Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
Объектом вторичной
Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей,находящихся в зоне социального риска.
Работа с детской
Субъекты,занимающиеся решением проблем беспризорности на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных и полустационарных учреждений.
Работа по решению проблем детской
безнадзорности и беспризорности невозможна
без пресечения первоначальных истоков
бродяжничества большинства детей
в неблагополучных семьях. Главная
задача мероприятий, направленных на оптимизацию
социального положения
Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности,употребления психотропных веществ. Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детской неблагополучности.
Главная задача центра – это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнего в специализированных учреждениях.
В связи с этим специалисты Территориальных Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям:
– традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;
– проведение тематических бесед и лекций для детей и подростков;
– клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т.е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;
– комиссия общественного воздействия,
задачи которой состоят в выявлении
причин и условий,способствующих девиантным
проявлениям детей и
– работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;
– работа в отделении дневного
пребывания, с целью профилактики
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
и реализации программ социальной реабилитации
дезадаптированных детей и
– организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб на территории микрорайона, с целью профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Социальный патронаж – форма
наиболее тесного взаимодействия с
семьей. Этот метод работы имеет
цель создания в семье оптимальных
условий для всестороннего
В рамках Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации функционируют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Исходя из того, с какими категориями
детей приходится работать специалистам,
социально-реабилитационные учреждения
выделяют следующие основные задачи:
профилактика работы по предупреждению
безнадзорности и беспризорности среди
несовершеннолетних;
Разными путями попадают подростки
в приюты и центры: после рейдов,
проводимых социальными работниками
в местах, где собираются беспризорные
дети; их, приводят работники правоохранительных
органов, близкие и дальние
Специалисты выделяют два пути решения этой проблемы:
1 – ребенок возвращается в
семью, что возможно только
лишь при соответствующей
2 – создание семейно-
По мнению специалистов, основная
причина неблагополучия девиантных
подростков заключается в том, что
их жизнь была крайне однообразной,
они не прожили различные
– включение рефлексии, т.е. приобретение навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в ней;
– безоценочность в подходе к анализу поведения подростков;
– создание условий для успеха подростков в учебной или иной деятельности;
– убеждение детей в
Труд детей во всех его видах и формах стал органичной частью системы профилактической и реабилитационной работы специализированных учреждений.
Специализированные учреждения являются учебно-воспитательными. Обучение подростков организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах:
– в общеобразовательной школе или ПТУ;
– в классах выравнивания, в
классах компенсирующего
Индивидуальное обучение дает возможность
непосредственно и более
Поддержка и помощь детям «группы
риска» осуществляется в Российской
Федерации через услуги соответствующих
служб: социальных приютов, социально-реабилитационных
центров,территориальных
Таким образом, практика работы учреждений
социальной реабилитации за рубежом
и в Российской Федерации показывает,
что в настоящее время
3.4 Опыт работы с безнадзорными
и беспризорными детьми в
К сожалению,в нашей стране в последние годы зафиксирован рост детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, которые являются причиной девиантного (отклоняющегося) поведения и одним из катализаторов криминализации несовершеннолетних.
Для решения данной проблемы открываются
различные учреждения социальной помощи
и поддержки(социальные гостиницы,
центры, подростковые клубы, приюты), задачами
которых является реализация и оказание
экстренной психосоциальной реабилитации,
Основные варианты работы с беспризорными детьми в нашей стране функционирует целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:
· социально-реабилитационные центры
· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
· центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)
· центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам
· специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
· специальные учебно-
· комиссии по делам несовершеннолетних
· органы опеки и попечительства
· приемники-распределители,а
В настоящее время в г. Уссурийске
функционирует ГУСО ССЗН «Уссурийский
социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних». Он создан
с целью проведения коррекционно-реабилитационных
работ для детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
Образование данного центра вызвано
острой необходимостью создания в городе
и районе условий для всесторонней
поддержки семьи и детей(
Исследование беспризорных детей Центра показало, что все они происходят из неблагополучных семей. Показателем неблагополучия являются нарушения в структуре семьи. Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти, лишения родительских прав или оказались ими брошенными. Основная причина лишения родительских прав – это злостное уклонение родителей от своих обязанностей.Ежегодно в Уссурийске увеличивается число детей, родители которых лишены и ограничены в родительских правах.
Одной из причин ухода ребенка из
семьи является физическое насилие,
при котором ребенка жестоко
наказывают, избивают, не кормят, насилуют,принуждают.
Среди причин, по которым подросток
оказался на улице, большая часть
беспризорных детей отметила семейные
конфликты. Стрессовая ситуация социально-экономического
кризиса в семье, в совокупности
с личными неудачами,становятся
причиной крушения жизненных планов,
пьянства и наркомании. Чувства обиды,
разочарования и бессилия изменить
положение в семье переносятся
на детей. Как правило, они становятся
для родителей объектом для негативной
эмоциональной разрядки. И, тем не
менее, несмотря на свое безнадзорное
детство,семья остается важной ценностью
для подростка. Проективные ответы
безнадзорных и беспризорных детей
свидетельствуют о том, что более
трети опрошенных детей назвали
желания, связанные с семьей: «Вернуться
домой», «Чтобы мама не била»,«Чтобы родители
не бросали своих детей», «Чтобы
брат не был таким, как я»,«Чтобы
мама и папа не пили», «Чтобы мама была
со мной», «Чтобы ко мне хорошо относились
близкие». Следовательно, ребенок сохраняет
доверие к родителям и
Условия жизни в семье, естественно,
влияют на характер детей, их отношения
с окружающими, образ жизни. Усвоение
подростками отрицательного образа
жизни своих родителей