Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

16

дети постоянно не живут  дома. Функции их бывшей семьи деградированы. Третья часть

родителей беспризорных детей  не работает. Алкоголизм, наркомания, материнский  инфантицид

– вот трагедийная характеристика пристрастий и особенностей родителей "детей улицы". Эти

дети до ухода на улицу  были лишены родительской поддержки (к  сожалению, в основном

материнской), насилие (побои  и обиды) сопровождало их ежедневно, более 36% из них

испытывали тревогу и  страх.

Этим детям в большей  степени присуще "деперсонализация" – социально-

психологическое состояние, связанное с отчужденностью личности от самой себя, неадекватное

восприятие человеком  своего «Я», а также других. Определение  этого состояния становится

более понятным, если сравнить его с определением состояния "персонализации". Оно

обозначает обретение  субъектом общечеловеческих, общественно  значимых, индивидуально-

неповторимых свойств  и качеств, позволяющих оригинально  выполнять определенную

социальную роль, творчески  строить общение с другими  людьми. В состоянии

"деперсонализации" все  наоборот. Понятно, что дети обретают  антисоциальные ценности,

связанные с противоправными  видами поведения, чтобы выжить. Они  воруют (6,5% ответили

прямо), попрошайничают (19% отметили __________в анкетах).

Социально-психологическое  состояние "огруппление мышления" - это состояние в

режиме группового принятия решения, возникающее в том случае, когда группа дружески

сплочена. Есть опасность, что  независимое критическое мышление будет вытеснено

огруппленным мышлением, не приняв реалистических альтернативных мыслей. В этом

состоянии члены группы игнорируют предубеждения; слепо верят в  то, что их группе

неотъемлемо присуща непогрешимость; придерживаются стереотипных взглядов на другие

группы; оказывают прямое давление на всех, кто захочет усомниться в том, что их группа не

права; преуменьшают свои сомнения и не нарушают видимость консенсуса в группе;

испытывают иллюзию единомыслия. Из представленного определения  видно, что такое

состояние формирует прочные  антисоциальные установки, которые  каждый раз группой

утверждаются. Это состояние  в большей мере приводит к принятию и утверждению норм

псевдосправедливых действий, приближая детей к преступному  миру.

Интересно заметить, что  по индивидуально-психологическим  характеристикам "детям

улицы" в меньшей степени  присуща склонность к агрессии, чем  детям – «бегункам» (если

сравнить результаты ответов, соответственно 22% и 13%). Однако именно у этой группы

появляется «социальная  агрессия» как социально-психологическое  состояние, когда физическая

или вербальная агрессия направлена на причинение кому-то вреда и возникает, вероятнее всего,

по научению старшими и  воздействию внешнего мотивирования. Понятно, что жизнь на улице

требует объединения беспризорных детей в группы и в этой связи  для выживания им нужна

17

поддержка группы, возможно, как элемент замещения отсутствующей  родительской заботы,

любви и поддержки. Это  выражается в появлении такого социально-психологического

состояния, как «внутригрупповая пристрастность», т.е. благосклонное  отношение к

собственной группе.

5. Социально-психологические  характеристики пятой группы - "детей-

правонарушителей_________" - мало чем отличаются от "детей улицы", поскольку состоят-то из самих

беспризорных и безнадзорных детей. Отличительная черта состояний  этой группы - появление

СПС "социальной фобии", страхов перед ответственностью. Для сравнения следует заметить:

если у беспризорных, по опросам, выявлено 36% страдающих от тревоги  и страха, то у

«правонарушителей» –  это уже 78%, то есть их количество удваивается.

Таким образом, наши исследования и, в частности, оценка социально-психологических

состояний детей из неблагополучных  семей, составляющих группу риска, показывают прямую

связь неблагополучия семьи  с переходом детей в антисоциальные слои населения. Эти данные

прямо и косвенно подтверждают гипотезу исследования: дети беспризорные и безнадзорные

пополняют преступные и маргинальные слои регионального сообщества и  общества в целом.

