Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

государственных, общественных и религиозных институтов. В большей  степени выделены

органы управления социальной защитой населения, комиссии по делам  несовершеннолетних,

опеки и попечительства, внутренних дел. Отмечено, что на беспризорность детей шестое по

значимости влияние имеют  руководители преступных группировок, седьмое – руководители

муниципальных органов власти. Отмечена низкая степень участия  таких важных структур, как

СМИ, органы здравоохранения, комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта;

общественные организации, а также крупных бизнесменов, религиозных конфессий.

***

Вкладом результатов  проекта в развитие идей социальной политики, на наш

взгляд, являются следующие выводы и рекомендации:

Подавляющее большинство  обследованных детей характеризуется  педагогической

запущенностью, отставанием  в психическом развитии, снижен уровень  общего

интеллектуального развития, уровень развития внимания, без которых  невозможно дальнейшее

овладение современными видами трудовой деятельности.

Большинство обследуемых  детей пребывает в социально-психологических  состояниях

социальной тревоги, социальной фобии, зеркального восприятия, приобретенной

беспомощности, когнитивного диссонанса, эмоциональной невоспитанности, реактивного

сопротивления, социального  давления, деперсонализации, огруппления  мышления,

внутригрупповой пристрастности.

Отмечается отлучение  детей группы риска от семьи и  труда, резко снижена мотивация

обучения, отмечается негативное отношение к школе. Обследованные  дети по основным

психологическим характеристикам  не отличаются от своих сверстников  особой индивидуально-

психологической предрасположенностью к совершению немотивированных агрессивных

поступков. Внутри групп  безнадзорных и беспризорных детей  отмечается дифференциация по

индивидуально-личностным и  социальным качествам.

Выявлена аномия управленческого  сознания, свидетельствующая об отсутствии

нормативности и ответственности  в выполнении существующих законов, и, в частности,

законов о защите детства.

Задачей первостепенной важности является разработка регионального  законодательства

по профилактике безнадзорности и беспризорности, включающего комплекс социальных

программ, новую редакцию Положения о комиссии по делам  несовершеннолетних.

26

В сознании специалистов выявлена деформация концептуальных ценностей  защиты и

приоритетности детства  как национальной идеи будущего регионального  сообщества.

Доказано, что координация  и взаимодействие органов власти по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних имеет локальный, несистемный характер.

Позитивный опыт тактического решения проблем беспризорности в Хабаровском крае, не

имеет четких ориентиров и  закрепления региональной и муниципальными политиками органов

власти..

Выявлена потребность  создания в Хабаровском крае дополнительных центров

реабилитации (не менее 3-4) и  учреждений для изоляции «детей улицы» по типу

«эвакопунктов» для обследования, оперативной медицинской помощи, выявления и

определения типа неблагополучия семьи, психологической поддержки  проблемных детей.

Социальная защита детей  из неблагополучных семей не всегда адресная, поскольку

материальная поддержка  пьющих родителей зачастую заменяет реальную поддержку и помощь

непосредственно детей.

Специалистами региона подтверждена исследовательская гипотеза о криминализации и

маргинализации значительного  сегмента беспризорных и безнадзорных детей. Исходя из

вышеизложенного считаем  целесообразным реализацию следующих  мер.

1. Разработка комплекса  региональных законодательных актов  и иных нормативно-правовых

актов о социальной защите "детей улицы".

2. Оптимизацию структуры  персонала органов социальной  защиты, функционально

обеспечивающих реализацию закона о профилактике детской безнадзорности и

беспризорности в соответствии с численностью данной категории  детей, особенно в г.г.

Хабаровске, Комсомольске-на–Амуре.

3. Повышение качественного  уровня деятельности социальных  работников муниципальных

органов власти с безнадзорными  и беспризорными детьми за счет:

- внедрения системы информационно-аналитического  учета детей из неблагополучных  детей в

органах социальной защиты муниципальных образований, создания современных баз

данных;

- разработки критериев  и управленческих механизмов, позволяющих  дифференцировать

(стратифицировать) безнадзорных  и беспризорных детей на группы  для их дальнейшей

реабилитации по степени  дезадаптации и оказания персональной помощи конкретному

ребенку.

