Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
хулиганов. Сравнение этой возрастной категории "группы риска" с контрольной группой
показывает значительное превышение этого показателя в ней и имеет тенденцию к
возрастанию в группе детей, периодически уходящих из дома. Однако у детей, не живущих
дома и подростков-
группах ниже, чем в группе периодически уходящих из дома.
Подросткам, постоянно уходящим или не живущим дома и правонарушителям, по
результатам наших исследований, в значительной степени присуща демонстративность,
стремление к развлечениям, наличие "истероидных" черт, своеобразный "кураж", то есть они
могут испытывать некоторое самоудовлетворение при нарушении норм и правил. Им в большей
степени присущ "художественный тип мышления".
Данные о ценностных ориентациях детей, полученные по методике Рокича, показали,
что среди терминальных ценностей на первое место поставлены "здоровье" (46%), "семья"
(30%). Интересно, что "работа" как ценность выделена только каждым пятым (19%)
опрошенным. Терминальные ценности «деньги», «друзья» и «свобода» соответственно
выделены на первое место только у 6 % опрошенных детей. Среди инструментальных
ценностей достаточно высоко оценены: «аккуратность» - 32%; «честность» – 23%. В то время
12
как «воспитанность» отметили всего 12 %, «смелость в отстаивании своего мнения» -11 %,
«ответственность» - 11 %, «образованность» - 8,5%, «твердая воля» - всего 4 % опрошенных.
Полученные результаты о ценностных ориентациях беспризорных и безнадзорных детей
свидетельствуют о противоречивости их сознания и поведения. Так, выделенные ими
доминирующие ценностные ориентации в реальной жизни ими же и блокируются. Они ставят
на первое место ценность «здоровье», но совершенно не заботятся о нем на самом деле.
Выделяя ценность «семья», дети уходят из семьи и не дорожат ею. Подростки ставят на
предпоследнее, шестое место в шкале ценностей «свободу», но большинство из них
фактически отстаивают ее своим безнадзорным и беспризорным поведением.
Исследовательские данные хорошо соотносятся с представлениями о трех формах
существования ценностей, переходящих одна в другую. Первая форма ценностей – это
общественные идеалы, выработанные общественным сознанием; вторая форма – предметное
воплощение этих идеалов в жизни конкретных людей; третья – мотивационные структуры
личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению.
Причины того, почему ценности слабо актуализируются у детей такого возраста, не так
трудно выявить, поскольку в неблагополучных семьях отсутствует возможность их
реализации или налицо их противоречивость. Имеетместо неадекватность осознания в силу
ограниченности
рода преград и запретов.
Выявленное рассогласование в ценностях (декларирование одного, а принятие другого
ценностного идеала) может, скорее всего, определяться наличием конкурирующих ценностей
или их компонентов. У детей такого возраста ценности еще не устоявшиеся, плохо
структурирована система личностных ценностей. При этом недостаточно, а может быть,
практически еще не развита рефлексия, чтобы определить реальную роль и значимость тех или
иных ценностей в своей жизни. Поэтому ребенок обращается к взрослым, к их поведенческим
идеалам и поступкам, имеющим внешнее выражение. Для него свойственен «комплекс
взрослости». Вопрос лишь о тот, кто и какой взрослый с ним будет рядом? Ответ на него и
предопределяет вектор социализации несовершеннолетнего.
Информативность социально-психологических состояний в исследовании проблем
беспризорного детства связана с тем, что длительное пребывание в этих состояниях отражается
на свойствах личности детей, изменяя их в сторону асоциализации. Всего выделено 25
факторов детерминации, включающих связь состояний с нарушенными функциями семьи;
характеристикой родителей и их социальным положением и отношениями к ребенку; выбором
социальной ситуации ребенком
и его удовлетворенность
перспективах; уровнями личностной и ситуативной тревожности; склонностью к проявлениям
13
агрессии; потребностью в привязанностях и эмоциональных отношениях; умственным и
морально-нравственным развитием детей; наличием и качеством мотивации к труду и учебе;
занятиями на улице, наличием компаний и старшего в них. Кроме того в исследовании,
использовался метод прямой оценки социально-психологических состояний с помощью
квантифицированного интроспективно-
ситуаций Бартенверфера. Он представлен в виде семантических шкал, моделирующих
"картинку" жизни детей
за относительно длительный
сравнивая ее с "картинкой" природных состояний:
1. "Солнышко ласково греет, дует легкий ветерок, и я лежу на зеленой травке".
