Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:21, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать положение молодежи на Омском рынке труда, выявить проблемы этой категории населения и предложить способы борьбы со сложившимися проблемами.
К настоящему моменту в некоторых городах России уже действуют несколько молодежных бирж труда, деятельность которых показала их эффективность в решении вопросов занятости молодежи. В Омске подобного специализированного учреждения нет, при этом статистические данные по городу свидетельствуют о росте доли молодежи в составе безработных.
Введение………………………………………………………………
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА…………………………………
6
1.1.
Определение понятия «молодежный рынок труда»…………...
6
1.2.
Проблемы молодежи на рынке труда…………………………..
17
1.3.
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………...
27
2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ
ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………… 31
2.1.
Общая характеристика рынка труда Омской области…………
31
2.2.
Состав и структура молодежного рынка труда Омской области. Особенности занятости молодежи……………………
42
2.3.
Внутренний рынок труда предприятия. Положение молодежи
49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………...
55
3.1.
Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда………………………………………………………………
55
3.2.
Расчет мероприятий по улучшению положения молодежи на закрытом акционерном обществе «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа»…….
64
Заключение…..…………………………………………………………
71
Библиографический список……………………………………………
73
Приложения
Введение………………………………………………………… | 4 | |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА………………………………… |
6 | |
1.1. | Определение понятия «молодежный рынок труда»…………... | 6 |
1.2. | Проблемы молодежи на рынке труда………………………….. | 17 |
1.3. | Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………... | 27 |
2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………… 31 | ||
2.1. | Общая характеристика рынка труда Омской области………… | 31 |
2.2. | Состав и структура молодежного рынка труда Омской области. Особенности занятости молодежи…………………… |
42 |
2.3. | Внутренний рынок труда предприятия. Положение молодежи | 49 |
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………... |
55 | |
3.1. | Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда……………………………………………………………… |
55 |
3.2. | Расчет мероприятий по улучшению положения молодежи на закрытом акционерном обществе «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа»……. |
64 |
Заключение…..…………………………………………… | 71 | |
Библиографический список…………………………………………… | 73 | |
Приложения |
|
Данная дипломная работа посвящена изучению проблем в области занятости населения и в частности среди молодежи. В работе предложены мероприятия по повышению эффективности решений проблем занятости среди молодежи на примере рынка труда города Омска и Омской области.
Причиной, по которой для изучения была выбрана именно эта тема, является то, что в современных российских условиях молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров из-за разрушения традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути. В связи с этим молодежи трудно найти работу и занять достойное место в жизни общества. Подобная ситуация наблюдается как по всей России, так и в отдельных регионах, например, в Омской области. Статистические данные за последние годы свидетельствуют о росте доли молодежи в составе граждан, обратившихся в службу занятости за помощью в трудоустройстве. Вместе с этим, растет доля выпускников высших учебных заведений, которые по окончанию вуза не могут найти работу по специальности, что свидетельствует об отсутствии связи между потребностями рынка труда и программами по подготовке специалистов в учебных заведениях.
В связи с этим, повышение эффективности решения проблем в области трудоустройства молодежи является в настоящее время актуальной темой для социальной практики.
Цель дипломной работы – проанализировать положение молодежи на Омском рынке труда, выявить проблемы этой категории населения и предложить способы борьбы со сложившимися проблемами.
К настоящему моменту в некоторых городах России уже действуют несколько молодежных бирж труда, деятельность которых показала их эффективность в решении вопросов занятости молодежи. В Омске подобного специализированного учреждения нет, при этом статистические данные по городу свидетельствуют о росте доли молодежи в составе безработных.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить соответствующие ей конкретные задачи:
- описать занятость и безработицу как социально – экономические явления и определить степень вмешательства государства в регулировании рынка труда;
- исследовать текущее состояние рынка труда в России и Омской области, выявить проблемы молодежи и принимаемые меры по их решению;
В первом разделе данной работы предстоит изучить безработицу и занятость как социально-экономические явления. Для исследования будет использована научная, нормативная и справочная литература.
Второй раздел данной дипломной работы посвящен анализу фактического состояния рынка труда в Омской области и положению на нем молодежи. Проведение анализа ситуации требует:
- описать состояние безработицы среди молодежи, основные причины ее возникновения и возможные последствия усиления негативных тенденций;
- описать особенности положения молодежи на Омском рынке труда;
- изучить и оценить эффективность мероприятий, реализуемых в регионе для помощи молодежи при трудоустройстве и профориентации.
Третий раздел посвящен разработке мероприятий по улучшению положения молодежи на рынке труда и предприятии ЗАО «ПИРС».
Объектом исследования данной дипломной работы является занятость молодежи на Омском рынке труда.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Определение понятия «молодежный рынок труда»
К определению понятия «рынок труда» возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы − безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости [2, с. 137].
В то же время этот подход сужает проблему занятости, выводит из рынка труда другие, кроме поиска рабочего места, ее аспекты, такие как стабильность рабочего места, достижение максимального соответствия работы и работника, вопросы вознаграждения труда, его прямого участия не только в создании, но и в распределении национального дохода и другие. Не учитывается, что рабочая сила, занятая в настоящий момент, не может считаться потребленной раз и навсегда и вышедшей с рынка. В процессе производства непрерывно меняются условия самой занятости, возникают вопросы территориального или профессионального движения работника, оплаты труда, профессиональной карьеры и прочие. В условиях рыночной экономики рынок труда есть непрерывная борьба между предпринимателями и работником по поводу соглашений и компромиссов, определяющих их отношения. Ограничение масштабов рынка труда только лицами, в данный момент свободными от работы, резко сужает круг активных действий социальных партнеров на рынке труда, в частности профсоюзов.
