Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
(100%), специалисты образования - 85,5%, социальной защиты - 80,0%, здравоохранения -
77,8%, органов внутренних дел - 66,7%, комиссий по делам несовершеннолетних - 50,0%,
депутаты - 81,3%.
Прогноз последствий пребывания детей «на улице» самый пессимистичный и
трагичный, в нем практически нет обнадеживающих вариантов. Управленцы, как следует из их
ответов, не знают выхода из ситуации, что соответствует стратегии «неудачников».
Следует отметить, что в
ответах просматривается
выплатам льгот и пособий неблагополучным семьям и детям, их увеличению. Не нашли
поддержки подавляющего большинства опрошенных и «карательные» меры с использованием
военкоматов, милиции, изоляции
детей в специальные
осторожностью сделать вывод о том, что в сознании управленческих кадров формируется
потребность в идее приоритетности детства, ее законодательном закреплении, желании создать
атмосферу нетерпимости и требовательности вокруг родителей, снимающих с себя
ответственность за воспитание детей.
Отмечается некоторая неподготовленность опрошенных в оценке эффективности форм
поддержки детей из неблагополучных семей. В ответах доминируют идеи силового воспитания
и отделения ребенка от семьи в учреждениях закрытого типа. Меньше всего эти идеи
поддерживают депутаты (12,0%). Среди опрошенных, считающих необходимость привлечения
21
воинских частей к адаптации беспризорников, больше всего работников органов социальной
защиты (75,0%). За обучение и
трудоустройство детей в
высказались сотрудники здравоохранения (51,9%).
В основу действующей в России системы профилактической работы положены
концептуальные установки на неприемлемость, недопустимость и непродуктивность
административно-карательных подходов к детям, социализация которых (по вине взрослых:
родителей, педагогов и т.д.) оказалась деформированной.
Необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем,
оказание социальной помощи закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и
Концепцией совершенствования
государственной системы
правонарушений
комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 № 1).
В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с
деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных
мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на
2002 год» от 13.03.2002 № 154.
Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множество организаций
различной ведомственной подчиненности, данные нормативные документы определяют
основные направления
деятельности и устанавливают
организации профилактической работы. Несмотря на то, что ответы опрошенных
свидетельствуют о достаточно
широком использовании ими
руководствуются они, в основном, федеральными законами, прежде всего Федеральным
законом № 120. В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и
представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм
регулирования проблем детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого
положения - их недостаточное количество и локальность действия.
Основной причиной слабого
решения проблем детской
вероятнее всего, отсутствие эффективного исполнительского механизма. В объяснении
причин неисполнения законов более половины опрошенных ссылаются на оторванность
законов от жизни (55,5%). Среди субъективных факторов выделяются критические оценки
властных структур: "ослаблена исполнительская дисциплина в органах власти" (21,5%),
"неоперативность органов власти"(19,5%), "незаинтересованность государственных чиновников
22
в исполнении законов" (15,0%), "отсутствие надлежащего контроля со стороны прокуратуры"
(6,0%). В ответах акцентируется
внимание на
общественного контроля за действиями власти.
Следует отметить, что более 60% опрошенных специалистов берут на себя
ответственность за неисполнение законов. Это свидетельствует об интернальном локусе
контроля, что само по себе позитивно для управленческого сознания.
Среди 35% ответов о необходимых изменениях в работе по профилактике
безнадзорности, каждый второй связан с повышением ответственности родителей за
воспитание детей. Другая половина предложений касается конкретных статей и мер. Однако
тот факт, что 65% экспертов не дали ответов на вопрос о том, какие изменения необходимо
внести в законодательство по этому вопросу, свидетельствует прежде всего о неумении
служащих работать в правовом поле, о слабом знании законов представителями власти.
Прослеживается растерянность,
нежелание выступать с
органы, постоянная ссылка на слабые и несовершенные законы, протесты прокуроров и другие
мотивы, В ответах отмечается, что слабо поставлены вопросы ответственности родителей за
уклонение от воспитания детей и представителей органов власти за не принятие к ним мер.
Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах системы профилактики
безнадзорности и
положений противоречит требованиям Европейской комиссии по правам человека. Так,
следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для
лишения свободы несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно
нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона,
которая предусматривает в
в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по существу, для лишения
свободы) заявление родителей ребенка или его законных представителей.
В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного
контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает
основания для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения. При этом
остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания
законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних
В Законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность периодического
пересмотра решений, связанных с помещением несовершеннолетних в специализированные
учреждения; положения о праве несовершеннолетних правонарушителей на достаточную
юридическую помощь, включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.
