Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;
государственных, общественных и религиозных институтов. В большей степени выделены
органы управления социальной защитой населения, комиссии по делам несовершеннолетних,
опеки и попечительства, внутренних дел. Отмечено, что на беспризорность детей шестое по
значимости влияние имеют руководители преступных группировок, седьмое – руководители
муниципальных органов власти. Отмечена низкая степень участия таких важных структур, как
СМИ, органы здравоохранения, комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта;
общественные организации, а также крупных бизнесменов, религиозных конфессий.
***
Вкладом результатов проекта в развитие идей социальной политики, на наш
взгляд, являются следующие выводы и рекомендации:
Подавляющее большинство
обследованных детей
запущенностью, отставанием в психическом развитии, снижен уровень общего
интеллектуального развития, уровень развития внимания, без которых невозможно дальнейшее
овладение современными видами трудовой деятельности.
Большинство обследуемых
детей пребывает в социально-
социальной тревоги, социальной фобии, зеркального восприятия, приобретенной
беспомощности, когнитивного диссонанса, эмоциональной невоспитанности, реактивного
сопротивления, социального давления, деперсонализации, огруппления мышления,
внутригрупповой пристрастности.
Отмечается отлучение детей группы риска от семьи и труда, резко снижена мотивация
обучения, отмечается негативное отношение к школе. Обследованные дети по основным
психологическим характеристикам не отличаются от своих сверстников особой индивидуально-
психологической предрасположенностью к совершению немотивированных агрессивных
поступков. Внутри групп безнадзорных и беспризорных детей отмечается дифференциация по
индивидуально-личностным и социальным качествам.
Выявлена аномия управленческого сознания, свидетельствующая об отсутствии
нормативности и ответственности в выполнении существующих законов, и, в частности,
законов о защите детства.
Задачей первостепенной важности является разработка регионального законодательства
по профилактике безнадзорности и беспризорности, включающего комплекс социальных
программ, новую редакцию Положения о комиссии по делам несовершеннолетних.
26
В сознании специалистов выявлена деформация концептуальных ценностей защиты и
приоритетности детства как национальной идеи будущего регионального сообщества.
Доказано, что координация и взаимодействие органов власти по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних имеет локальный, несистемный характер.
Позитивный опыт тактического решения проблем беспризорности в Хабаровском крае, не
имеет четких ориентиров и закрепления региональной и муниципальными политиками органов
власти..
Выявлена потребность создания в Хабаровском крае дополнительных центров
реабилитации (не менее 3-4) и учреждений для изоляции «детей улицы» по типу
«эвакопунктов» для
определения типа неблагополучия семьи, психологической поддержки проблемных детей.
Социальная защита детей из неблагополучных семей не всегда адресная, поскольку
материальная поддержка пьющих родителей зачастую заменяет реальную поддержку и помощь
непосредственно детей.
Специалистами региона подтверждена исследовательская гипотеза о криминализации и
маргинализации значительного сегмента беспризорных и безнадзорных детей. Исходя из
вышеизложенного считаем целесообразным реализацию следующих мер.
1. Разработка комплекса
региональных законодательных
актов о социальной защите "детей улицы".
2. Оптимизацию структуры персонала органов социальной защиты, функционально
обеспечивающих реализацию закона о профилактике детской безнадзорности и
беспризорности в соответствии с численностью данной категории детей, особенно в г.г.
Хабаровске, Комсомольске-на–Амуре.
3. Повышение качественного
уровня деятельности
органов власти с безнадзорными и беспризорными детьми за счет:
- внедрения системы
органах социальной защиты муниципальных образований, создания современных баз
данных;
- разработки критериев и управленческих механизмов, позволяющих дифференцировать
(стратифицировать) безнадзорных
и беспризорных детей на
реабилитации по степени дезадаптации и оказания персональной помощи конкретному
ребенку.
4. Разработка и внедрение социальных программ, ориентированных на оказание оперативной
помощи и поддержки детям-беглецам:
- в удовлетворении первичных
физиологических потребностей
27
- в регулярной санитарно-
дезинфекция одежды, стрижка и т.д.);
- в проведении первичной ресоциализации (восстановление первичного социального облика
ребенка) в специальных учреждениях, помещениях.
5. Разработка законодательных основы и финансовых механизмо развития в крае
негосударственной системы социальной помощи безнадзорным и беспризорным детям с
учетом опыта других регионов страны.
6. Изменение механизма распределения государственной материальной помощи
неблагополучным семьям, паразитирующим (алкоголизация, аморальный образ жизни) на
детских пособиях, пособиях по нуждаемости, государственной и благотворительной
поддержке детей.
7. Развитие опыта социальной
защиты безнадзорных детей
коллективы, церковь.
8. Разработка __________системы поэтапного создания постоянно действующих Центров по работе с
уличными детьми, создание мобильных бригад социальных работников, волонтеров из
числа студентов, представителей общественности по типу «скорой помощи».