4. Разработка и внедрение  социальных программ, ориентированных  на оказание оперативной

помощи и поддержки  детям-беглецам:

- в удовлетворении первичных  физиологических потребностей в  питании, одежде, ночлеге;

27

- в регулярной санитарно-гигиенической  и дезинфекционной обработке  (помывка,

дезинфекция одежды, стрижка  и т.д.);

- в проведении первичной  ресоциализации (восстановление первичного  социального облика

ребенка) в специальных  учреждениях, помещениях.

5. Разработка законодательных  основы и финансовых механизмо  развития в крае

негосударственной системы  социальной помощи безнадзорным и беспризорным детям с

учетом опыта других регионов страны.

6. Изменение механизма  распределения государственной  материальной помощи

неблагополучным семьям, паразитирующим (алкоголизация, аморальный образ жизни) на

детских пособиях, пособиях по нуждаемости, государственной и  благотворительной

поддержке детей.

7. Развитие опыта социальной  защиты безнадзорных детей через  приемные семьи, воинские

коллективы, церковь.

8. Разработка __________системы  поэтапного создания постоянно  действующих Центров по работе  с

уличными детьми, создание мобильных бригад социальных работников, волонтеров из

числа студентов, представителей общественности по типу «скорой помощи».

9. Информационно-наглядное  оформление в городах и районных  центрах (плакаты, стенды)

конкретных адресов оказания помощи детям, попавшим в трудную  жизненную ситуацию,

где их накормят, помогут, окажут первую медицинскую и социально- психологическую

помощь.

10. Активизация деятельности  отделов по делам молодежи  в муниципальных образованиях  по

созданию детских и  юношеских общественных организаций, ориентированных на работу с

детьми «группы риска», склонными к безнадзорности и  правонарушениям.

11. Распространение и популяризация  опыта реабилитации безнадзорных  детей на

жилмассивах, в СМИ, привлечения  их к общественно полезному труду.

Литература и  источники

1. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. Т.1. - М, 1980.

2. Андреева Г.М. Социальная  психология. – М., 1996.

3. Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. - М.,1968.

4. Брушлинский А.В. О  природных предпосылках психического  развития человека. - М., 1977.

5. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. В.С.Мерлина.  – Пермь, 1974.

6. Выготский Л.С. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. – М., 1968.

7. Декларация прав ребенка  от 20.11.59. Резолюция 1386 Генеральной  Ассамблеи Организации

Объединенных наций // Права  ребенка. Сборник документов и статей. - М.,1992.- С.16.

28

8. Дети улицы. Растущая  трагедия городов. Доклад для  Независимой комиссии по

международным гуманитарным вопросам. - М., 1990. - С.34.

9. Дюркгейм Э. О разделении  общественного труда. – Одесса, 1990.

10. Зейгарник А.И., Братусь  Б.С. Очерки по психологии аномального  развития личности. – М.:

Из-во МГУ,1980.

11. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. –М., 1999.

12. Знаков В.В. Западные  и русские традиции в понимании  лжи / В кн. П. Экмана "Психология

лжи", СПб, 2000.

13. Кон И.С. Психология  ранней юности. Книга для учителя.  – М.: Просвещение, 1989.

14. Крайг Г. Психология  развития. СПб, 2002.

15. Личко А.Е. Подростковая  психиатрия.- Л., 1985.

16. Майерс Д.Социальная  психология.. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

17. Миньковский Г.М. Детская  беспризорность //Большая советская  энциклопедия. - М., т.8,

1972.

18. Мотрич Е.Л. Безнадзорность  и беспризорность детей в Хабаровском  крае. // Власть и

управление на Востоке  России. – 2002.- № 2.- с. 54- 61.