Диффузия основных и производных  ценностных ориентаций в российском обществе и

полная расшатанность  его нравственных устоев породили немалую  сумятицу и в сознании

кадрового состава органов  власти и управления. Одновременно произошло смещение

представлений о дозволенном  и недозволенном в работе по предупреждению и профилактике

безнадзорности и беспризорности. Это привело к удивительному  и трагическому эффекту: в

современном российском обществе полностью отсутствует изначальная  для любого общества

реакция солидарности. Никто ни с кем не хочет вступать даже в примитивные взаимодействия

и объединять усилия по профилактике и предупреждению безнадзорности и  беспризорности.

Межведомственное  взаимодействие по профилактике этого социально опасного

явления, закрепленного федеральным  законодательством и определенное Президентом РФ В.В.

Путиным как "угроза национальной безопасности страны", зачастую ограничивается лишь

краткосрочными и узконаправленными  контактами. Эта точка зрения нашла  отражение и в

ответах специалистов, выступающих  в роли экспертов по проблемам  профилактики

безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Ответы дают наглядное  представление об аномическом состоянии управленческого

сознания, его противоречивости и парадоксальности. Ориентация на демократические

представления о правах детей  одновременно сочетается с прямо  противоположной ценностной

ориентацией на ужесточение  наказания. Проведенный анализ опросов  показал, что значимость

проблемы детской безнадзорности и беспризорности для специалистов, призванных

осуществлять ее профилактику и предупреждение, в значительной степени принижена. Так,

18

немногим более половины респондентов (53%) рассматривают ее как одну из многих

социальных проблем, а  около трети (30,5%) – как неоправданную  трагедию и потрясение для

нашего общества. Остальные  варианты ответов нашли поддержку  незначительного количества

опрошенных.

Среди тех, кто ставит детскую  беспризорность и безнадзорность в  ряд многих

социальных проблем, наиболее значительное число работников внутренних дел (73,5%) и

работников органов социальной защиты населения (65%). Это возможно объяснить тем, что эти

категории специалистов ежедневно  сталкиваются с множеством острых социальных проблем.

Только незначительная часть  из них рассматривает беспризорность и безнадзорность как

неоправданную трагедию для  общества (15% социальных работников и 16,7% сотрудников

органов внутренних дел)

Наиболее остро воспринимают детскую беспризорность и безнадзорность опрошенные

специалисты из органов опеки  и попечительства. Для двух третей из них – это неоправданная

трагедия, для трети - одна из многих социальных проблем. У этой категории специалистов, в

отличие от других субъектов  профилактики и предупреждения детской  беспризорности и

безнадзорности, проблема персонифицирована  в судьбе каждого подопечного.

Заслуживает интереса распределение  ответов на значимость рассматриваемых  проблем у

специалистов органов  образования. Большинство из их числа (43,6%) воспринимают детскую

беспризорность и безнадзорность как одну из многих социальных проблем. На втором месте –

оценка этого явления  как неоправданной трагедии для  общества (36,4%), на третьем –

временное, но неизбежное для  переходного периода явление (7,3%). Статистически

незначительное число  опрошенных (3,6%) считает, что это  явление существует во многих

странах. Возможные варианты объяснения такого расклада мнений работников образования

могут быть следующими: во-первых, они признают детскую безнадзорность и беспризорность

как одну из социальных проблем  современной школы, что нередко  замалчивается официальной

ведомственной статистикой. Во-вторых, более эмоциональной оценкой  этого явления как

непоправимой и неоправданной  трагедии, чем социальных работников (15,0%), сотрудников

внутренних дел (16,7), представителей некоммерческих организаций (20%), работников

здравоохранения (29,6).

В целом, можно сделать  вывод о том, что опрошенные специалисты  края рассматривают

проблему беспризорности как одну из многих социальных проблем. У них нет акцентуации ее

«как угрозы национальной безопасности страны».

В границах своего населенного  пункта проблему беспризорности практически  все

опрошенные назвали «очень важной» - 64,0% и «важной» - 31,0% опрошенных. Анализ

значимости проблем детской  безнадзорности в территориальном  разрезе показал, что высшей

19

степени важности (очень  важно) в г. Хабаровске придерживаются 67,7%; г. Комсомольске –

60,0%; в г. Амурске - 76,2%, Нанайском районе – 54,5%; Хабаровском  районе – 100%. В этой

связи в ответах специалистов усматривается некое ценностное противоречие: в масштабах

страны большинство из них рассматривают беспризорность как рядоположенную социальную

проблему, а для населенного  пункта она выделяется как «очень важная».

