Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
Передним краем общей
За рубежом практически в каждой школе есть школьный социальный работник. Обязанностью социальных работников является помощь родителям и детям, они выясняют причины непосещения детьми учебных занятий, так как частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребенок сталкивается с какими-либо проблемами дома.После выяснения этих обстоятельств социальный работник оказывает помощь ребенку и его родителям.
Охрана семьи и детства в странах Западной Европы осуществляется на двух уровнях. Один из них– территориальный – принадлежит органам местного самоуправления, другой –интернатский – областным властям. Как жизнь ребенка может изменяться, если в родной семье возникают проблемы?
У социальных работников территориального
уровня есть следующие возможности:
через школу, где учится ребенок,
он получает информацию о ребенке
и начинает обращаться во все учреждения
к разным специалистам. Если же в
школе нет социального
Как правило, специалистов,которые могли бы сразу принять ребенка «как родного» – нет, а интенсивность связи с семьей падает.
Особой заботой сотрудников
службы социального обеспечения
является выявление детей,подвергшихся
жестокому обращению, страдающих от
неблагоприятных факторов семьи.В
своей концепции сотрудники детских
центров защиты исходят из необходимости
знать причины возникновения
насилия, понять всю совокупность проблем
насилия,что требует
В Австрии дети, подвергшиеся опасности из-за насилия в семье, могут быть приняты в группу проживания при региональном кризисном центре.
Принятые в центр дети продолжают посещать свою обычную школу и поддерживают отношения со своими друзьями и родителями, с которыми одновременно ведется работа. Задача кризисного центра состоит в том, чтобы разработать в кризисной ситуации совместно с детьми и родителями новые пути решения конфликтов на длительное время.
Во многих западных странах существуют
службы телефонов доверия для
юных беглецов,оказывающие
Важным элементом общей
Каждый центр рассчитан на 8–10 детей. В США таких центров насчитывается более 200. При решении проблем подростка специалисты приюта стремятся увидеть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера.
В Германии широко распространенны лечебно-профилактические дневные учреждения для детей.Это полустационарные организации, в которых дети пребывают с 8 до 17 часов.
Данные учреждения отличаются от приютов
целевыми группами и специальным
лечебно-профилактическим и терапевтическим
обслуживанием. Они позволяют не
только ликвидировать дефицит в
развитии ребенка и уменьшить
число нарушений в его
В последнее время, наряду с детскими
домами и приютами для детей и
подростков, появились такие формы
социальной работы, как помещение
ребенка в другую семью,проживающую
в том же месте или, дневная
помощь. Возникновение таких форм
социальной помощи было связано с
осознанием того, что удаление подростков
из домашней обстановки и привычного
окружения имеет много
Дома заместительства
Для работы с несовершеннолетними, бросившими школу и имеющими минимальную социальную поддержку, в странах запада существует центры социальной помощи молодежи.Работа центров направлена на предоставление подросткам возможности приобретения положительного опыта, улучшения их представления о себе, и развития у них социальных навыков. Во время реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план, и акцент делается на оказание именно социальной помощи.
Важным элементом отвлечения подростка от правонарушения является профилактическая деятельность. Так, например, в Америке существуют с этой целью учреждения «Мост через мутный поток».
Социальные работники
В Голландии с профилактической целью создаются кафе для молодёжи, клубы по интересам. В жилых домах социальные работники устраивают своеобразные этажи отдыха, где есть всё необходимое для простых занятий спортом, музыкальные установки, видеотехника.
При работе с несовершеннолетними,
находящимися в трудной жизненной
ситуации, социальный работник за рубежом
должен обладать двумя «вилами знаний»:
практические знания(сведения о социально-бытовых
условиях района, информированность
о социальных службах); знания, раскрывающие
смысл поведения
В зарубежных странах существуют различные
категории социальных работников, занимающиеся
проблемами реабилитации подростков.
Кроме участковых, действующих непосредственно
в общине, ряд социальных работников
функционирует в
3.3Организация социальной
работы с несовершеннолетними
в учреждениях социальной
В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и, как следствие, – изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи,безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны.
Ежегодно на30–40 тысяч человек
увеличивается общее число
В 1990-е годы сложилась определенная система профилактики детской безнадзорности и правонарушений, приняты меры по развитию законодательства в этой области.Утвержден Семейный Кодекс Российской Федерации, который включает такие разделы,как «Права несовершеннолетних детей», «Приемная семья». В 1998 году вступил в силу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определил социальную реабилитацию ребенка как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Деятельность
Основополагающим документом для
решения проблем социальных отклонений
в детской среде является закон
«Об основах системы
– осуществлению мер по защите
и восстановлению прав и законных
интересов несовершеннолетних,
– организации контроля за условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности;
– осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование;
– отказу от карательных мер в
отношении несовершеннолетних детей
и их семей;осуществлению
В 2006 году была разработана и утверждена
программа мер по преодолению
социального сиротства и
На 1 января2006 года в Российской Федерации
действовало 1162 учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
754 стационарных отделений для
В зависимости от того, с какими
категориями детей и
Первичная профилактика и ранняя коррекция
поведения ребенка и
Объектами первичной работы являются
дети и подростки, которые не были
замечены в проявлении антиобщественных
поступков, но пребывают долгое время
в социально-опасном положении
и имеют проблемы в школьном обучении,интеллектуальном
развитии, общении, имеют неустойчивые
социальные связи с семьей, родственниками,
которые в дальнейшем могут привести
к побегам ребенка из семьи
или воспитательного
Органы управления образованием в работе с беспризорными детьми и их семьями выделяют приоритетными следующие задачи:
– ведение учета
– создание психолого-педагогической
комиссии для выявления
– оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
– консультирование родителей, разъяснение
взрослым половозрастных и индивидуально-
Субъекты реабилитационного
Глубокую социально-