Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
Одним из результатов реализации мер по развитию семейных форм устройства детей-сирот является сокращение количества учреждений для детей указанной категории.
По состоянию на 01.01.2008 года в
специализированных учреждениях для
несовершеннолетних,
К 2010 году,по данным органов исполнительной
власти субъектов федерации, за счет
развития семейных форм устройства детей
планируется сократить
В рамках реструктуризации и реформирования учреждений для детей-сирот предполагается переориентировать эти учреждения не на постоянное пребывание в них детей, а на содействие их семейному устройству, а также создать в учреждениях благоприятные условия для содержания и воспитания детей, приближенные к семейным. Основные усилия в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, должны быть направлены не на последствия-то есть устройство детей, лишившихся родительского попечения, – а на профилактику сиротства, и, прежде всего, сиротства по социальным причинам. Лишение родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия,применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. Только так возможно остановить ежегодное появление многих тысяч детей, остающихся без семьи.
В соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» и
Федеральным законом «Об
По данным Росстата на 1 октября 2007 г. выявлено 5003 не обучающихся в нарушение Закона Российской Федерации «Об образовании» детей в возрасте от 7 до 15 лет или 0,04% от общего числа несовершеннолетних указанной возрастной категории(12,9 млн. человек). Для сравнения на тот же период 2006 г. выявлено 6835не обучающихся или 0,05% от общего числа несовершеннолетних указанной возрастной категории (13,5 млн. человек).
Органами управления образованием субъектов Российской Федерации принимаются дополнительные меры по обеспечению права на образование различных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Продолжается развитие дифференцированной
сети образовательных учреждений, в
том числе реабилитационного
профиля, для детей с проблемами
в развитии, поведении,обучении и
социальной адаптации (специальные
учебно-воспитательные учреждения закрытого
и открытого типа, общеобразовательные
школы-интернаты, кадетские школы
и кадетские школы-интернаты, образовательные
учреждения для детей,нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, специальные(коррекционные) образовательные
учреждения для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями
здоровья и другие). В 2007 г. в России
действовало 61 специальное учебно-
Работа приютов и социально – реабилитационных центров направлена на удовлетворение минимальных потребностей детей в жилье и пище, а также на оказание более всесторонней реабилитационной помощи, включая определение правового статуса и места нахождения членов семьи или родственников, предоставление жилья и консультаций по социальным и психологическим вопросам.
Можно выделить следующие положительные моменты, которые наблюдаются в настоящее время в ходе реализации федеральной программы «Дети России»:
– наблюдается укрепление института семьи;
– формируется положительное
– происходит укрепление и развитие семейных форм жизнеустройства детей, создание новых приемных семей, усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– привлекаются новые агенты, в том числе и из негосударственного сектора, на рынок социальных услуг для семей с детьми;
– заметно улучшается демографический рост в регионах и районах Российской Федерации;
– расширяется и повышается качество социальных услуг, представляемых семьям и детям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
– наблюдается снижение количества подростков, употребляющих алкоголь и наркотики;
– проводится подготовка подростков и молодежи к ответственному родительству.
В системе профилактики безнадзорности,беспризорности
и детского сиротства, семья должна
стать активно действующим
Проблема профилактики негативных
явлений среди
3. Деятельность социальных служб по реабилитации беспризорных и безнадзорных детей
3.1Проблема социальной
адаптации беспризорных и
Социальные и экономические проблемы российского общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом чего является нарушение нормального процесса социализации ребенка, рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Учет безнадзорных и беспризорных
несовершеннолетних предельно затруднен,
т. к. многие из них не имеют постоянного
места жительства, постоянного
В основном это дети из неблагополучных
семей, где родители ведут асоциальный
образ жизни(алкоголики, наркоманы),
воспитанием детей не занимаются.
Ребенок без надзора более
подвержен влиянию негативных социальных
факторов и усвоению негативного
социального опыта и
Выстраивание работы по социальной
адаптации беспризорных и безнадзорных
несовершеннолетних включает выявление
таких детей и подростков и
их устройство в специализированные
учреждения для несовершеннолетних,
организацию мероприятий,
Несовершеннолетние, находящиеся
в трудной жизненной ситуации,
Анализ существующей литературы показал, что тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, еще мало изучена. Анализ нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.
Это актуализирует проблему социальной
адаптации безнадзорных и беспризорных
несовершеннолетних как особой социальной
группы с целью их успешной интеграции
в процессы жизнедеятельности современного
общества. Вместе с тем существующая
система работы с детьми в государственных
учреждениях зависит от множества
факторов объективного и субъективного
характера и не всегда способствует
успешной адаптации личности на всех
ее возрастных этапах.Для решения
этой проблемы в стране разрабатываются
государственные программы по переводу
детей из приютов под опеку
или на воспитание в семью. Современная
система государственных
Для улучшения сложившейся
– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированных учреждений;
– более тесное межведомственное взаимодействие, координация и сотрудничество социальных учреждений, организаций и служб в работе с категорией безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления, непосредственно на уровне учреждений. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.
3.2 Деятельность социальных
служб по работе с
В настоящее время более
В зарубежных странах (Америка, Германия, Англия) существует разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если признается, что он нуждается в государственной защите,то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой,которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем),который работает в этой службе и выполняет определенные функции. Такой служащий может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.
Немало интересного имеется
в США в социальной работе с
детьми. Перед учреждениями общего
типа, к которым относятся детские
сады (дневные и круглосуточные),
группа продленного дня в школе,
детские дома, центры, созданные
в рамках определенных программ,федеральное
законодательство США ставит задачу
обеспечить: полноценное обучение детей
соответствующее их возрасту, интересам
и способностям; полноценное питание
и уход; медицинские услуги; возможности
для социального и
Специальные учреждения социальной помощи
детям предоставляют следующие
услуги: организация специальных
групп профессионального
Как и в ряде других стран, в США
социальное обслуживание умственно
отсталых осуществляется как в психиатрических
больницах и домах интернатах,
так и специализированных стационарах
и диспансерах, а также амбулаторно.
Особое внимание при этом обращается
на работу с малолетними и
В США проводится следующая работа
с бежавшими из дома и бездомными
детьми:функционируют приюты и общежития,
проводятся индивидуальные и групповые
консультации, беседы с родителями,
с целью возвращения ребенка
в семью,оказывается помощь семьям,
вновь объединившимися с
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, подростками группы риска строится на основе целого ряда программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных школ и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.