Управление затратами в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание

Управление затратами- это процесс планирования организации и контроля затрат на производство и реализацию продукции или услуг, а также мотивирование персонала фирмы к рациональному сокращению затрат.

Работа состоит из  1 файл

Управление затратами в туризме (0611).doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

Именно  здесь руководство фирмой должно принимать решения о принятии предлагаемого общего бюджета или об изменении плана или о пересмотре отдельных частей бюджета.

Для турфирм  характерны особый состав и структура  финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке. Так, в составе туристских фирм РФ турагенты занимают около 90%, а туроператоры – 10% общего количества турфирм. Обследование ряда турфирм, не имеющих гостиниц, показало следующее (табл.3).

 

Таблица 3

Состав и структура  финансовых ресурсов

турфирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)                                                                 

Показатели Турагент Туроператор
Основные  средства 3,6 2,8
Нематериальные  активы 1,4 9,2
Оборотные средства

                       Из них:

Денежные  средства

Дебиторская задолженность

Расходы будущих периодов

Прочие  активы

95  

70

18

6

1

88  

20

62

5

1

Итого 100 100
 

     При этом следует отметить, что  в летнее время, на которое  приходится пик туристского сезона, доля дебиторской задолженности в составе финансовых ресурсов у туроператоров увеличивается до 70%, а доля денежных средств снижается до 15% [2]. Это связано с тем, что турфирмы предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи путевок на условиях консигнации [17].

     Особенность состава и структуры  финансовых средств, а также  их источников обусловлена своеобразием  потока денег и задолженности  между субъектами туристского  рынка, которое определяется прежде  всего тем, что  между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у туроператоров и турагентов.

     Для турфирм характерны также  особый состав и структура  источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности  производится в основном за  счет привлеченных средств (более 2/3) и частично за счет собственных средств. Заемных средств нет. Это связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги по этой путевке. Среди привлеченных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность (табл. 4) .

Таблица 4

Состав  и структура источников финансовых ресурсов

турфирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)                                                       

    Показатели Турагент Туроператор
    Собственные средства 18 35
    Заемные средства - -
    Привлеченные  средства

                   Из них:

    Кредиторская  задолженность

    Авансы  покупателей

    Резерв  предстоящих расходов

    82  

    70

    5

    7

    65  

    50

    9

    6

    Итого 100 100
 

     Турфирмы не пользуются кредитованием  под оборотные средства. Это связано с тем, что источником финансовых ресурсов турфирмы являются собственные и привлеченные средства. Привлеченные средства являются собственностью других экономических субъектов, но они постоянно находятся в распоряжении турфирмы, которая пользуется ими бесплатно и на долговременной основе. Поэтому все привлеченные средства можно назвать средствами, приравненными к собственным. Потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, приобретения автобусов и т.п. [2].

      Расхождение в прогнозах активной и пассивной части баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств. Решение о способе финансирования принимается на основании данных дополнительного анализа.

7.3. Виды бюджетов

     В зависимости от поставленных  задач выделяют следующие виды  бюджетов: генеральный бюджет и  частные, гибкие и статические.  Бюджет, охватывающий общую деятельность организации, называется генеральным. Планы отдельных подразделений организации называют частными бюджетами [17, с. 268].

     В крупных туристских фирмах  логично составлять и генеральный, и частные бюджеты. В малых турфирмах, где не проводится четкое разграничение между видами деятельности и, соответственно, нет отдельно выделенных подразделений, необходимость разрабатывать частные бюджеты отпадает, а сама структура генерального бюджета упрощается.

     В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

     Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень  деловой активности организации,  т.е. доходы и расходы планируются  исходя только из одного определенного запланированного уровня реализации.

     При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым.

     Итак, в основе нулевого уровня  анализа лежит сравнение статического  бюджета с фактическими результатами. В результате сравнения фактических и плановых показателей выявляется отклонение от статического бюджета. Оно рассчитывается как разница между прогнозируемой и полученной прибылью [17].

     Очевидно, в туристской деятельности  такой вид бюджета использовать  нецелесообразно, поскольку ни  один руководитель не сможет точно сказать, сколько турпродуктов сможет реализовать турфирма в предстоящий период (слишком много факторов на это влияет), а статический бюджет, как уже было сказано, требует определения конкретного объема реализации. Гораздо эффективнее в туристской деятельности разрабатывать гибкий бюджет. Он используется для более детального анализа деятельности и составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона (т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации).

     Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации. Он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит деление затрат на переменные и постоянные. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат. Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции (т.е. рассчитывают средние переменные затраты). На основе норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации. Поскольку постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов [17, с. 270-271].

     При разработке альтернативных  вариантов объема реализации  в рамках гибкого бюджета туристской  фирме целесообразно рассчитать  этот объем для каждого отдельного направления деятельности. Степень детализации такого расчета будет зависеть от масштабов деятельности фирмы. Например, можно планировать объем продаж туристских путевок в общем количестве по Европе или по каждой стране в отдельности (или даже по каждому региону). При этом логично будет учесть фактор сезонности и рассчитать объем реализации по каждому направлению в каждый сезон (летний, зимний, межсезонье). Также значительное влияние на объем продаж могут оказать резкие скачки спроса, связанные, к примеру, с неожиданным изменением политической ситуации в каком-либо туристском центре или с началом природных катаклизм.

     После определения объема реализации  для каждого уровня деловой  активности анализируется влияние  его изменений на каждый вид затрат.

     Гибкий бюджет, несомненно, более  трудоемкий в исполнении, чем  статический, но при этом он  дает руководителям при анализе отклонений более ценную информацию, соответствующую реальному положению дел фирмы.

     Анализ отклонений фактических  затрат от бюджетных производится на четырех уровнях.

     Нулевой уровень. Здесь сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения.

     Первый уровень. На нем определяется, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Это возможно за счет:

  • изменения в объеме реализации;
  • изменения общей суммы затрат (отклонение от гибкого бюджета).

     Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные на фактический объем реализации. Статический бюджет включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. Различия между данными бюджетами осуществляются за счет изменения в объемах реализации. Такой анализ характеризует качество работы руководителя отдела сбыта.

     Отклонение прибыли в зависимости  от объема реализации рассчитывается  по формуле:

±∆ПQ = (Q гб – Q стб)* МДП,                       (1)

где  ∆ПQ – отклонения прибыли в зависимости от объема реализации;

    Q гб   -  количество реализации продукции по гибкому бюджету;

       Q стб   - фактический объем реализованной продукции по статическому бюджету;

    МДП  - запланированная величина маржинального дохода.    

Отклонения  от гибкого бюджета характеризуются двумя факторами:

    • отклонениями в цене;
    • отклонениями в производительности труда (использования трудовых ресурсов).

    Анализ отклонения от гибкого  бюджета может детализироваться  и     углубляться по местам  возникновения затрат.

          Второй уровень. Здесь анализируются отклонения от гибкого бюджета по цене ресурсов, запланированных и фактически затраченных. Данное отклонение рассчитывается по формуле:

Информация о работе Управление затратами в туризме