Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
Вышеуказанные материалы направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе по разработке и реализации региональных программ социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.2Профилактика семейного
неблагополучия, социального сиротства,
беспризорности и
В Российской Федерации по состоянию
на 2007 год проживает27,9 млн. детей. Будущее
России в условиях глобализации, масштабных
социально-экономических
– сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизацию потерь в уровне жизни;
– сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
– гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков;
– законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям.
Вместе с тем, острые проблемы детства в Российской Федерации по-прежнему актуальны, а темпы их решения – явно недостаточны, что создает серьезную угрозу будущему страны. Бедность семей с детьми затрудняет многим детям доступ к базовым социальным услугам и развитию. Острой социальной проблемой стали насилие по отношению к детям, детская беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство. К наиболее уязвимым категориям детей,нуждающихся в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей(748 тыс. человек), дети-инвалиды (554 тыс. человек), дети, находящиеся в социально опасном положении (554,3 тыс. человек).
Впервые за многие годы снижается
число семей, находящихся в социально-
Важной составляющей социальной защиты детей является своевременное предоставление необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в ведении органов социальной защиты населения действуют 3362 учреждения социального обслуживания семьи и детей.
В системе учреждений социального
обслуживания семьи и детей в
2007 году 3,8 млн. семей получили различные
виды помощи (в 2006 году – 4,1 млн. семей).
В каждом случае специалисты учреждений
социального обслуживания семьи
и детей ведут работу с семьей
адресно, организуют социальный патронаж
над семьями из группы риска (по состоянию
на 31.12.2007 год 588817 семей состояли на
социальном патронаже). Это позволяет
сохранить для ребенка родную
семью и предоставить ему возможность
получения образования и
В качестве приоритетного для федерального уровня направления работы рассматривается совершенствование законодательного и методического обеспечения деятельности по защите прав и интересов детей. Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с другими ведомствами участвует в работе над законопроектами «Об опеке и попечительстве» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», разработанными Государственной Думой.
С целью организационно-
Основной целью деятельности фонда является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемых в соответствии со стратегическими целями и основными направлениями демографической и семейной политики Российской Федерации.
Основная часть вопросов поддержки
названных категорий детей, находится
в компетенции органов
В этой связи фондом поддерживаются
практические меры по реализации стратегий
Российской Федерации в области
демографической и семейной политики,
осуществляемые в регионах. Так, с
целью поддержки субъектов
Ведущими принципами поддержки
региональных и муниципальных программ
являются инновационность, межведомственность,
софинансирование со стороны всех участников
проекта, эффективность, возможность
продления программы после
Фондом разработаны и
Наряду с решением задач улучшения
положения детей, обеспечиваемых в
рамках реализации Программы социально-
Стратегической целью
Реализация государственной
– совершенствование
– профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства;
– деинституционализация, развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
– социальная интеграция детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– защита прав и законных интересов детей;
– организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– информационное и научно-методическое обеспечение мероприятий по государственной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– мониторинг положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одним из базовых прав ребенка является
право жить и воспитываться в
семье. Данное право закреплено в
основных международных документах
по вопросам защиты прав и интересов
детей, включая Конвенцию о правах
ребенка, а также в статье 54Семейного
кодекса Российской Федерации. Это
право, без сомнения,распространяется
и на детей, в силу различных причин
лишившихся родительской опеки. Согласно
Семейному кодексу, дети, оставшиеся
без попечения родителей,
В России многодетных семей, имеющих двух и более детей, – 1,4млн. Поэтому главная цель программы «Дети России» – совершенствование системы пособий и гарантий. Социальная поддержка семей с детьми за последние два года возросла в шесть раз – с 8,6 млрд. рублей до 53 млрд. рублей. Но, в половине регионов родители до сих пор получают в месяц детское пособие в размере не более 100 рублей. Еще в 30 регионах эта цифра не превышает 500 рублей.
Безусловно,важной составляющей системы мер по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, их семейному устройству является материальное стимулирование этой деятельности.
В 2007 году принят ряд мер по материальной поддержке семей, в том числе принявших на воспитание детей-сирот. Во-первых, установлено с 1января 2007 года единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8тысяч рублей с финансированием его выплаты из федерального бюджета. Во-вторых,приняты меры по повышению уровня материальной обеспеченности семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: 4 тысячи рублей в месяц – на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье и 2,5 тысячи рублей в месяц – на выплату заработной платы приемному родителю.
В 2007 году была проведена ежегодная диспансеризация детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах и др.). В ходе нее проведено обследование детей, установлено состояние их здоровья, выявлены болезни и патологии. По итогам диспансеризации разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий,позволяющих в последующем обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Предполагается ежегодно проводить диспансеризацию 200 тысяч детей-сирот. На эти цели в 2007 году в федеральном бюджете было предусмотрено291 миллион рублей.
Начиная с2007 года в рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, инициированных Президентом в его Послании Федеральному Собранию, Правительством России, федеральными и региональными органами государственной власти ведется целенаправленная работа по развитию различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи российских граждан.
В соответствии с Указом Президента от 28 июня 2007 г. №825 показатель семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стал одним из значимых критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Важным моментом является и то, что реализуемые органами государственной власти меры в целом положительно восприняты в обществе. Повысились активность граждан,желающих принять детей на воспитание в семьи, а также внимание общественности к проблемам семейного устройства детей-сирот. Возрастает стремление, как общественных организаций, так и отдельных граждан, принять участие в решении этих проблем.
Признавая важность финансовых аспектов в решении вопросов семейного устройства детей-сирот, Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что главная задача в этой сфере – содержательно организовать работу по защите права ребенка на семью.
Прежде всего,необходимо урегулировать порядок организации работы по осуществлению опеки и попечительства над детьми, защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, на региональном уровне.
С1 января 2008 г. полномочия по опеке и попечительству от органов местного самоуправления переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов осуществляются организационно– правовые меры, которые обеспечивают подготовку к реализации этих полномочий.
В целях оказания методической помощи
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
Министерством образования и
науки Российской Федерации в
июне 2007 года направлены рекомендации
по организации и осуществлению
деятельности по опеке и попечительству
в отношении
Для надлежащего устройства ребенка в семью и обеспечения защиты его прав в замещающей семье должны быть обеспечены сопровождение и поддержка семьи в дальнейшем – консультативная, психологическая, социальная помощь. Иначе параллельно с ростом числа детей, устроенных в семью, будет расти и число случаев отмены опеки или усыновления. В связи с этим важным аспектом деятельности по семейному устройству детей является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка позволяет снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, а также возврата детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.