Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа
Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности
8) ценообразование;
9) деятельность по
установлению связей и
10) управление сбытом.
Выполнение одних функций (сбор информации, анализ, планирование) необходимо для выработки стратегии коммерции, выполнение других (деятельность по установлению связей и предоставлению сервисных услуг) является, по существу, тактикой коммерции. В целом же стратегия и тактика коммерции образуют структуру практической коммерции, или маркетинговый цикл.
История развития коммерции и предпринимательства в России
В условиях рыночного
хозяйствования коммерческой деятельности
в России предстоит занять должное
место. В становлении и развитии
коммерческой деятельности в современной
России нельзя не учитывать традиции
отечественного предпринимательства.
Реальные предпосылки к
Купечество – это социальный слой, занимавшийся торговлей, покупая товары для последующей перепродажи, выступая посредником между производителем и потребителем и присваивая часть стоимости, создаваемой трудом мелких производителей.
В 1775 г. в России были образованы гильдии купечества, которые существовали до 1917 г. как сословные объединения купцов.
В этот период искусство
коммерции в России достигло высокого
уровня. Существовал своеобразный кодекс
чести купца-коммерсанта, включавший
твердость и нерушимость
Репутация купца
в деловом мире ценилась очень
высоко. Многие представители российского
купечества и предпринимательства
внесли большой вклад в развитие
и процветание российского
Реформы 1861 г. создали
более благоприятные условия
для функционирования частного предпринимательства
благодаря расширению рынка рабочей
силы, развитию акционерных обществ
и финансово-кредитных
Российское
В начале XX в. в России ведущую роль играли акционерные общества и иные паевые формы предпринимательской деятельности. Акционерно-паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции. Наиболее доходным был акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлопчатобумажное производство. Менее доходными и даже убыточными были металлургические, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. К рентабельно функционирующим акционерным фирмам в 1901–1905 гг. относились страховые, кредитные, сахарные, химические и другие общества, доходность которых достигала 8,9–14,6%.
Иностранный капитал активно инвестировался и играл существенную роль в экономике России. Зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность, ориентируясь прежде всего на развитие внутреннего рынка. Они реинвестировали значительную часть полученной в нашей стране прибыли.
Таким образом, в
период с конца XIX в. до Первой мировой
войны происходило бурное развитие
торгово-промышленного
Начиная с 1914 г., включая этап военного коммунизма, по 1921 г. проводилась политика ликвидации коммерческого рынка, характеризующаяся антирыночной экономикой, насаждающей директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Следует отметить, что, несмотря на антирыночные тенденции в стране, не удалось полностью разрушить рынок со всеми его атрибутами. На протяжении долгого времени действовали, хотя и в искаженном виде, банковский механизм, денежная система, предприятия совместного капитала. Распространившаяся государственная монополия на средства производства и объявление предпринимательства вне закона крайне сузили возможности рынка.
Переход от политики
военного коммунизма к новой экономической
политике (НЭП), частично ориентированной
на частнопредпринимательскую
Временное отступление
от антипредпринимательской
Произошло некоторое
оживление малого бизнеса, в том
числе единоличного. Относительно быстро
происходило становление
В период НЭПа (1921–1928 гг.) активно возрождались биржи и ярмарки. С декабря 1921 г. в Москве начала действовать Центральная товарная биржа. К 1923 г. насчитывалось около 70 бирж, на которые приходилась значительная доля оптового товарооборота. Ведущая роль в биржевой торговле принадлежала не частным владельцам, а государственным структурам. Они охватывали 80% биржевых продаж. Государство не только поддерживало и сохраняло сложившиеся позиции в оптовой торговле, но и неуклонно способствовало вытеснению из этой сферы частного предпринимательства.
Особенно медленно
шел процесс становления
Что касается привлечения иностранных инвестиций в период НЭПа, то они имели значительные ограничения как по целям и объектам, так и по объему. Многие зарубежные предприниматели предпочитали не вкладывать капитальные средства в советскую экономику. Они избегали долгосрочных капиталовложений, отказывались инвестировать их в нашу промышленность. Ограниченные капиталы направлялись в сферу торговли в расчете на быстрый оборот, прибыль и минимальный риск. Вместе с тем, Советское государство сдерживало заключение договоров по поступающим от иностранных предпринимателей предложениям на концессию (эксплуатация природных ресурсов).
В результате осуществляемого
в 1991 г. перехода на рыночные принципы
хозяйствования с одновременным
принятием соответствующих
Переход к рыночной
экономике не мог быть простым
и безболезненным. Решить весь комплекс
проблем, причем достаточно в короткие
сроки, практически не представлялось
возможным. В торговле сказывались
пережитки прошлого, усугубляемые трудностями
переходного периода. Для того чтобы
лучше понять возникшие проблемы
и определить позиции в предпринимательстве,
необходимо знать особенности
Таблица 2
Особенности
функционирования предприятий в
условиях
административно-командной и рыночной
систем
|
Для рыночной системы характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли.
Несмотря на трудности
и общую экономическую
24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР»
и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и
предпринимательской деятельности». С
этого момента россияне могли легально
заниматься предпринимательством. Тогда
же создаются всевозможные рыночные структуры:
торговые предприятия различных организационных
форм, биржи, инвестиционные, холдинговые
и страховые компании, коммерческие банки,
школы бизнеса и т.д. В 1992 г. был образован
Государственный комитет по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических
структур (ныне – Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства
– МАП России).
На втором этапе (1992–1993 гг.) был продолжен курс на частную собственность, предпринимательство, а также проведена масштабная приватизация. Нормативно-правовые акты того времени направлены на расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых и других частных предприятий.
Решающее значение
имели постановления
29 апреля 1994 г. «О мерах государственной
поддержки малого предпринимательства».
Кроме того, Государственной Думой 14 июня
1995 г. принят Федеральный закон «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации». Они направлены
на реализацию государственных и муниципальных
программ поддержки предпринимательства,
которые расширяют потенциальные возможности
развития малых и средних торговых фирм
в масштабе России, обеспечивают формирование
инфраструктуры предпринимательства.
В то же время программами предусмотрено
всемерное содействие становлению рыночных
отношений и конкуренции.
Современный этап развития
предпринимательства
Тема 2. Сущность, содержание и основные категории коммерческой деятельности
Экономическая
категория «коммерция» может
рассматриваться как широкая
социально-экономическая