Управление затратами в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание

Управление затратами- это процесс планирования организации и контроля затрат на производство и реализацию продукции или услуг, а также мотивирование персонала фирмы к рациональному сокращению затрат.

Работа состоит из  1 файл

Управление затратами в туризме (0611).doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

Этот  кругооборот показан на схеме 4.

 

                 

               2                  1           1         3    4             2              7         5        6   

 

           5     6                     

      

      

 
 
 

    

 
 
 

Схема 4. Схема туристского  кругооборота

    где:

             - потоки туристского  продукта;

                  - денежные потоки;

    1 –  турист платит туристской фирме деньги за туристскую путевку;

    2 –  туристская фирма выдает туристу  туристскую путевку;

    3 –  турист обменивает туристскую  путевку на туристский пакет  (т.е. конкретные услуги туризма);

    4 –  в процессе реализации туристского  продукта турист получает удовлетворение от затраченных на покупку туристского продукта денежных средств, то есть происходит процесс косвенного возврата туристу его средств;

    5 –  туристская фирма осуществляет  инвестиции в развитие туристского  рынка, туристской индустрии (материально-технической базы туризма) и в создание новых видов туристского продукта;

    6 –  туристская фирма получает новые  виды туристского продукта

    7 –  туристская фирма платит налоги  и различные сборы в бюджет.

 

Приведенные данные показывают, что на туристском рынке возникают как минимум пять видов финансовых отношений; туриста с туристской фирмой; туриста с предприятиями туристской индустрии; между турагентами и туроператорами; туристской фирмы с бюджетом; туристской фирмы с предприятиями туристской индустрии.

6. При  формировании финансовых отношений в туризме надо учитывать особенности туристского импорта и экспорта. Туризм вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны. В платежном балансе Российской Федерации вывоз валюты туристами примерно в 3-4 раза превышает ввоз валюты.

7. Особенности  организации финансовых отношений  в туризме в значительной степени  обусловливаются также особенностями  ценообразования на туристский продукт.

Цена  туристского продукта или отдельной  услуги туризма является весьма динамичной и зависит от многих факторов: от стоимости самих услуг, входящих в турпакет, от числа туродней, от вида тура (групповой, индивидуальный), от количества туристов в группе, от возрастного состава туристов, от сезонности тура и от других факторов. Расчет цены на туристский продукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.

Особенности экономико-финансовой деятельности туристских организаций вызывают объективную  необходимость своеобразного вычленения в системе управления механизма обеспечения их деятельности. При этом в результате включенного наблюдения за деятельностью целого ряда турфирм мы выделяем три важнейших блока вопросов, первоочередных в своем разрешении, а именно:

-установление  величины отвлеченного капитала  и срока, в течение которого  формируется система туристского  продукта;

-определение величины дохода, получаемого от реализации туристского продукта;

-расчет  величины себестоимости на производство  и реализацию туристского продукта.

Рассмотрим  последовательно возможные решения  этих вопросов.

Расчет  величины отвлеченного капитала и срока формирования турпродукта можно представить схематически (см. рис. 3)

 

 

                   Д

 

    Объем

    Реализуемых

    Услуг

 

     

         

      

      

      

      

     

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Расчет величины отвлеченного капитала и  
срока формирования турпродукта

    Обозначения:

    – размер отвлеченного из оборота капитала;

    – текущие затраты;

    – выплата по банковскому кредиту;

    Д – доход от реализации туристской услуги (продукта);

    Тн.р. – время начала разработки туристской услуги (продукта) или инвестирования проекта;

    То.р. – время окончания разработки туристской услуги (продукта);

    То.к. – время окупаемости единовременных затрат (инвестиций) в разработку туристской услуги (продукта);

    Тр  – срок разработки туристской услуги (продукта);

    Тс.к. – срок окупаемости единовременных затрат на разработку туристской услуги (продукта).

 

Исследуя  данный график, следует отметить, что  единовременные затраты (3е) могут иметь  место как до периода окончания  срока разработки туристского продукта (услуги), так и в дальнейшем до момента их окупаемости (в случае возврата по процентам заемного капитала). В момент начала реализации туристской услуги (продукта) возникают в дифференциальной и интегральной формах две новые составляющие: одна иллюстрирует объем дохода от реализации услуг и расположена над осью времени, другая – эксплуатационные затраты и расположена ниже оси времени.

Когда интегральная сумма продаж (Д) оказывается  равной интегральной сумме затрат, состоящая из единовременных (Зе) и текущих (Зт) затрат, то есть когда площадь над осью времени ( ) станет равной площади под осью времени (S     +   ), тогда наступает момент, известный в литературе, как срок окупаемости затрат.

Если  остановить исследования эффективности  капитала в этом месте, то в момент времени, соответствующий сроку окупаемости затрат, процент на капитал равен нулю. Очевидно, что для исчисления положительных значений данного показателя следует продолжить график по оси времени на более отдаленный срок.

