Во второй половине XIX в. в развитии
образования происходят существенные
перемены. В педагогике активно начинают
развиваться гуманистическое, духовное
и нравственное направления. Педагогическая
общественность обращается к вопросам
самосовершенствования личности, свободного
воспитания, реформирования образования.
Развивалось законодательство, были
учреждены суды для несовершеннолетних;
исправительные заведения для подследственных
и подсудимых. Эти заведения находились
в тесной связи с судами.
К 1917 г.на территории России располагалось
538 детских приютов, где воспитывались
29650детей.
В эту эпоху судебных реформ в
России сформировались основные направления
деятельности государства и общества
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Государство направляло свои усилия
преимущественно на развитие правовых
основ превентивной политики, практические
шаги осуществляли общественные силы.
В России беспризорность приняла угрожающий
характер после 1-й мировой войны
и Октябрьской Революции 1917 (к 1922
насчитывалось около 7 млн. беспризорных).Проблемами
беспризорности занимались Государственный
совет защиты детей (1919,председатель
А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия
по улучшению жизни детей при
ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель
Ф.Э. Дзержинский),социальные инспекции
на местах, «Фонд имени В.И. Ленина
для оказания помощи беспризорным детям»
(1924). Опытные педагоги стремились создавать
беспризорным детям максимальные возможности
для нормального развития,проявления
самостоятельности, инициативы, полезной
творческой деятельности. В1926 приняты
Положение о мероприятиях по борьбе
с детской беспризорностью в
РСФСР и Постановление ЦИК
и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе
с детской беспризорностью».
Система ликвидации беспризорности включала
выявление и контроль за безнадзорными
детьми, неблагополучными семьями, социальную
помощь и профилактику беспризорности.
Организовывались детские воспитательные
учреждения интернатного типа – детские
дома, трудовые коммуны, школы-колонии,
школы-коммуны, детские городки (представляли
собой объединение нескольких детских
домов, школ, ФЗУ с обслуживающей
их инфраструктурой и подсобными
учреждениями) и прочие.
В 1919 году в детских домах воспитывалось
125 тысяч детей, в 1921−1922 годах – 540тысяч
детей. Применялись такие формы
работы с беспризорными детьми, как
патронат, усыновление, опека и попечительство.
Ликвидация беспризорности также
требовала проведения санитарной обработки
обитателей подвалов и улиц, в необходимых
случаях лечения, организации питания
и учебы детей, предоставления жилья
и работы подросткам. Для этого
на предприятиях были введены специальные
семипроцентные квоты для производственного
обучения и трудоустройства подростков.
Активное участие в работе с детьми
и подростками «с улицы» принимали
и комсомольцы.
Через 200созданных в 1921 г. приемников-распределителей,
рассчитанных на прием от50 до 100 детей
одновременно, в первый год целенаправленной
государственной борьбы с беспризорностью
прошло более 540 тысяч детей. Несмотря
на очевидные трудности восстановительного
периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось
более280 детских домов, 420 «трудовых
коммун» и 880 «детских городков».
Опасность беспризорности вновь возникла
в годы Великой Отечественной
войны.
К концу 1940-х гг., беспризорность заменили
терминами «детская безнадзорность»
и «преступность несовершеннолетних».
Модель советского «счастливого детства»
эпохи сталинизма представляла собой
слаженный государственный механизм
воспитания советских граждан. Государство
не давало автономии семьи и за
невыполнение обязанностей по воспитанию
детей могло повлечь применение
предусмотренных законом принудительных
мер (лишение родительских прав, помещение
детей в детские дома). Начиная
с самого раннего возраста, ребенок
должен был пройти все основные этапы
советской социализации:детские
ясли, сад, школа, средние или высшие
учебные заведения. В том случае,когда
он оставался сиротой, его воспитанием
полностью занимались государственные
детские учреждения (дома ребенка, детские
дома).
Другую часть этой модели составляли
детские учреждения (колонии, специальные
детские дома и т.д.), которые изымали,
наказывали, перевоспитывали, возвращали
обратно в«советское детство» тех
детей, чье поведение не вписывалось
в рамки официальной концепции
детства (беспризорных и безнадзорных,
совершавших проступки и преступления).
Общеобразовательные школы вместе
с пионерской организацией и комсомолом
фактически взяли на себя основную
нагрузку по воспитанию детей и подростков.
В связи с большой занятостью
родителей, школа брала на себя многие
ее функции: она помогала ребенку
преодолевать экстремальность жизни
военных и первых послевоенных лет,
была эффективным инструментом официальной
советской социализации.
Дома ребенка,детские дома также
не всегда могли обеспечить детям
– беспризорникам прохождение всех
этапов «эталонной» социализации, поскольку
находились в тяжелом материально-бытовом
положении. Все это способствовало
распространению аномального поведения
среди детей (бегство из детских
домов и других учреждений, нищенство,
бродяжничество, преступления и т.д.).
Для борьбы с его последствиями
действовала целая сеть государственных
учреждений (детские комнаты милиции,
приемники – распределители, трудовые
и трудовые воспитательные колонии).
Карательно-репрессивные меры в отношении
подростка, совершившего проступок, создавали
замкнутый круг. Оступившись и
попав в криминальную среду,он обычно
не мог выйти из нее. Так, государственная
политика в этой сфере,пытавшаяся каким-то
образом улучшить ситуацию с подростковой
девиацией,фактически способствовало
ее росту.