2. "Солнышко спряталось, ветер прохладный, мне холодно лежать на травке".
3. "Солнышко закрыто тучами, дует сильный, колючий ветер, я мокрый от дождя и дрожу".
4. "Гром и молния, сильный ветер сбивает меня с ног, мне холодно и страшно".
Результаты показали, что 37,7 % опрошенных детей выбрали первую ситуацию, тем
самым продемонстрировав, что жизнь их за последние месяцы ассоциируется с «ласково
греющим солнышком, дующим теплым ветерком, и каждый представляет себя лежащим на
зеленой травке». Вторую ситуацию выбрали уже 35,8 % детей, и жизнь у них такая, когда
«солнышко спряталось, ветер прохладный, холодно лежать на травке». Третью ситуацию -
«Солнце закрыто тучами, дует сильный, колючий ветер, я мокрый от дождя и дрожу» -
отметили 13,2 % опрошенных детей. Четвертую ситуацию, когда жизнь подобна погодной
ситуации, – «гром и молния, сильный ветер сбивает с ног, мне холодно и страшно» -
ассоциировали со своей жизнью за последние месяцы только 12,3 % детей.
Такая оценка, на наш взгляд, порождает две версии объяснения. Первая версия:
полученные ответы являются социальным казусом, поскольку каждый четвертый ребенок,
отмечая свое социально-психологическое состояние, называл его комфортным, находясь при
этом в сложных материальных и социальных условиях. И при этом дети были достаточно
искренними. Вероятнее всего, их состояния были в прошлом настолько тяжелы и
дискомфортны, что сегодняшняя жизнь, даже без родителей и дома, кажется им намного лучше.
Вторая версия: дети сочиняют, защищаются, лгут. Анализ такого выбора показал явное
несоответствие выбранных состояний действительным. Это можно объяснить, во-первых, тем,
что около 40 % детей, находящихся в сложных социальных, экономических и бытовых
условиях, защищаются, используя механизм «вранья». Этот термин используется В.В.Знаковым
для дифференциации неправды как заблуждения, иносказания и вранья, как социального и
психологического феномена в коммуникативных ситуациях. Во-вторых, опрашиваемые нами
дети прошли школу первичной социализации в условиях, вероятно, еще более сложных и
14
безотрадных, что пребывание «на улице» для них благо. Во всяком случае их не бьют родители,
никто не заставляет учиться, да и живут они, как говорят, "для себя".
Обобщение полученных результатов позволило выделить следующие социально-
психологические состояния, свойственные пяти группам безнадзорных и беспризорных детей.
1. В группе «бедных детей» доминируют социально-психологические состояния:
«социальная тревога» и «социальные фобии». 75% таких детей не удовлетворены жизнью и
индивидное состояние тревоги и страха у них гораздо выше, чем у контрольной группы детей
такого же возраста, что также содействует формированию указанных состояний. Причина таких
социально-психологических состояний в понимании своего социального положения,
беспросветной бедности и низкого статуса родителей.
Само определение социально-
поведения детей. Так, "социальная
тревога" – это социально-
связанное с чувством неловкости и дискомфорта в социальных ситуациях, обычно
сопровождаемое застенчивостью и социальной неуклюжестью. "Социальные фобии" - это
состояние особенно типично для детей этой группы, потому что связано с тревожными
расстройствами и с устойчивым страхом перед определенными социальными ситуациями, в
которых индивид может стать объектом пристального внимания других. Эти дети зачастую
стыдятся своих низкостатусных родителей, стесняются того, как одеваются. Однако в этих
семьях еще присутствует эмоциональное тепло, о детях заботятся, помогают в учебе.
