Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
Введение
Сложные процессы системных трансформаций,
продолжающиеся в настоящее время
в России,затронули
Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе – безнадзорности и беспризорности.
Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей,увеличение числа разводов и неполных семей.
Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.
Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев.
Не умаляя значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства, аспектов, связанных с воспитанием и образованием. Кроме того,существующая долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения, делала основной уклон в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.
Это привело к тому, что существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.
Вышесказанное обусловливает актуальность изучения «безнадзорности» и «беспризорности».
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую
– рассмотреть профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
– изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом;
– показать организацию социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
1. Детская беспризорность и безнадзорность в истории России
Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.
Множество проблем современной
семьи порождает ситуацию, когда
дети оказываются оторванными от
семейных забот. Данная ситуация выражается
в увеличении количества безнадзорных
и беспризорных детей. Определить, сколько
в России беспризорных детей, довольно
сложно. По оценкам МВД, в России
на 2004 год насчитывалось от пятисот
тысяч до двух с половиной миллионов
беспризорных детей. Их количество постоянно
колеблется и складывается на основе
данных, получаемых от органов внутренних
дел. Цифры, которые приводят официальные
органы, отличаются от тех, которыми пользуются
неправительственные
Так, по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» – четыре миллиона.Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют различными показателями.
Цифру же,реально определяющую количество
безнадзорных детей, назвать невозможно,
как затруднительно определить ту грань,
которая отделяет безнадзорных детей
от беспризорных. Невозможность четкого
учета безнадзорных детей связана,
в том числе, и с неопределенностью
самого понятия «безнадзорный ребенок»
Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.
Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны.
Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.
Следует исходить из понимания безнадзорности как процесса и как явления, то есть социального феномена. Некоторые ученые изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.
Безнадзорность можно
Педагогический словарь
Российская педагогическая энциклопедия
(Российская педагогическая энциклопедия,
1993)более четко
В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра,внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.
Детская безнадзорность в основном
определяется с помощью категорий
педагогики и рассматривается как
отсутствие или недостаточность
контроля за поведением и занятиями
детей и подростков. При этом упускается
важный момент – отчуждение самих
детей от семьи, детского коллектива,
отсутствие эмоциональной взаимосвязи
между детьми и родителями. Исходя
из этого можно считать, что состояние
безнадзорности характеризуется не
только отсутствием или
Следовательно,безнадзорность может
являться как явлением, которое имеет
место при определенных условиях
с определенными, вполне конкретными
индивидами, так и процессом,который
имеет временные рамки и
Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.
Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.
Нормативно-правовые акты Министерства
труда и социального развития
РФ трактуют понятие«беспризорные дети»
как те, которые не имеют определенного
места жительства или места пребывания.
Практики социальной работы определяют
беспризорных детей как тех, которые
не имеют родительского или
Часто указывают на то, что беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности.Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи.
В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999)беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)места пребывания.
Для более предметного понимания термина «беспризорность» уточним категории детей, которые к ним относят:
– живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);
– живущие на улице периодически,
от нескольких дней до нескольких недель.
Дети этой категории оказываются
на улице на время очередных запоев
родителей-алкоголиков,
– те,кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. В основной своей массе это дети, давно бросившие школу, состоящие на учете в 17 милиции (ОППН)или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).
Переход несовершеннолетнего в
категорию беспризорников не влечет
прекращение семейных правоотношений.
Все права и обязанности
Говоря о несовпадении терминов
«беспризорный» и «безнадзорный», следует
учитывать, что безнадзорность в
основном определяется с помощью
категорий педагогики.
Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус,который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.
Беспризорность детская –
В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (т.е. не смогут)сами собою печаловаться».
Собственно государственная
Дальнейшее развитие государственная
система призрения получила при
Петре I, который поощрял открытие
приютов, куда принимали незаконнорожденных
с соблюдением анонимности
Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».
В XIX в.число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались.Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Так, при АлександреI смертность в воспитательных домах доходила до 75%.