19. Постановление Правительства  РФ “О плане действий по  улучшению положения детей в  РФ

на 1998 – 2000 годы” от 18.12.97. №1565 //Бюллетень нормативных актов  Министерства

труда и социального развития РФ.- №1,

20. Постановление Правительства  РФ “ О федеральных целевых  программах по улучшению

положения детей в Российской Федерации на 2001 – 2002 годы” от 25.08.00 №625

//Собрание законодательства  Российской Федерации от 11.09.00. №37.

21. Приказ Федеральной  службы занятости России об  утверждении “Положения о временном

трудоустройстве несовершеннолетних граждан” от 26.04.95. №94 // Человек и  труд. - №6.-

1995.

22. Постановление главы  администрации Хабаровского края  ”Об утверждении краевой

программы “Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в

Хабаровском крае в 2001 – 2003 годах” от 16.01.01. №16 //Сборник нормативных  актов

администрации Хабаровского края. - №1.- 2001.- С.25.

23. Постановление мэра  города Хабаровска “Мероприятия  по профилактике социального

сиротства, защите детей  – сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей на 1999 –

2000 годы” от 26.01.99 №90// Сборник  нормативных актов администрации  г. Хабаровска и

Хабаровской городской думы. - №1.- 1999. - С.20.

24. Рейс Ф. Психология  подросткового и юношеского возраста. – СПб. Изд-во “Питер”.- 2000. -

656 с.

29

25. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии -М., 1946.

26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная  и дифференциальная психология. СПб, 2001

27. Словарь – справочник  по социальной работе. - М.,1997.

28. Степанов С.С. Диагностика  интеллекта методом рисуночного  теста. М, 1995.

29. Указ Президента РФ  “О президентской программе “Дети  России” на 1998 – 2000 годы от

15.01.98. №29 //Бюллетень нормативных  актов Министерства труда и  социального развития

РФ.- №2.- 1998.- С.6.

30. Указ __________Президента  РФ “ О профилактике безнадзорности  и правонарушений

несовершеннолетних, защите их прав” от 06.09.93. №1338 // Собрание актов  Президента и

Правительства РФ.- №37.- 1993.- С.3449.

31. Федеральный Закон РФ  “Об основах системы профилактики  безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних” N 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. [в ред. Федерального

Закона РФ от 13.01.2001 N 1 ФЗ].

32. Федеральный закон РФ  “Об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации”  от

28.07.98, №124 – ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 03.08.98-

№31.- С.3802.-С.6932.

33. Фельдштейн Д.И. Психология  развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

34. Экман П. Психология  лжи – СПб, : Питер, 2000.

35. Энциклопедия социальной  работы. М., 1991

36. Bartenuerfer H.G. Enige praktische konsequenzen aus der Aktiuerungs theorie.- Fi^ Zeitschift fur

experimentelle und angewandte Psychologie, 1969? Bd / XYI, n2, S. 195-222/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. Детская беспризорность в  современной России............................................... 5

1.1. Современная ситуация в Российской  Федерации........................................................ 5

1.2. Причины беспризорности............................................................................................... 8

ГЛАВА 2. Пути решения проблемы.................................................................................... 12

2.1. Пути решения проблемы и  выхода из риска............................................................... 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................... 18

СНОСКИ................................................................................................................................ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................... 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором  должны принять непосредственное участие  все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели  науки и культуры, профсоюзного и  общественного движения.

Это необычайно острые, сверхактуальные  проблемы ставит перед нами время, жизнь, которой мы живем, действительность, которая нас окружает. Без преувеличения, эти проблемы вызывают огромный интерес  и обеспокоенность в обществе.

Проблема беспризорности является одной из наиболее важных в настоящее  время, поэтому в своей работе я хочу рассмотреть причины, которые  приводят к этой проблеме, а также  возможные пути решения.

Произнося, слово "беспризорник" какой образ  возникает у нас пред глазами? Для большинства людей беспризорник – это ребенок, не умытый, очень  плохо одетый, который спит где-нибудь на лавочке, в вагоне метро. Этот образ, к сожалению, становится все более  часто и часто встречаемым  в нашей повседневной жизни.

Информация о работе Детская беспризорность