Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки  различного возраста, начиная с дошкольного  и заканчивая юношеским. Они еще  не приобщились к преступной деятельности, пресечением которой должны заниматься правоохранительные органы, но, тем  не менее, их социальное развитие протекает  неблагоприятно и характеризуется  различными поведенческими проблемами асоциального характера: приобщением  к алкоголю, наркотикам, агрессивностью,корыстными проступками, отлыниванием от учебы, работы, склонностью к бродяжничеству.

Работа в отношении таких  детей нацелена на развитие форм общественного  и государственного воздействии  с целью коррекции поведения  и социальной адаптации детей,находящихся  в зоне социального риска.

Работа с детской беспризорностью  на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными  учреждениями, а также специализированными  социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности. В этих учреждениях  принимаются чрезвычайные меры, направленные на оказание помощи, реабилитацию, коррекцию поведения, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в критической ситуации. Это могут быть беспризорные дети, длительное время находящиеся вне присмотра взрослых:самовольно ушедшие из семей или воспитательных учреждений, претерпевшие различные формы насилия и жестокости, совершающие противоправные действия,преследуемые по закону.

Субъекты,занимающиеся решением проблем  беспризорности на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе  стационарных и полустационарных учреждений.

Работа по решению проблем детской  безнадзорности и беспризорности невозможна без пресечения первоначальных истоков  бродяжничества большинства детей  в неблагополучных семьях. Главная  задача мероприятий, направленных на оптимизацию  социального положения беспризорных детей – улучшение и оптимизация  социальных отношений в ближайшем  окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют  территориальные центры помощи семье  и детям.

Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения  в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности,употребления психотропных веществ. Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении  несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детской  неблагополучности.

Главная задача центра – это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных  связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения  курса реабилитации несовершеннолетнего  в специализированных учреждениях.

В связи с этим специалисты Территориальных  Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям:

– традиционная форма патронажа  и социального контроля семей  социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;

– проведение тематических бесед  и лекций для детей и подростков;

– клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей  с девиантным поведением, т.е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении  подростка;

– комиссия общественного воздействия, задачи которой состоят в выявлении  причин и условий,способствующих девиантным проявлениям детей и подростков, в защите прав детей в неблагополучных  семьях;

– работа по индивидуальной карте  социальной адаптации подростков, с  целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;

– работа в отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению  в школе, семье и на улице;

– организационная работа по улучшению  уровня взаимодействия различных служб  на территории микрорайона, с целью  профилактики девиантного поведения  среди несовершеннолетних.

Социальный патронаж – форма  наиболее тесного взаимодействия с  семьей. Этот метод работы имеет  цель создания в семье оптимальных  условий для всестороннего развития личности ребенка, а также подразумевает  установление контактов с дезадаптированными детьми и мотивирование их на социально-приемлемые виды деятельности. В центре также  работает отделение дневного (вечернего) пребывания детей, которое действует  в течении года. В процессе деятельности реабилитационной группы происходит выявление  источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, содействие развитию творческих способностей детей.

В рамках Федерального закона «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  в Российской Федерации функционируют  социально-реабилитационные центры для  несовершеннолетних.

Исходя из того, с какими категориями  детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди  несовершеннолетних;предоставление бесплатно  социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном  положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.

Разными путями попадают подростки  в приюты и центры: после рейдов, проводимых социальными работниками  в местах, где собираются беспризорные дети; их, приводят работники правоохранительных органов, близкие и дальние родственники, сами воспитанники и т.д. Особенности  детского контингента и определяют содержание деятельности по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений  подростков с окружающим миром и  прежде всего с семьей.

Специалисты выделяют два пути решения  этой проблемы:

1 – ребенок возвращается в  семью, что возможно только  лишь при соответствующей адекватной  ситуации в работе с родителями  и детьми;

2 – создание семейно-воспитательных  групп.

По мнению специалистов, основная причина неблагополучия девиантных подростков заключается в том, что  их жизнь была крайне однообразной, они не прожили различные положительные  жизненные ситуации, поэтому не приобрели  адекватного социального опыта. Чтобы создать условия для  приобретения подростками социального  опыта выделяют несколько принципов:

– включение рефлексии, т.е. приобретение навыков рефлексивного анализа  ситуации и собственного поведения  в ней;

– безоценочность в подходе к  анализу поведения подростков;

– создание условий для успеха подростков в учебной или иной деятельности;

– убеждение детей в эффективности  предлагаемых им способов действий.

Труд детей во всех его видах  и формах стал органичной частью системы  профилактической и реабилитационной работы специализированных учреждений.

Специализированные учреждения являются учебно-воспитательными. Обучение подростков организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных  вариантах:

– в общеобразовательной школе  или ПТУ;

– в классах выравнивания, в  классах компенсирующего обучения, в «домашней» школе специализированного  обучения, если способности подростка  к познавательной деятельности деформированы.