9. Информационно-наглядное
оформление в городах и
конкретных адресов оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
где их накормят, помогут, окажут первую медицинскую и социально- психологическую
помощь.
10. Активизация деятельности отделов по делам молодежи в муниципальных образованиях по
созданию детских и юношеских общественных организаций, ориентированных на работу с
детьми «группы риска», склонными к безнадзорности и правонарушениям.
11. Распространение и
жилмассивах, в СМИ, привлечения их к общественно полезному труду.
Литература и источники
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - М, 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
4. Брушлинский А.В. О
природных предпосылках
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В.С.Мерлина. – Пермь, 1974.
6. Выготский Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
7. Декларация прав ребенка от 20.11.59. Резолюция 1386 Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных наций // Права ребенка. Сборник документов и статей. - М.,1992.- С.16.
28
8. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по
международным гуманитарным вопросам. - М., 1990. - С.34.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – Одесса, 1990.
10. Зейгарник А.И., Братусь
Б.С. Очерки по психологии
Из-во МГУ,1980.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М., 1999.
12. Знаков В.В. Западные
и русские традиции в
лжи", СПб, 2000.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
14. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2002.
15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.- Л., 1985.
16. Майерс Д.Социальная психология.. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
17. Миньковский Г.М. Детская беспризорность //Большая советская энциклопедия. - М., т.8,
1972.
18. Мотрич Е.Л. Безнадзорность
и беспризорность детей в
управление на Востоке России. – 2002.- № 2.- с. 54- 61.
19. Постановление Правительства РФ “О плане действий по улучшению положения детей в РФ
на 1998 – 2000 годы” от 18.12.97. №1565 //Бюллетень нормативных актов Министерства
труда и социального развития РФ.- №1,
20. Постановление Правительства РФ “ О федеральных целевых программах по улучшению
положения детей в Российской Федерации на 2001 – 2002 годы” от 25.08.00 №625
//Собрание законодательства Российской Федерации от 11.09.00. №37.
21. Приказ Федеральной
службы занятости России об
утверждении “Положения о
трудоустройстве несовершеннолетних граждан” от 26.04.95. №94 // Человек и труд. - №6.-
1995.
22. Постановление главы
администрации Хабаровского
программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Хабаровском крае в 2001 – 2003 годах” от 16.01.01. №16 //Сборник нормативных актов
администрации Хабаровского края. - №1.- 2001.- С.25.
23. Постановление мэра
города Хабаровска “
сиротства, защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 1999 –
2000 годы” от 26.01.99 №90// Сборник
нормативных актов
Хабаровской городской думы. - №1.- 1999. - С.20.
24. Рейс Ф. Психология
подросткового и юношеского
656 с.
29
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -М., 1946.
26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб, 2001
27. Словарь – справочник по социальной работе. - М.,1997.
28. Степанов С.С. Диагностика
интеллекта методом
29. Указ Президента РФ
“О президентской программе “
15.01.98. №29 //Бюллетень нормативных актов Министерства труда и социального развития
РФ.- №2.- 1998.- С.6.
30. Указ __________Президента
РФ “ О профилактике
несовершеннолетних, защите их прав” от 06.09.93. №1338 // Собрание актов Президента и
Правительства РФ.- №37.- 1993.- С.3449.
31. Федеральный Закон РФ
“Об основах системы
правонарушений
Закона РФ от 13.01.2001 N 1 ФЗ].
32. Федеральный закон РФ
“Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской
28.07.98, №124 – ФЗ // Собрание
законодательства Российской
№31.- С.3802.-С.6932.
33. Фельдштейн Д.И. Психология
развития личности в
34. Экман П. Психология лжи – СПб, : Питер, 2000.
35. Энциклопедия социальной работы. М., 1991
36. Bartenuerfer H.G. Enige praktische konsequenzen aus der Aktiuerungs theorie.- Fi^ Zeitschift fur
experimentelle und angewandte Psychologie, 1969? Bd / XYI, n2, S. 195-222/.
ГЛАВА 1. Детская беспризорность в
современной России............
1.1. Современная ситуация в
1.2. Причины беспризорности........
ГЛАВА 2. Пути решения проблемы..............
2.1. Пути решения проблемы и
выхода из риска...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СНОСКИ........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Проблема беспризорности и безнадзорности
детей заслуживает самого серьезного
и глубокого разговора, в котором
должны принять непосредственное участие
все заинтересованные стороны: законодатели,
представители органов
Это необычайно острые, сверхактуальные проблемы ставит перед нами время, жизнь, которой мы живем, действительность, которая нас окружает. Без преувеличения, эти проблемы вызывают огромный интерес и обеспокоенность в обществе.
Проблема беспризорности является одной из наиболее важных в настоящее время, поэтому в своей работе я хочу рассмотреть причины, которые приводят к этой проблеме, а также возможные пути решения.
Произнося,
слово "беспризорник" какой образ
возникает у нас пред глазами?
Для большинства людей