель товаров и услуг, то есть продавец, и как их покупатель. Каждый сам создает свой спрос и свое предложение товаров. «Спрос в виде потребностей, с одной стороны, и доходов, с другой, обособляется в этом процессе и носит личностный, или субъективный, характер. Одновременно его предложение посредством производства и распределения включается в обмен и потребляется другими. Формы производства, распределения, обмена и потребления предстают на рынке в виде предприятий промышленности, торговли, общественного питания, услуг, в виде организаций, ассоциаций, общественных и государственных учреждений, выполняющих самые различные функции, связанные с удовлетворением разнообразных личных и общественных потребностей.

Рынок

Рынок – это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Основные  понятия, движущие силы рынка и факторы, определяющие его  развитие. Спрос покупателя на товар реализуется через рынок. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд приобретают признание у потребителей.

Деятельность предприятия  направлена прежде всего на удовлетворение потребностей целевого потребителя (сегмента рынка). Предприятие, стремящееся увеличить свою долю рынка, может сделать это либо за счет потребителей конкурента, убеждая их в превосходстве своего товара (настоящем или мнимом), либо привлекая относительных «непотребителей» и формируя у них потребность в своем товаре.

По соотношению  спроса и предложения выделяют рынок  продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца – это такой тип рынка, на котором спрос на товар превосходит его предложение. Продавцы имеют большую власть, но более активным деятелем рынка является покупатель. Характерные черты такого рынка:

-        наличие дефицита;

-        недостаточное качество товара;

-        высокие цены.

Рынок покупателя – это такой тип рынка, на котором спрос на товар ниже его предложения. Покупатели здесь имеют большую власть, но более активным деятелем рынка является продавец. Характерные черты такого рынка:

-        отсутствие дефицита;

-        удовлетворительное качество товара;

-        тенденция к снижению цен.

Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепций коммерции.

Товарные рынки, на которых действует предприятие, можно оценивать с точки зрения их привлекательности и преимуществ для предприятия.

Как любое сложное  явление, рынок может рассматриваться  с самых различных точек зрения. Потребности и общественный обмен  веществ образуют широкий и противоречивый спектр рыночных отношений.

Соотношение спроса и предложения – это конъюнктура рынка. Ее анализ обусловливает меры, направленные на сбалансирование спроса и предложения, удовлетворение потребностей покупателей. Предельная величина спроса на товар, реализуемый на рынке, называется емкостью рынка. Она обусловлена потребностями потенциальных покупателей и их покупательной способностью, зависящей прежде всего от цены. Цена балансирует спрос и предложение и определяет относительно эквивалентный обмен между контрагентами рынка.

Спрос, предложение, цена, конъюнктура, емкость рынка  являются основными понятиями рыночных отношений. Среди рыночных отношений  особое место занимают торговые отношения, то есть отношения, связанные непосредственно  с актами купли-продажи товаров. По самому факту покупки-продажи  товара можно сделать немало выводов: охарактеризовать товар, его качество, цену, место и время производства и покупки, определить срок реализации и т.д. Но важно знать, что именно обусловило или обусловит сам  факт производства и покупки, какие  причины вызвали появление потребности  в том или ином конкретном товаре, и какие условия способствовали и будут способствовать удовлетворению потребности в нем; как будет видоизменяться эта потребность в связи с изменением тех или иных условий. Совокупность этих условий формирует рынок, его структуру, предложение товаров и спрос на них, отношения участников рынка. Эти условия различны по своей природе, характеру, степени проявления и воздействия на предложение и спрос, на другие показатели рынка. Для изучения степени влияния отдельных факторов на рыночные явления всю систему факторов подразделяют на группы.  
По природе возникновения они классифицируются на:

1) социальные: характер  общественного производства, социальная  структура общества, духовные и  моральные ценности, формы распределения  материальных благ между членами  общества, уровень культуры, профессиональный  состав населения, мода и другие;

2) экономические:  уровень развития производства, денежные и совокупные доходы  населения и различных его  групп; уровень налогов и льгот,  тарифов, отношения собственности,  уровень цен, соотношение товарной  и нетоварной форм потребления,  степень обеспеченности населения  товарами, состояние торгового обслуживания, структура рынка;

3) политические: внешняя  и внутренняя социальная и  правовая политика государства,  его отдельных структур;

4) демографические:  численность населения, соотношение  между городским и сельским  населением, его половой и возрастной  состав, размер и состав семей,  их типология, миграция населения;

5) психологические:  типология и особенности групп  покупателей, их стремления к  определенной деятельности, выделение  эталонных групп и т.д.;

6) природно-климатические:  климат, рельеф местности, наличие  водоемов, флора и фауна.

