Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
16
дети постоянно не живут дома. Функции их бывшей семьи деградированы. Третья часть
родителей беспризорных детей не работает. Алкоголизм, наркомания, материнский инфантицид
– вот трагедийная характеристика пристрастий и особенностей родителей "детей улицы". Эти
дети до ухода на улицу были лишены родительской поддержки (к сожалению, в основном
материнской), насилие (побои и обиды) сопровождало их ежедневно, более 36% из них
испытывали тревогу и страх.
Этим детям в большей
степени присуще "
психологическое состояние, связанное с отчужденностью личности от самой себя, неадекватное
восприятие человеком своего «Я», а также других. Определение этого состояния становится
более понятным, если сравнить его с определением состояния "персонализации". Оно
обозначает обретение субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-
неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную
социальную роль, творчески строить общение с другими людьми. В состоянии
"деперсонализации" все наоборот. Понятно, что дети обретают антисоциальные ценности,
связанные с противоправными видами поведения, чтобы выжить. Они воруют (6,5% ответили
прямо), попрошайничают (19% отметили __________в анкетах).
Социально-психологическое состояние "огруппление мышления" - это состояние в
режиме группового принятия решения, возникающее в том случае, когда группа дружески
сплочена. Есть опасность, что
независимое критическое
огруппленным мышлением, не приняв реалистических альтернативных мыслей. В этом
состоянии члены группы игнорируют предубеждения; слепо верят в то, что их группе
неотъемлемо присуща непогрешимость; придерживаются стереотипных взглядов на другие
группы; оказывают прямое давление на всех, кто захочет усомниться в том, что их группа не
права; преуменьшают свои сомнения и не нарушают видимость консенсуса в группе;
испытывают иллюзию
состояние формирует прочные антисоциальные установки, которые каждый раз группой
утверждаются. Это состояние в большей мере приводит к принятию и утверждению норм
псевдосправедливых действий, приближая детей к преступному миру.
Интересно заметить, что по индивидуально-психологическим характеристикам "детям
улицы" в меньшей степени присуща склонность к агрессии, чем детям – «бегункам» (если
сравнить результаты ответов, соответственно 22% и 13%). Однако именно у этой группы
появляется «социальная
агрессия» как социально-
или вербальная агрессия направлена на причинение кому-то вреда и возникает, вероятнее всего,
по научению старшими и воздействию внешнего мотивирования. Понятно, что жизнь на улице
требует объединения беспризорных детей в группы и в этой связи для выживания им нужна
17
поддержка группы, возможно,
как элемент замещения
любви и поддержки. Это выражается в появлении такого социально-психологического
состояния, как «внутригрупповая пристрастность», т.е. благосклонное отношение к
собственной группе.
5. Социально-психологические характеристики пятой группы - "детей-
правонарушителей_________" - мало чем отличаются от "детей улицы", поскольку состоят-то из самих
беспризорных и безнадзорных детей. Отличительная черта состояний этой группы - появление
СПС "социальной фобии",
страхов перед
если у беспризорных, по опросам, выявлено 36% страдающих от тревоги и страха, то у
«правонарушителей» – это уже 78%, то есть их количество удваивается.
Таким образом, наши исследования и, в частности, оценка социально-психологических
состояний детей из неблагополучных семей, составляющих группу риска, показывают прямую
связь неблагополучия семьи
с переходом детей в
прямо и косвенно подтверждают гипотезу исследования: дети беспризорные и безнадзорные
пополняют преступные и маргинальные слои регионального сообщества и общества в целом.
Диффузия основных и производных ценностных ориентаций в российском обществе и
полная расшатанность его нравственных устоев породили немалую сумятицу и в сознании
кадрового состава органов власти и управления. Одновременно произошло смещение
представлений о дозволенном и недозволенном в работе по предупреждению и профилактике
безнадзорности и
современном российском обществе
полностью отсутствует
реакция солидарности. Никто ни с кем не хочет вступать даже в примитивные взаимодействия
и объединять усилия по профилактике и предупреждению безнадзорности и беспризорности.
Межведомственное взаимодействие по профилактике этого социально опасного
явления, закрепленного федеральным
законодательством и
Путиным как "угроза национальной безопасности страны", зачастую ограничивается лишь
краткосрочными и
ответах специалистов, выступающих в роли экспертов по проблемам профилактики
безнадзорности и
Ответы дают наглядное представление об аномическом состоянии управленческого
сознания, его противоречивости и парадоксальности. Ориентация на демократические
представления о правах детей одновременно сочетается с прямо противоположной ценностной
ориентацией на ужесточение наказания. Проведенный анализ опросов показал, что значимость
проблемы детской
осуществлять ее профилактику и предупреждение, в значительной степени принижена. Так,
18
немногим более половины респондентов (53%) рассматривают ее как одну из многих
социальных проблем, а около трети (30,5%) – как неоправданную трагедию и потрясение для
нашего общества. Остальные варианты ответов нашли поддержку незначительного количества
опрошенных.
Среди тех, кто ставит детскую беспризорность и безнадзорность в ряд многих
социальных проблем, наиболее значительное число работников внутренних дел (73,5%) и
работников органов социальной защиты населения (65%). Это возможно объяснить тем, что эти
категории специалистов ежедневно сталкиваются с множеством острых социальных проблем.
Только незначительная часть
из них рассматривает
неоправданную трагедию для общества (15% социальных работников и 16,7% сотрудников
органов внутренних дел)
Наиболее остро воспринимают детскую беспризорность и безнадзорность опрошенные
специалисты из органов опеки и попечительства. Для двух третей из них – это неоправданная
трагедия, для трети - одна из многих социальных проблем. У этой категории специалистов, в
отличие от других субъектов профилактики и предупреждения детской беспризорности и
безнадзорности, проблема персонифицирована в судьбе каждого подопечного.
