Управление затратами в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание

Управление затратами- это процесс планирования организации и контроля затрат на производство и реализацию продукции или услуг, а также мотивирование персонала фирмы к рациональному сокращению затрат.

Работа состоит из  1 файл

Управление затратами в туризме (0611).doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)
 
    1. Система нормативного учета  затрат и нормативная  калькуляция.
 

     Нормативная система учета затрат представляет собой  совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции и осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат.

     Сущность  нормативной системы заключается  в следующем:

  1. установление норм т.е. допустимых объемов расходования материальных ресурсов.
  2. планирование совокупных затрат, на основе норм, обеспечивающих выполнение поставленных задач.
  3. документирование затрат на основе норм, путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов или производственных целей обоснованных нормами и нормативами.
  4. отражение затрат на счетах бухгалтерского учета  по нормам. Калькулирование основывается на нормативах затрат, а отклонение от норм по мере их возникновения показывает на счетах бухгалтерского учета, как увеличение или уменьшение производственных ресурсов.
  5. выявление отклонений производится линейным персоналом управления,  в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления.

     Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции более других отвечает потребностям нормативной системы управления издержками.

     Благодаря своему универсальному характеру он рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства.

     Нормативный управленческий учет принято рассматривать  как систему нормативного планирования и учета затрат на производство.

     Основные  этапы этой системы:

  • нормирование сроков производства продукции.
  • Ее состава и качества.
  • Нормативное обеспеченье потребностей.
  • Расходование и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства.
  • Планирование, учет и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.

7.  Бюджетирование в  туристских организациях

7.1.  Принципы финансового обеспечения 
деятельности туристских организаций

     Теоретическая ретроспектива, анализ тенденций трансформации  туристского обслуживания населения, социальные оценки организационно-экономических процессов развития туризма создают предпосылки для выработки механизма развития туризма в рыночной экономике. Основой такого механизма является принципы и основные условия экономико-финансового обеспечения деятельности туристских организаций.

В нашей  экономической литературе и в  общественной практике, наблюдается недооценка туризма как одной из важнейших сфер социально-экономической деятельности. Во всяком случае, складывается несколько одностороннее представление о его месте и роли в жизнеобеспечении современного общества и недооценка туризма как одной из важнейших отраслей экономической деятельности1.

Между тем туризм – одна из важнейших  сфер занятости. В нем занят каждый шестнадцатый работающий в мире. В  США в этой сфере работает больше людей, чем в сельскохозяйственной, автомобильной, электронной, текстильной областях вместе взятых. То же в ФРГ, Франции, Великобритании.

По данным межпарламентской конференции по туризму, поступления от международного туризма  составляют 6% от общего объема мирового экспорта и 25-30% от мировой торговли услугами. По уровню доходов мировой туризм занимает второе место после нефтедобывающей промышленности. Особенно интенсивно этот процесс протекает в последние годы и, как следствие, нуждается в формировании организационно-экономического механизма развития.

Функционирование  индустрии туризма, как и любой другой отрасли национального хозяйства, связано с развитием организационных и экономико-финансовых отношений, что, в конечном счете, предполагает построение соответствующего механизма развития.

Особенностям  организационно-экономического механизма развития индустрии туризма являются:

 

1. Особая  схема кругооборота оборотных  средств. Это обусловлено тем,  что:

- главным  объектом деятельности туризма  является человек (турист), который покупает услуги и, как следствие, туристские впечатления, исходя из своего туристского интереса;

- в туризме  процессы производства, реализации  и организации потребления туристского  продукта соединены вместе в  единый производственно-обслуживающий процесс.

Туризм  имеет дело с человеком (туристом), у которого возник туристский интерес, т.е. перспективы получения положительных эмоций и потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной услуге или товаре. Именно для удовлетворения своего туристского интереса турист покупает туристский продукт.

Потребление туристского продукта вызывает получение  туристом туристского впечатления  – комплекса положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникшего или достигнутого им в результате потребления туристского продукта (услуги, товара). Турист в основном планирует или подразумевает получение от купленных туристских услуг положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений и т.д. (туристских впечатлений), которые возникают при совершении экскурсии, посещении и наблюдении красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др.

В туризме  в кругооборот оборотных средств  вовлекаются деньги, вложенные в  услуги (материальные и нематериальные), оказываемые туристам туристкой  фирмой (или предприятиями туристской индустрии), и деньги, вложенные в товары туристского ассортимента, производимые и реализуемые туристом, а также туристские впечатления, вызванные туристским интересом, и продажа которых приносит доход туристской фирме, не требуя от нее денежных затрат на создание объектов туристской индустрии.