Изучая рынок, факторы  классифицируют по степени воздействия  на спрос и предложение, а затем  выявляют главные, ведущие. По степени  воздействия на спрос факторы  можно подразделить на следующие  группы:

1) непосредственно  влияющие на рынок и прежде всего спрос. Степень их влияния может быть выражена при сопоставлении данных об изменениях спроса и силы проявления самих факторов (экономические);

2) влияющие на  спрос опосредованно, то есть  через другие факторы. Их собственное  влияние на спрос выражено  умеренно (психологические);

3) факторы, оказывающие  влияние на рынок по истечении  достаточно продолжительного периода  времени. В короткие периоды  (до 5 лет) их воздействие незначительно  (демографические).

Такая классификация  приемлема лишь при анализе влияния  факторов на спрос по конкретным товарам, поскольку один и тот же фактор по-разному обусловливает формирование спроса на различные товары. Правда, есть группа факторов, которые оказывают  заметное влияние на спрос по большинству  товаров, например, численность населения, уровень развития производства, уровень  и соотношение цен. Их обычно называют общими в отличие от частных, которые  влияют на спрос на конкретные товары. Однако в «чистом» виде частных факторов не существует, так как, вызывая изменение  спроса на рынке одних товаров, тот  или иной фактор тем самым вызывает изменение спроса на рынке других товаров.

Из экономических  факторов по силе воздействия можно  выделить особую группу, это система  налогов, тарифов и льгот, а также  имущественные отношения, то есть отношения  собственности. При увеличении ставок налога объем налоговых поступлений  в бюджет вначале возрастает до определенной максимальной величины, а затем начинает снижаться. Эта зависимость налоговых  поступлений от величины ставки налога обусловлена рядом причин. Прежде всего тем, что производство товаров при чрезмерных ставках налога становится невыгодным, и оно сокращается, одновременно уменьшается налоговая база, и сужается рынок.

Относительно имущественных  отношений – отношений собственности, принято считать, что в условиях рынка предпочтительнее частная  собственность. Однако это положение  является далеко не безусловным. Свою жизнеспособность в рыночных условиях в равной мере проявляют предприятия (фирмы), основанные на государственной, кооперативной и частной формах собственности. Если учесть, что отношения  собственности включают владение, пользование  и распоряжение имуществом, то уровень  хозяйствования в конечном счете всегда зависит от компетентности участников рынка, уровня организации и управления делами.

Факторы, определяющие развитие рынка, можно также разделить  по возможности оценить их воздействие  на спрос. Влияние одних факторов можно оценить количественно (денежные доходы, численность населения и  т.п.), тогда как других – нельзя (изменение вкусов, традиций и т.п.).

В процессе развития рынка роль различных факторов постоянно  меняется, изменяется и степень их влияния на спрос. Для прогнозирования  развития рынка недостаточно однажды  выявить, оценить или измерить взаимосвязи  рынка. Поэтому система постоянно  обновляющейся информации как форма  отражения реальных процессов в общественном обмене веществ, экономико-математические модели прогнозирования, электронно-вычислительная техника приобретают решающее значение для анализа и слежения за развитием процессов на рынке.

Законы  рынка и механизмы  их проявления. Различают три основных закона рынка. Во-первых, закон соответствия спроса и предложения, который гласит, что спрос есть в то же время предложение, предложение есть в то же время спрос, объективно обусловливающие во времени и пространстве соответствие стоимостных и натурально-вещественных форм трудовой деятельности. Действительно. Спрос сводится к предложению (С ® П), предложение сводится к спросу (П ® С) или в совокупности к С ? П. Рассматривая акт купли-продажи в качестве экономического явления, прежде всего следует иметь в виду, что тот, кто предъявляет спрос на некоторый товар как потребительную стоимость (полезность), одновременно предлагает его соответствующий эквивалент, т.е. некоторую стоимость (деньги). Одновременно тот, кто производит и предлагает на рынке некоторый товар как потребительную стоимость, наряду с этим испрашивает его эквивалент – некоторую стоимость (деньги). Закон соответствия спроса и предложения раскрывает сущность процессов обмена. В акте купли-продажи спрос и предложение проявляют свое единство, и снимаются их противоположные моменты, рожденные в процессе трудовой деятельности участников рынка. Тем самым подтверждается необходимость и целесообразность всего процесса воспроизводства товаров. На практике данный закон обусловливает равноправие сторон – участников рыночных отношений, их стремление добиться равного, эквивалентного обмена стоимости продуктов своего труда.

Информация о работе Сущность и содержание коммерции