Экспертиза Закона выявила нарушения в части защиты человеческого достоинства. Речь
идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих конкретные полномочия
23
администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное
наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей,
получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку
несовершеннолетнего с адвокатом.
Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на
свободный обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными
официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой
информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного
характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона,
допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений
закрытого типа.
Представляется необходимым принять во внимание замечание, которое касается
смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются права
представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство
наделяет своих представителей в интересах общества полномочиями, которые ограничены
законом. Различие между
индивидуальными правами и
должно быть четко отражено в Законе. Смешение этих понятий может привести к
невозможности обеспечить эффективные гарантии защиты прав гражданина, которые являются
неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
Анализ ответов специалистов показал, что служащие, занимающиеся проблемами
беспризорности, зачастую путают стратегические и тактические задачи их решения. Отмечается
отсутствие единой, объединяющей все ведомства стратегии, идет работа на тактиках
временного решения проблем, зачастую власти уходят от проблем, только пятая часть
опрошенных способна к сотрудничеству.
Большая часть опрошенных специалистов (52%) выразила неверие в то, что органы
власти могут позитивно изменить ситуацию в ближайшее время. Первопричиной недостаточно
успешной деятельности органов управления по достижению коренных изменений проблемы
детской безнадзорности эксперты
считают государственную
беспризорности, в целом, и региональную политику, в частности. В то же время 44,5% не
ответили на данный вопрос, что свидетельствует о слабом знании реального положения дел,
причинно-следственных связей, отсутствии аналитических исследований в данной области.
Отраженные в ответах мнения специалистов в больше мере можно отнести к факторам
общесистемного действия и достаточно известным. Только пятая часть экспертов считают, что
в крае есть система координации и взаимодействия по этой проблеме. Более трети опрошенных
склонны видеть координацию и взаимодействие только в отдельных структурах, что
24
подтверждает аномическое состояние общества и управленческого сознания. У управленцев
слабо выражены потребности и мотивы сплоченности, солидарности и ответственности за
профилактику детской безнадзорности и предупреждение правонарушений.
Отмечено доминирующее мнение (67,0%) в вопросе создания координационного органа
власти по проблемам безнадзорности и беспризорности, но распыленность оценок в отношении
ее определения (от Правительства края до комиссии по делам несовершеннолетних). По
мнению 17% опрошенных координирующие функции должна взять на себя комиссия по делам
несовершеннолетних.
Основной причиной, препятствующей эффективному взаимодействию структур
управления по решению проблем беспризорности, более половины опрошенных (60%) считают
недостаток финансовых средств и материальной базы. Это один из управленческих парадоксов,
когда основными средствами деятельности власти считают только экономические, забывая о
социальных, психологических, интеллектуальных, нормативных рычагах управления.
Справедливости ради надо отметить, что в ответах опрошенных были названы и стереотипы
прошлого, и низкий профессионализм служащих, и отсутствие желания и воли.
Отмечено отсутствие единой точки зрения на выделение главных трудностей в решении
проблем детской безнадзорности. Главный барьер видится в традиционно недостаточном
объеме финансирования (42,5%), второй – это проблемы кадрового обеспечения (40,5%),
третий – несовершенство законодательной базы (36,5%), четвертый - отсутствие
организационно отработанной координации между различными ведомствами (29,0%), пятый -
отсутствие методического обеспечения по решению конкретных задач (22,5%). При таком
ранжировании препятствий, когда значительная часть опрошенных сводит их прежде всего к
финансированию, трудно рассчитывать на мотивацию решения проблем другого уровня.
При значительной (40,0% опрошенных) мотивированности на выдвижение инициатив по
изменению законодательства, в ответах доминирует слабая инициативность исполнительных
органов власти по изменению нормативно-правовых регуляторов детской беспризорности и
предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. В представленном перечне
инициатив много как достаточно общих, так и сугубо конкретных предложений (от отставки
Правительства до акции "социальный автобус"), которые трудно отнести к законодательным
инициативам, направленным на профилактику детской безнадзорности и беспризорности.
Складывается впечатление, что свои ответы специалисты формировали по принципу: «у кого
что болит, тот о том и говорит». Очевидно, что в сознании управленцев нет базовых
представлений о характере действия многих законов, преобладает __________ситуативный, а не
системный подход к их анализу. Выявлена также низкая инновационная активность
25
специалистов. Большинство опрошенных (76%) оставили без ответа вопрос о видах инициатив
по изменению ситуации с беспризорностью.
Экспертный опрос позволил выявить степень участия в решении проблемы