Поэтому кругооборот оборотных средств  в туризме правомерно представить  схемой2.

 

                                                                                                                              

                                                                             

                     

                 

                  

где:

    Д – денежные средства, авансированные туристской фирмой на организацию тура (т.е. на создание туристского продукта);

    Т – материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско-сувенирного назначения;

    В – туристские впечатления;

    Д – денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающих в себя добавленную стоимость.

 

Схема 2.

 

Приведенная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит и что  его впечатляет (красивый ландшафт, явления природы, памятники истории  и культуры, архитектурные памятники  и т.п.).  В создании этих объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, однако их существование уже одним видом приносит денежный доход туристской фирме. Туристская фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов. Для получения дохода туристской фирмы важное значение имеет вид и качество туристских впечатлений, которые должны соответствовать туристским интересам. Изменение или исчезновение (частично или полностью) объектов туристского интереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и к уменьшению денежных поступлений в туристскую фирму.

2. Для  туристских фирм характерен особый  состав и структура финансовых ресурсов.

Этот  состав определяется субъектами, участвующими в туристской деятельности – турагентами  и туроператорами и особенностями их деятельности. Туроператор формирует (создает) туристский пакет (тур), осуществляет его продвижение, а также реализацию самостоятельно или через турагентов.

Таким образом, процесс реализации туристского  продукта сосредоточен в основном в фирмах – турагентах или в особых подразделениях туроператоров, которые выполняют функции центральных агентств. В связи с тем, что многие туристские фирмы в силу общности лицензии на международную туристскую деятельность одновременно занимают туроператорством и турагентством, то за критерий отнесения фирм к туроператору принимается соотношение между количеством собственных сертифицированных туров (туроператорская деятельность) и количеством покупных туров, т.е. туристских путевок (турагентская деятельность).

Особенностью экономической деятельности туристских организаций является то, что подавляющая часть финансовых ресурсов приходится на оборотные средства. Это следствие того, что турфирмы являются, как правило, малыми предприятиями и не имеют собственных гостиниц.

Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена  своеобразием денежных отношений и  задолженностью между субъектами туристского рынка, которое определяется, прежде всего, тем, что между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется  значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникают кредиторская и дебиторская задолженности у турагента и туроператора, что показано на схеме 3.

    

 
 
 
 

       Д                 К       З  Д  К

                                                                                                                                                                                           К               

                                   К        Д         К             З

                Д      Д   

 

                                                    К

где:  Д – деньги;

    3 -  дебиторская задолженность;

    К – кредиторская задолженность.

 

Схема 3. Схема потока денежных средств и задолженности  между  
субъектами туристского рынка

 

3. Среди  источников финансовых ресурсов  турфирм значительное место занимают  привлеченные средства. Привлеченные  средства представлены главным образом кредиторской задолженностью (67,2% от суммы всех источников средств). Заемных средств у фирм не имеется. Это обусловлено тем, что туристская фирма обычно получает деньги за проданные туристские путевки раньше, чем представляет туристу услуги по этим путевкам.

4. Туристские  фирмы не пользуются кредитом  под оборотные средства. Это связано с тем, что источником финансовых ресурсов туристских фирм являются собственные и привлеченные средства.

Привлеченные  средства (кредиторская задолженность  и др.) являются собственностью других экономических субъектов, но они постоянно находятся в распоряжении туристской фирмы, которая пользуется ими бесплатно и на долговременной основе. Поэтому привлеченные средства можно назвать приравненными к собственным средствам. Потребность в заемных средствах у туристских фирм возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, ресторанов, приобретения туристских автобусов и т.п.

5. Особенность  финансовых отношений в туризме  обусловливается действием туристского кругооборота.

На туристском рынке происходит непрерывный поток  денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг к другу и обмениваются. Непрерывный обмен «Деньги – Туристский продукт» ведет к возникновению туристского кругооборота и финансовых отношений, связанных с этим кругооборотом. Туристский кругооборот – это система гражданско-правовых (т.е. экономических, финансовых и юридических) отношений, возникающая между туристами и туристской фирмой и покрывающая потоки денег и потоки туристского продукта, потоки инвестиций в развитии туризма, и потоки денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Информация о работе Управление затратами в туризме