Заслуживает интереса распределение ответов на значимость рассматриваемых проблем у
специалистов органов образования. Большинство из их числа (43,6%) воспринимают детскую
беспризорность и
оценка этого явления как неоправданной трагедии для общества (36,4%), на третьем –
временное, но неизбежное для переходного периода явление (7,3%). Статистически
незначительное число опрошенных (3,6%) считает, что это явление существует во многих
странах. Возможные варианты объяснения такого расклада мнений работников образования
могут быть следующими: во-первых, они признают детскую безнадзорность и беспризорность
как одну из социальных проблем современной школы, что нередко замалчивается официальной
ведомственной статистикой. Во-вторых, более эмоциональной оценкой этого явления как
непоправимой и неоправданной трагедии, чем социальных работников (15,0%), сотрудников
внутренних дел (16,7), представителей некоммерческих организаций (20%), работников
здравоохранения (29,6).
В целом, можно сделать вывод о том, что опрошенные специалисты края рассматривают
проблему беспризорности как одну из многих социальных проблем. У них нет акцентуации ее
«как угрозы национальной безопасности страны».
В границах своего населенного пункта проблему беспризорности практически все
опрошенные назвали «очень важной» - 64,0% и «важной» - 31,0% опрошенных. Анализ
значимости проблем детской безнадзорности в территориальном разрезе показал, что высшей
19
степени важности (очень важно) в г. Хабаровске придерживаются 67,7%; г. Комсомольске –
60,0%; в г. Амурске - 76,2%, Нанайском районе – 54,5%; Хабаровском районе – 100%. В этой
связи в ответах специалистов усматривается некое ценностное противоречие: в масштабах
страны большинство из
них рассматривают
проблему, а для населенного пункта она выделяется как «очень важная».
Оценки характера изменения ситуации с беспризорностью и безнадзорностью детей
говорят о четко выраженной тенденции ухудшения (60,5% - значительного, 17% -
незначительного). Стагнацию ситуации за годы реформ фиксируют 12% респондентов. Только
десятая часть специалистов отмечает ее улучшение. На значительное ухудшение ситуации с
беспризорниками в большей степени указывают работники органов опеки и попечительства
(88,9%) и руководители
При общем доминировании негативной оценки ситуации с беспризорниками, среди ряда
категорий специалистов отмечается большой разброс мнений. Так, на некоторое оздоровление
ситуации с беспризорностью в большей мере обратили внимание опрошенные работники
органов внутренних дел (30% среди этой группы). Трудно судить, насколько эти мнения
отражают объективное состояние беспризорности и безнадзорности детей. Возможно, эти
мнения являются отражением того, что этой категории опрошенных приходится чаще других
рапортовать о результатах
борьбы с безнадзорностью и
Среди большинства опрошенных, указавших на изменение ситуации с детской
безнадзорностью и беспризорностью, более трех четвертых (78,5%) считают, что она в той или
иной степени контролируется. В то же время значительное число специалистов (18,5%)
придерживаются категоричного мнения – ситуация совершенно не контролируется. Среди
последних - представители Хабаровского района (100%), г. Хабаровска (26,2%), г. Амурска и
Амурского района (19,0%), г. Комсомольска и Комсомольского района (17,3%), Нанайского
района (3,0%). На неконтролируемость ситуации с детской безнадзорностью больше всего
указывают депутаты разных уровней (37,5%), меньше всех – работники органов социальной
защиты (5,0%).
Обобщенный анализ ответов экспертов о контроле ситуации с безнадзорными и
беспризорными детьми указывает на то, что в целом органам управления не удается полностью
овладеть ситуацией, особенно в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, г. Амурске.
Ранжирование основных причин детской беспризорности показало, что на первое место
подавляющее большинство экспертов (86,5%) поставили «падение жизненных условий,
бедность». Второе место заняла «алкоголизация и наркомания в семье» (79,0%); третье -
«кризис общественных ценностей и морали» (63,0%). К разряду объективных факторов,
одинаковой значимости опрошенные
отнесли «особую структуру
20
государственной идеи приоритета детства (37,0%). Педагогическую безграмотность родителей
и отсутствие массовых детских общественных организаций отмечают 30% опрошенных. На
неразвитость системы координации и взаимодействия в решении проблем беспризорных как на
основную причину указала четверть специалистов. Еще меньше ответов набрала позиция
«снижение воспитательной роли школы» – 16%. Последнее место заняла позиция, указывающая
на мнение опрошенных о недостаточном количестве приютов, детских домов, интернатов.
Вместе с тем в ответах специалистов прослеживается ведомственное искажение причин
и скрытая защита своих профессиональных недоработок. Управленцы в основном отмечают
объективные экономические и правовые проблемы, а также формальные причины. Значительно
принижается собственная социальная и профессиональная роль, значимость общественных мер
воздействия на ситуацию беспризорными детьми.
Оценка последствий пребывания детей на улице и их жизненные перспективы видятся
подавляющему большинству специалистов трагичными. Так, большинство считают, что дети
улицы пополнят ряды преступников (77%), проституток и сутенеров (26,5%), погибнут от
наркотиков (18,5%), умрут от голода (10,0%). Только 7,5% считают, что уличные дети вырастут
нормальными людьми. Среди тех, кто видит в «детях улицы» будущих преступников, - все
работники опеки и попечительства, а также руководители специализированных учреждений