Целесообразнее поэтому альтернативный подход - рассматривать рынок труда шире, как совокупное общественное отношение “работник - работодатель”, которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе (в том числе в ситуации безработицы, спада производства, закрытия предприятия) [2, с. 138].
Суть этого общественного отношения в том, что способность к труду (то есть совокупность определенных физических и интеллектуальных характеристик работника) осознается как ценность, которая может быть эквивалентно обменена на другие, материальные и духовные ценности. При этом ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (уровнем общей и профессиональной подготовки, профессией, состоянием здоровья, возрастом и др.); объективно - общественными потребностями в труде с определенными качественными характеристиками. Потому понятию «рынок труда» можно дать следующее определение: рынок труда - это совокупность социально-трудовых отношений по поводу найма работника и использования его труда в общественном производстве; отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на заработную плату [7, с. 15].
Рынки труда классифицируются по следующим критериям: пространственная сфера, временные параметры, степень эластичности, степень интегрированности, степень устойчивости и регулируемости, сегментация по профессиональным, квалификационным и социальным группам, по социально-демографическим показателям. По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов.
В данной работе рынок труда разделяется на два сегмента по возрастному критерию. При анализе одного сегмента - молодежного рынка труда – будет также проведено разделение этого рынка по отраслевому принципу, для выявления причин избыточного предложения на одних отраслевых рынках и нехватки работников в других сферах.
Для того чтобы дать определение молодежному рынку труда, можно использовать ту же формулировку, что и для рынка труда в целом, однако с поправкой: предложение в данном случае формирует не все экономически активное население страны, а только молодежь.
Молодежь − социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Согласно российской официальной статистике к молодежи относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет [16, с. 156].
При дифференциации трудовых ресурсов по возрастному критерию основным параметром, на основе которого будет проводиться анализ причин, вызывающих отклонение рынка от равновесного состояния, будет являться не только принадлежность к определенной возрастной группе. Молодежь отличается от опытных работников прежде всего гораздо меньшей длительностью трудового стажа (или полным отсутствием такового) и, как следствие, более низким уровнем квалификации. При выявлении причин существования молодежной безработицы в России, то есть факторов, вызывающих отклонение рынка труда от состояния равновесия, целесообразно разделить данную группу на две подгруппы:
1) учащиеся и выпускники высших учебных заведений (отличительная характеристика данной группы – более высокий уровень квалификации);
2) выпускники школ и средних профессиональных учебных заведений (основная отличительная характеристика – низкая квалификация) [17, с. 444].
Для обеих подгрупп общей характеристикой является незначительный опыт работы либо полное отсутствие трудового стажа и, как следствие, низкое качество работы, производительности труда, по сравнению с опытными работниками. Для каждой из этих двух групп характерны свои причины существования безработицы. И это объясняется различием факторов, вызывающих отклонение от состояния равновесия рынка труда, для каждой из этих групп.
Рынок труда может быть как совершенно конкурентным, так и монопсонным, а также может сложиться ситуация двусторонней монополии. А потому, прежде чем рассмотреть механизм установления равновесия на рынке труда, докажем, что молодежный рынок труда является конкурентным.
Совершенно конкурентным называется рынок, на котором существует большое количество как продавцов, так и покупателей, и ни один из них не может оказать влияние на цену товара (в данном случае на рыночную цену труда).
Главными признаками совершенной конкуренции на рынке труда являются:
1) Предъявление спроса на определенный вид труда достаточно большим числом конкурирующих фирм;
2) Отсутствие какой-либо формы объединения продавцов трудовых услуг (например, профсоюзов);
3) Отсутствие барьеров для входа на рынок и выхода с него;
4) Однородность рабочей силы.
Итак, необходимо показать, что каждый из этих признаков характерен для молодежного рынка труда.
1) Истинность данного утверждения по отношению к молодежному рынку труда доказывается тем, что молодой работник, наравне с другими представителями экономически активного населения, потенциально может стать сотрудником любой из множества существующих в стране фирм. То есть молодые работники, выходя на рынок труда, теоретически предлагают свой труд каждой фирме, а потому спрос на труд предъявляется со стороны большого числа (всех существующих в стране) фирм.
2) Профсоюзы – объединения наемных работников, создаваемые для защиты и улучшения условий труда. Профсоюзы, как правило, возникают в отдельных отраслях и представляют интересы работников одной профессии (профсоюз шахтеров) или сферы (профсоюзы медицинских работников). Но в данной работе дифференциация рабочей силы производится не по отраслевому, а по возрастному принципу, соответственно, должна быть рассмотрена возможность существования профсоюзов отдельно для молодых и опытных работников. То есть критерием, определяющим принадлежность работника к одному из двух профсоюзов, должно являться наличие опыта работы. Как известно, в России существует понятие студенческих профсоюзов, однако нельзя сказать, что подобные организации оказывают хоть сколько-нибудь ощутимое влияние на работодателя. И причины очевидны: студенческий профсоюз должен защищать интересы молодых работников, «выдерживая борьбу» с их работодателями, относящимися к различным сферам рынка. Ни одна организация не в силах обеспечить поддержку всех своих членов, «сражаясь на разных фронтах». То есть в этом случае профсоюзу пришлось бы отстаивать свои интересы перед всеми работодателями - многими фирмами всех отраслей, существующих в стране. А потому студенческие профсоюзы ограничивают свою деятельность предоставлением студентам различных льгот, информации о вакансиях и т.п. Следовательно, можно утверждать, что на молодежном рынке труда России отсутствуют какие-либо формы объединения продавцов трудовых услуг.
Информация о работе Анализ положения молодежи на рынке труда Омской облости