Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

Вышеуказанные материалы направлены в органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации для использования  в работе по разработке и реализации региональных программ социальной поддержки  несовершеннолетних, находящихся в  трудной жизненной ситуации.

 

2.2Профилактика семейного  неблагополучия, социального сиротства,  беспризорности и безнадзорности  в Российской Федерации

 

В Российской Федерации по состоянию  на 2007 год проживает27,9 млн. детей. Будущее  России в условиях глобализации, масштабных социально-экономических изменений  общества определяется уровнем воспитания,обучения, физического и духовного развития детей, подготовки их к жизни в  быстро меняющемся мире. Реализация мер  государственной социальной политики в предшествующее десятилетие позволила  обеспечить максимально возможное  в рамках имевшихся ресурсов:

– сохранение базовых гарантий обеспечения  жизнедеятельности и развития детей  и минимизацию потерь в уровне жизни;

– сохранение доступа детей к  системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

– гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения  новых социальных рисков;

– законодательное обеспечение  прав детей и мер политики по отношению  к детям.

Вместе с тем, острые проблемы детства  в Российской Федерации по-прежнему актуальны, а темпы их решения  – явно недостаточны, что создает  серьезную угрозу будущему страны. Бедность семей с детьми затрудняет многим детям доступ к базовым социальным услугам и развитию. Острой социальной проблемой стали насилие по отношению к детям, детская беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство. К наиболее уязвимым категориям детей,нуждающихся в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей(748 тыс. человек), дети-инвалиды (554 тыс. человек), дети, находящиеся в социально опасном положении (554,3 тыс. человек).

Впервые за многие годы снижается  число семей, находящихся в социально-опасном  положении.По данным Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, на конец 2007 года на учете  состоит 274,8 тыс. таких семей, в которых  проживают 489,5 тысяч детей (в 2006 году – 309,1 тыс. семей, 554,3 тыс.детей; в 2005 году – 364,3 тыс. семей, 676,6 – тыс. детей). Сокращается  и число так называемых новых  выявлений детей-сирот. В 2007 году выявлено123 тысячи таких детей против 127 тысяч  в 2006 году. При этом 80% из первично выявленных детей – сирот – это так  называемые «социальные сироты»,оставшиеся без попечения родителей по «социальным» причинам (нарушение прав ребенка, выражающееся в действиях родителей насильственного  характера, а также пренебрежение  нуждами ребенка, уклонении от исполнения родительских обязанностей).

Важной составляющей социальной защиты детей является своевременное предоставление необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной  жизненной ситуации.

В настоящее время в ведении  органов социальной защиты населения  действуют 3362 учреждения социального  обслуживания семьи и детей.

В системе учреждений социального  обслуживания семьи и детей в 2007 году 3,8 млн. семей получили различные  виды помощи (в 2006 году – 4,1 млн. семей). В каждом случае специалисты учреждений социального обслуживания семьи  и детей ведут работу с семьей адресно, организуют социальный патронаж над семьями из группы риска (по состоянию  на 31.12.2007 год 588817 семей состояли на социальном патронаже). Это позволяет  сохранить для ребенка родную семью и предоставить ему возможность  получения образования и всестороннего  воспитания. Всего в 2007 году учреждениями социального обслуживания семьи  и детей Российской Федерации  оказано около 160 млн. услуг.

В качестве приоритетного для федерального уровня направления работы рассматривается совершенствование законодательного и методического обеспечения деятельности по защите прав и интересов детей. Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с другими ведомствами участвует в работе над законопроектами «Об опеке и попечительстве» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», разработанными Государственной Думой.

С целью организационно-правового  обеспечения реализации комплекса  мер 26 марта 2008года Президентом Российской Федерации подписан Указ №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации». Указ направлен на создание названного фонда в целях реализации комплекса  мер по поддержке детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Осуществление полномочий учредителя фонда от имени Российской Федерации  возложено на Министерство здравоохранения  и социального развития России.

Основной целью деятельности фонда  является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей  с детьми и детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, осуществляемых в соответствии со стратегическими  целями и основными направлениями  демографической и семейной политики Российской Федерации.

Основная часть вопросов поддержки  названных категорий детей, находится  в компетенции органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

В этой связи фондом поддерживаются практические меры по реализации стратегий  Российской Федерации в области  демографической и семейной политики, осуществляемые в регионах. Так, с  целью поддержки субъектов Российской Федерации, проводящих эффективную  социальную политику, выделяются финансовые средства на частное возмещение расходов на реализацию региональных и муниципальных  программ по приоритетным направлениям деятельности фонда: программ профилактики отказов от детей («Отказные дети»  и т.п.), программ толерантного отношения  к детям –инвалидам, их интеграции в общество («Дети с неограниченными  возможностями» и т.п.), программ поддержки  детей, проживающих в сельской местности («Дети наших сел» и т.п.), программ экстренной помощи детям («Помощь в  беде» и т.п.) и др.

Ведущими принципами поддержки  региональных и муниципальных программ являются инновационность, межведомственность, софинансирование со стороны всех участников проекта, эффективность, возможность  продления программы после окончания  софинансирования ее фондом.

Фондом разработаны и реализованы  собственные программы, в частности, обучающие программы (мастер – классы, летние школы и др.) для специалистов учреждений,непосредственно работающих с детьми, находящимися в трудной  жизненной ситуации(социально –  реабилитационных центров, социальных приютов, воспитательных колоний, центров  временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и др.); программы  распространения положительного опыта  и лучших практик работы в данной области; проекты по установлению шефства  над детскими лечебно – профилактическими,социальными  и образовательными учреждениями; программы  высокотехнологичного лечения детей  – сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей.