Индивидуальное обучение дает возможность  непосредственно и более качественно  проводить педагогическую коррекцию  с учетом психологических особенностей. Школьникам предоставлено право  выбора: учиться в здании или непосредственно  в школе,присоединившись к той  немногочисленной группе детей у  которых изначально был интерес  к школе. Такая организация занятий  дает возможность осуществлять дифференцированную и индивидуальную работу с детьми, особо нуждающимися в этом.

Поддержка и помощь детям «группы  риска» осуществляется в Российской Федерации через услуги соответствующих  служб: социальных приютов, социально-реабилитационных центров,территориальных центров  социальной помощи семье и детям.Социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной  жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том  числе родную семью

Таким образом, практика работы учреждений социальной реабилитации за рубежом  и в Российской Федерации показывает, что в настоящее время сложилась  определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними,находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные  государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения  среди несовершеннолетних. Однако перегруженность  учреждений, недостаточный уровень  подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу,нехватка средств на материально-техническое  обеспечение реабилитационных учреждений снижают эффективность предпринимаемых  действий.

 

3.4 Опыт работы с безнадзорными  и беспризорными детьми в Уссурийском  социально-реабилитационном центре  для несовершеннолетних

 

К сожалению,в нашей стране в  последние годы зафиксирован рост детской  и подростковой безнадзорности и  беспризорности, которые являются причиной девиантного (отклоняющегося) поведения  и одним из катализаторов криминализации несовершеннолетних.

Для решения данной проблемы открываются  различные учреждения социальной помощи и поддержки(социальные гостиницы, центры, подростковые клубы, приюты), задачами которых является реализация и оказание экстренной психосоциальной реабилитации,организация  процесса социореадаптации несовершеннолетних. Однако, в настоящее время категория  «детей улиц» мало изучена, а также  слабо разработаны и научно обоснованы подходы психокоррекции и реабилитации. Одной из задач реабилитационной работы является коррекция нравственно-смысловой  сферы, которая влияет на регуляцию  социального поведения, формирование мировоззрения, что определяет необходимость  изучения данной сферы.

Основные варианты работы с беспризорными  детьми в нашей стране функционирует  целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:

· социально-реабилитационные центры

· центры помощи детям, оставшимся без  попечения родителей

· центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)

· центры психолого-педагогической и  медико-социальной помощи детям и  подросткам

· специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации

· специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением

· комиссии по делам несовершеннолетних

· органы опеки и попечительства

· приемники-распределители,а также  другие организации.

В настоящее время в г. Уссурийске функционирует ГУСО ССЗН «Уссурийский социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних». Он создан с целью проведения коррекционно-реабилитационных работ для детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Образование данного центра вызвано  острой необходимостью создания в городе и районе условий для всесторонней поддержки семьи и детей(особенно для тех, у кого имеются проблемы в развитии, состоянии здоровья и  адаптации в обществе). В центре проходят реабилитацию дети из социально-незащищенных семей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, те, кто страдает от семейного насилия и находится  в социально опасном положении.

Исследование беспризорных детей  Центра показало, что все они происходят из неблагополучных семей. Показателем  неблагополучия являются нарушения  в структуре семьи. Дети, не имеющие  родителей, лишились их по причине смерти, лишения родительских прав или оказались  ими брошенными. Основная причина  лишения родительских прав – это  злостное уклонение родителей от своих обязанностей.Ежегодно в Уссурийске увеличивается число детей, родители которых лишены и ограничены в  родительских правах.

Одной из причин ухода ребенка из семьи является физическое насилие, при котором ребенка жестоко  наказывают, избивают, не кормят, насилуют,принуждают. Среди причин, по которым подросток  оказался на улице, большая часть  беспризорных детей отметила семейные конфликты. Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с личными неудачами,становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье переносятся  на детей. Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной эмоциональной разрядки. И, тем не менее, несмотря на свое безнадзорное детство,семья остается важной ценностью  для подростка. Проективные ответы безнадзорных и беспризорных детей  свидетельствуют о том, что более  трети опрошенных детей назвали  желания, связанные с семьей: «Вернуться домой», «Чтобы мама не била»,«Чтобы родители не бросали своих детей», «Чтобы брат не был таким, как я»,«Чтобы мама и папа не пили», «Чтобы мама была со мной», «Чтобы ко мне хорошо относились близкие». Следовательно, ребенок сохраняет  доверие к родителям и родственникам  и надежду получить помощь в трудных  ситуациях.

Условия жизни в семье, естественно, влияют на характер детей, их отношения  с окружающими, образ жизни. Усвоение подростками отрицательного образа жизни своих родителей происходит с самого раннего возраста. Почти  все дети Центра впервые услышали нецензурные и бранные слова  от родителей, попробовали спиртное за семейным застольем. Большинство  из них переняли от своих родителей  их ценностные ориентации, мотивы поведения, негативные привычки.

Информация о работе Детская беспризорность