При этом следует учесть дискретность количества представляемых услуг (продукта) и величины текущих затрат на их создание во времени. Как известно, на эти показатели в туризме воздействует целый комплекс взаимоувязанных рекреационных, социально-экономических, политических и иных факторов. От того, насколько глубоко их влияние будет исследовано, во многом зависит глубина достоверности проведенной работы.

Таким образом, четвертая стадия оценки эффективности  затрат в туризм состоит из установления величины снижения размера реализации туристского продукта, вызванного соответствующего рода объективными и субъективными факторами.

Пятая стадия представляет собой определение  размера затрат капитала на восстановление утраченного и вызванного причинами  четвертой стадии дохода.

Все пять выше перечисленных стадий оценки эффективности  затрат в туризм характеризуются  вычислением пяти соответствующих  показателей в их дифференциальных формах, представленных на рис. 4.

Рис. 4. Определение максимального  значения размера  процентного дохода на отвлеченный из оборота капитал

 

Рис. 4 является дальнейшим развитием рис. 3. Если взять  текущие значения ординат из пяти линий , любого из пяти показателей), то получаются суммарные, кумулятивные значения этих показателей, то есть получаются их интегральные характеристики. Интересующую  нас величину процента на капитал, отражающую эффективность затраченных средств в любой момент времени, можно вычислить по представленным на рис. 4 пяти фукнкциям.

Учитывая, что подобные вычисления не могут  быть выполнены исключительно аналитическими средствами из-за малой неопределенности поведения самих функций, то эту интегральную характеристику следует заменить численным расчетом. В приведенных формулах в знаменателях стоит время «    , а не  «(  + )   по той простой причине, что такое упрощение практически не изменят результатов расчетов.

Вычисление  эффективности затрат путем определения  процента на капитал показывает, что  данный показатель в своих исчислениях  проходит от отрицательных значений через нуль (в момент достижения срока окупаемости единовременных затрат), в определенный момент времени достигает максимального значения, а затем снова начинает снижаться (причем этот процесс может происходить до нуля и отрицательных значений).

В соответствии с законом стоимости, в тот момент, когда процент на капитал достигает максимального значения, необходимо прекратить реализацию туристского продукта (услуги) или обеспечить его замену новым. Точка, в которой процент на капитал достигнет максимума, является, с нашей точки зрения, важнейшим экономическим понятием и искомой величиной методологии оценки эффективности затратного механизма в туризм.

Как показано выше , срок окупаемости затрат представляет собой такой момент времени, когда площадь над осью времени становится равной площади под осью времени. Если мы продолжим линии, отражающие затраты и результаты проекта до момента времени, когда накопленная сумма дохода от реализации туристской продукции (услуг) окажется в два раза раньше, чем накопленная сумма затрат, то следует ввести новое понятие – «время удвоения капитала».

Для оперативных  практических расчетов (с точностью  до 5-1- процентов относительных) целесообразно  пользоваться упрощенной формулой:

«Время  удвоения капитала» х «Годовой процент  на капитал» = 72.

Эта формула означает, что если вложенные средства удваиваются за четыре года, то «процент на капитал» составляет 18% в год.

При 68% в год соответствующее «время удвоения капитала» составляет 12 лет. Таким образом, «время удвоения капитала» – это не срок окупаемости. За интервал «время удвоения капитала» выполняются следующие экономические фазы объект инвестирования:

-завершен (готов к эксплуатации, использованию);

-окупил  себя;

-дал  удвоение поступления относительно  полных затрат.

Таким образом, «время удвоения капитала» состоит из трех времен: времени разработки и создания объекта (продукта) туризма, срока окупаемости совокупных затрат отвлеченного из оборота капитала и времени наработки второго рубля. В практике целесообразно использовать следующую шкалу:

-срок, через который вложенные средства возвратились инвестору;

-срок, через который вложенные средства  удвоились;

-срок, через который вложенные средства  утроились и т.д.

Если  по первым двум показателям туристские услуги (продукты, объекты) оказались  тождественными, то следует использовать третий показатель и так далее до тех пор, пока один из рассматриваемых вариантов не получит лучшей оценки, Это позволит исключить волюнтаризм в выборе дополнительной аргументации и точно предпишет вычислительному комплексу программу исчисления интересующей оценки эффективности инвестиций.

Связь между процентами на капитал и  ростом производительности труда в  туризме при создании совокупного  туристского продукта на основе дестинации легко может быть прослежена при вычислении «среднего процента на капитал» по всем видам единовременных затрат (инвестиций) в  виде «отвлеченного из оборота капитала». Этот «средний» процент на капитал и позволяет судить о совокупности эффективности затрат в туризм (в туристский продукт).

Особое  место в методологии оценки затратного механизма в туризм занимает проблема вложения средств в его инфраструктуру и отдача от этих средств (ресурсов). Разрабатывая новую дестинацию, следует учитывать всю формируемую вокруг нее инфраструктуру, а процесс создания совокупного туристского продукта должен осуществляться на основе использования методов планирования. Следовательно, и при исчислении доходной части дестинации необходимо рассчитывать как прямой, так и совокупный рекреационный (муниципальный, федеральный) доход.

Информация о работе Управление затратами в туризме