Наряду с решением задач улучшения  положения детей, обеспечиваемых в  рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006–2008 годы), федеральной  целевой программы «Дети России»  на2007–2010 годы, приоритетных национальных проектов, необходима выработка и  осуществление стратегии противодействия  рискам для детей – беспризорности и безнадзорности, социальному сиротству, насилию по отношению к детям, детской инвалидности, государственной  поддержки детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации.

Стратегической целью Программы  «Дети России» является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для  физического, психологического и социального  развития детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, малоимущих семьях, безнадзорных детей.

Реализация государственной программы  по оказанию государственной поддержки  детям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации,предполагает сосредоточить  усилия на следующих приоритетных направлениях:

– совершенствование законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации  по вопросам государственной поддержки  детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации;

– профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства;

– деинституционализация, развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

– социальная интеграция детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации;

– защита прав и законных интересов  детей;

– организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации;

– информационное и научно-методическое обеспечение мероприятий по государственной  поддержке детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации;

– мониторинг положения детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в  семье. Данное право закреплено в  основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов  детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54Семейного  кодекса Российской Федерации. Это  право, без сомнения,распространяется и на детей, в силу различных причин лишившихся родительской опеки. Согласно Семейному кодексу, дети, оставшиеся без попечения родителей,подлежат передаче на воспитание в семью. Лишь при отсутствии такой возможности  они могут быть устроены в соответствующие  детские учреждения.

В России многодетных семей, имеющих  двух и более детей, – 1,4млн. Поэтому  главная цель программы «Дети  России» – совершенствование  системы пособий и гарантий. Социальная поддержка семей с детьми за последние  два года возросла в шесть раз  – с 8,6 млрд. рублей до 53 млрд. рублей. Но, в половине регионов родители до сих пор получают в месяц детское  пособие в размере не более 100 рублей. Еще в 30 регионах эта цифра  не превышает 500 рублей.

Безусловно,важной составляющей системы  мер по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, их семейному  устройству является материальное стимулирование этой деятельности.

В 2007 году принят ряд мер по материальной поддержке семей, в том числе  принявших на воспитание детей-сирот. Во-первых, установлено с 1января 2007 года единовременное пособие при  всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8тысяч  рублей с финансированием его  выплаты из федерального бюджета. Во-вторых,приняты  меры по повышению уровня материальной обеспеченности семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения  родителей: 4 тысячи рублей в месяц  – на содержание ребенка в семье  опекуна и приемной семье и 2,5 тысячи рублей в месяц – на выплату  заработной платы приемному родителю.

В 2007 году была проведена ежегодная  диспансеризация детей-сирот, находящихся  в стационарных учреждениях (домах  ребенка, детских домах и др.). В ходе нее проведено обследование детей, установлено состояние их здоровья, выявлены болезни и патологии. По итогам диспансеризации разработан комплекс мер для проведения оздоровительных  и реабилитационных мероприятий,позволяющих  в последующем обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Предполагается ежегодно проводить  диспансеризацию 200 тысяч детей-сирот. На эти цели в 2007 году в федеральном  бюджете было предусмотрено291 миллион  рублей.

Начиная с2007 года в рамках реализации комплексных мер по улучшению  демографической ситуации в Российской Федерации, инициированных Президентом  в его Послании Федеральному Собранию, Правительством России, федеральными и региональными органами государственной  власти ведется целенаправленная работа по развитию различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи российских граждан.

В соответствии с Указом Президента от 28 июня 2007 г. №825 показатель семейного  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, стал одним из значимых критериев  оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Важным моментом является и то, что реализуемые органами государственной  власти меры в целом положительно восприняты в обществе. Повысились активность граждан,желающих принять  детей на воспитание в семьи, а  также внимание общественности к  проблемам семейного устройства детей-сирот. Возрастает стремление, как  общественных организаций, так и  отдельных граждан, принять участие  в решении этих проблем.

Признавая важность финансовых аспектов в решении вопросов семейного  устройства детей-сирот, Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что главная  задача в этой сфере – содержательно  организовать работу по защите права  ребенка на семью.

Прежде всего,необходимо урегулировать  порядок организации работы по осуществлению  опеки и попечительства над детьми, защите прав детей, оставшихся без попечения  родителей, на региональном уровне.

С1 января 2008 г. полномочия по опеке  и попечительству от органов местного самоуправления переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов  осуществляются организационно– правовые меры, которые обеспечивают подготовку к реализации этих полномочий.

В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации  Министерством образования и  науки Российской Федерации в  июне 2007 года направлены рекомендации по организации и осуществлению  деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Была поставлена задача – провести анализ законодательного и организационного обеспечения деятельности по опеке  и попечительству над детьми на местах,обобщить опыт и рекомендовать регионам лучшие модели организации этой работы.

Для надлежащего устройства ребенка  в семью и обеспечения защиты его прав в замещающей семье должны быть обеспечены сопровождение и  поддержка семьи в дальнейшем – консультативная, психологическая, социальная помощь. Иначе параллельно  с ростом числа детей, устроенных в семью, будет расти и число  случаев отмены опеки или усыновления. В связи с этим важным аспектом деятельности по семейному устройству детей является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка  в свою семью. Такая подготовка позволяет  снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей  в новой семье, в том числе  жестокого обращения с детьми, а также возврата детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.

Информация о работе Детская беспризорность