2. По группе с условным названием «фрустрированные дети» увеличивается
количество видов социально-
«зеркальное восприятие», «приобретенная беспомощность», «когнитивный диссонанс» и
«эмоциональная
живущих в семье, которая
характеризуется
проблем родителей, создаются ситуации негативного психологического семейного климата
(ссоры, эмоциональная холодность, постоянные конфликты, оскорбления, непонимания , а
иногда и прямая физическая агрессия).
В дополнение к вышеизложенным определениям социально-психологических состояний,
СПС "зеркального восприятия" свидетельствует о наличии у детей этой группы негативного
представления как в семье друг о друге, так и о других в группах своих сверстников. Это
состояние возникает у сторон конфликта, при этом своя сторона считается нравственной и
миролюбивой, а другая – злонамеренной и агрессивной.
"Приобретенная беспомощность" – это социально-психологическое состояние
безнадежности и покорности, приобретаемое в случае, если ребенок не чувствует возможности
контроля над повторяющимися неприятными событиями. Появление такого состояния, как
15
"когнитивный диссонанс", свидетельствует о появлении напряженности при осознании
несовместимости каких-либо двух знаний. (Например, диссонанс возникает, когда мы осознаем,
что действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими установками или
приняли решение в пользу одного варианта, а логика требует другого). У детей уже в возрасте
9–13 лет (а в таких
семьях они взрослеют раньше)
появляется феномен борьбы
родители говорят одно, а делают другое, требуют нравственного поведения от детей, а сами
демонстрируют безнравственность и отчуждение. Как правило, эти дети уходят к тем членам
семьи или знакомым, кто их поддерживает. Однако протестные установки зачастую не
реализуются в поведении, что вызывает еще более сложное социально-психологическое
состояние «приобретенной беспомощности». Дети ощущают свою беспомощность, им не дано
изменить ситуацию в семье. Их подстерегает социальный стереотип поведения; дети
привыкают к эмоциональной
холодности, "эмоциональная
психологическое состояние, в котором они пребывают долгое время, неотвратимо меняет и
складывает их характер в сторону антисоциальной направленности (таковы уж функции
состояний).
3. Социально-психологические состояния третьей группы - "бегунков" - еще более
жесткие и пагубные. Только 40% таких детей удовлетворены своей жизнью. Пьянство и
безнравственность их родителей полностью разрушают семью, нивелируются и отодвигаются
воспитательно-образовательные функции отца, особенно матери, которые ставят свои
потребности и интересы выше детских, лишая детей всех видов поддержки. Дети этой группы
психологически стремятся к временному замещению родительской фигуры людьми с
социально значимыми статусами. Они периодически уходят из семьи, каждый раз еще труднее
возвращаясь в нее. К СПС
"эмоциональной
добавляются "реактивное сопротивление" и "социальное давление". "Реактивное
сопротивление" – это социально-психологическое состояние, направленное на защиту или
восстановление своего ощущения свободы. Оно возникает, когда что-то угрожает свободе
действий, восстановлению своего ощущения свободы. В случае с детьми-«бегунками» эта
защита своей "мнимой" свободы просматривается как единодушное сопротивление
представителей этой группы, когда их пытаются устроить в специальные государственные
учреждения, где их накормят, обогреют и защитят. По своей сути это состояние
противоречивое у детей: уходят из дома, чтобы накормить себя, а иногда и пьющих родителей,
защищают их и любят по-своему.
4. Социально-психологические состояния четвертой группы – "дети улицы" -
дополняются по сравнению с предыдущими группами состояниями "деперсонализации",
"огруппления мышления", "социальной агрессией", "внутригрупповой пристрастностью". Эти