Новый всплеск беспризорности наблюдается
в России с начала 1990-х годов. В
документах Совета Федерации причинами
возникновения и роста беспризорности
называются разрушение государственной
инфраструктуры социализации и воспитания
детей, а также кризис семей (рост
бедности, ухудшение условий жизнедеятельности,
разрушение нравственных ценностей
и воспитательного потенциала семей).
Таким образом, детская беспризорность
и безнадзорность и их решения
– явления не новые в нашей
стране. Накоплен опыт по формированию
системы реабилитации безнадзорности
и беспризорности детей. Важнейшей
задачей современного российского
государства является решение проблемы
безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
детей. Это негативное социальное явление
стало проблемой социальной и
духовной жизни российского общества.
2. Профилактика беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних
2.1 Правовые основы системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Ключевыми задачами в решении проблем
детской безнадзорности и беспризорности,
предотвращения социального сиротства
в настоящее время является совершенствование
действующей на межведомственной основе
системы профилактики семейного
неблагополучия,социального сиротства,
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;правовое
регулирование деятельности всех субъектов
названной системы, в первую очередь
комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав, обеспечивающих координацию
вышеназванной деятельности, а также
органов опеки и попечительства;развитие
и государственная поддержка
различных форм семейного устройства
детей,лишившихся родительского попечения;
развитие сети учреждений социального
обслуживания семьи и детей; а
также более широкое внедрение
ювенальных технологий в деятельность
органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правовую основу деятельности по профилактике
семейного неблагополучия, социального
сиротства, беспризорности, безнадзорности
составляет ряд законодательных
актов Российской Федерации, в том
числе Гражданский кодекс Российской
Федерации,Семейный кодекс Российской
Федерации, Федеральный закон от
24 июня 1999 г.№120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»,Федеральный закон
от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 21 декабря 1996
г. №159-ФЗ«О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и
детей,оставшихся без попечения
родителей».
В развитие положений, касающихся организации
и осуществления деятельности по
профилактике семейного неблагополучия,
социального сиротства, беспризорности,безнадзорности,
содержащихся в законодательных
актах Российской Федерации, указанные
вопросы регулируются на уровне субъектов
Российской Федерации и входящих
в их состав муниципальных образований.
В 2007 г.федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации продолжена
работа по совершенствованию нормативной
правовой базы системы профилактики
семейного неблагополучия, безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних и
защиты их прав.
В целях совершенствования правового
регулирования правозащитных, контрольных
и координирующих функций комиссий
по делам несовершеннолетних и защите
их прав ведется работа над проектом
Федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
и некоторые законодательные
акты Российской Федерации, признании
утратившими силу некоторых положений
законодательных актов РСФСР
по вопросам деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите
их прав». В настоящее время данный
проект готовится к рассмотрению
во II чтении в Государственной Думе
Российской Федерации.
Также ведется работа над проектами
Федеральных законов «Об опеке
и попечительстве» и «О внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации в связи
с принятием Федерального закона
«Об опеке и попечительстве»,
направленных на повышение эффективности
деятельности органов опеки и
попечительства,сокращение социального
сиротства и активизацию семейного
устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В целях совершенствования нормативно-правового
регулирования на федеральном уровне
контроля и надзора в сфере
образования подготовлен проект
Постановления Правительства Российской
Федерации о Правилах осуществления
контроля и надзора в сфере
образования (утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 20 февраля 2007 г. №116).
24.07.2007года принят Федеральный
закон «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»
(в части установления административной
ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации
в области образования). Законом,
в частности, предусматривается
введение ответственности за
правонарушения, связанные с приемом
граждан в образовательные учреждения
или отчислением (исключением)
граждан из образовательных учреждений,
переводом обучающихся из одного
образовательного учреждения в
другое и т.д.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г.
№120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации,принимают
участие в выявлении и устранении
причин и условий, способствующих безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних;
оказывают социальную,психологическую
и иную помощь несовершеннолетним,
их родителям или иным законным представителям
в ликвидации трудной жизненной
ситуации, восстановлении социального
статуса несовершеннолетнего; организуют
медицинское обслуживание и обучение
несовершеннолетних, содействуют их
профессиональной ориентации и получению
ими специальности; содействуют
органам опеки и попечительства
в осуществлении устройства несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей
или иных законных представителей,
и др.
В соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» и
Федеральным законом «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
органами управления образованием субъектов
Российской Федерации обеспечивается
контроль за получением детьми обязательного
общего образования. На уровне субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований, образовательных учреждений
создаются банки данных о несовершеннолетних,
по тем или иным причинам не обучающихся
в образовательных учреждениях.
Федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации принимаются
системные меры по развитию современных
технологий профилактической и реабилитационной
работы с семьями и детьми.
Так, в целях организационно-методического
обеспечения деятельности субъектов
Российской Федерации в сфере
социальной зашиты и социального
обслуживания несовершеннолетних, находящихся
в трудной жизненной ситуации,
и в соответствии с пунктом 6 протокола
оперативного совещания Совета Безопасности
Российской Федерации от 02.12.2006, утвержденного
Президентом Российской Федерации
(от15.12.2006 N Пр-2174), Министерством здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации, совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами, подготовлены
информационно-аналитические материалы
из опыта работы субъектов Российской
Федерации по вопросам социальной адаптации
выпускников детских интернатных
и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних,освобожденных
из воспитательных колоний; комплекс мер,
включающий мероприятия по профессиональной
ориентации и подготовке несовершеннолетних,
трудоустройству,решению жилищных
вопросов, постинтернатной адаптации
и жизнеустройству несовершеннолетних,
нормативно-правовому регулированию
деятельности регионов по улучшению
положения несовершеннолетних.