Оценки характера изменения  ситуации с беспризорностью и  безнадзорностью детей

говорят о четко выраженной тенденции ухудшения (60,5% - значительного, 17% -

незначительного). Стагнацию  ситуации за годы реформ фиксируют 12% респондентов. Только

десятая часть специалистов отмечает ее улучшение. На значительное ухудшение ситуации с

беспризорниками в большей  степени указывают работники  органов опеки и попечительства

(88,9%) и руководители специализированных  учреждений для этой категории  детей (80,0%).

При общем доминировании  негативной оценки ситуации с беспризорниками, среди ряда

категорий специалистов отмечается большой разброс мнений. Так, на некоторое  оздоровление

ситуации с беспризорностью  в большей мере обратили внимание опрошенные работники

органов внутренних дел (30% среди  этой группы). Трудно судить, насколько  эти мнения

отражают объективное  состояние беспризорности и безнадзорности детей. Возможно, эти

мнения являются отражением того, что этой категории опрошенных приходится чаще других

рапортовать о результатах  борьбы с безнадзорностью и беспризорностью.

Среди большинства опрошенных, указавших на изменение ситуации с детской

безнадзорностью и беспризорностью, более трех четвертых (78,5%) считают, что она в той или

иной степени контролируется. В то же время значительное число  специалистов (18,5%)

придерживаются категоричного  мнения – ситуация совершенно не контролируется. Среди

последних - представители  Хабаровского района (100%), г. Хабаровска (26,2%), г. Амурска и

Амурского района (19,0%), г. Комсомольска и Комсомольского района (17,3%), Нанайского

района (3,0%). На неконтролируемость ситуации с детской безнадзорностью  больше всего

указывают депутаты разных уровней (37,5%), меньше всех – работники  органов социальной

защиты (5,0%).

Обобщенный анализ ответов  экспертов о контроле ситуации с  безнадзорными и

беспризорными детьми указывает  на то, что в целом органам управления не удается полностью

овладеть ситуацией, особенно в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, г. Амурске.

Ранжирование основных причин детской беспризорности показало, что  на первое место

подавляющее большинство  экспертов (86,5%) поставили «падение жизненных условий,

бедность». Второе место  заняла «алкоголизация и наркомания в семье» (79,0%); третье -

«кризис общественных ценностей  и морали» (63,0%). К разряду объективных  факторов,

одинаковой значимости опрошенные отнесли «особую структуру семьи» (37,0%) и отсутствие

20

государственной идеи приоритета детства (37,0%). Педагогическую безграмотность родителей

и отсутствие массовых детских  общественных организаций отмечают 30% опрошенных. На

неразвитость системы  координации и взаимодействия в  решении проблем беспризорных как  на

основную причину указала  четверть специалистов. Еще меньше ответов набрала позиция

«снижение воспитательной роли школы» – 16%. Последнее место заняла позиция, указывающая

на мнение опрошенных о  недостаточном количестве приютов, детских домов, интернатов.

Вместе с тем в ответах  специалистов прослеживается ведомственное  искажение причин

и скрытая защита своих  профессиональных недоработок. Управленцы в основном отмечают

объективные экономические  и правовые проблемы, а также формальные причины. Значительно

принижается собственная  социальная и профессиональная роль, значимость общественных мер

воздействия на ситуацию беспризорными  детьми.

Оценка последствий пребывания детей на улице и их жизненные  перспективы видятся

подавляющему большинству  специалистов трагичными. Так, большинство  считают, что дети

улицы пополнят ряды преступников (77%), проституток и сутенеров (26,5%), погибнут от

наркотиков (18,5%), умрут от голода (10,0%). Только 7,5% считают, что  уличные дети вырастут

нормальными людьми. Среди  тех, кто видит в «детях улицы» будущих преступников, - все

работники опеки и попечительства, а также руководители специализированных учреждений

Информация о работе Детская беспризорность