Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности  и разрушение нравственных ценностей  и воспитательного потенциала семей.

В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и  внебрачной рождаемости увеличивается  число неполных семей, имеющих меньшие  возможности для содержания и  воспитания детей. В неполной семье  воспитывается сегодня каждый седьмой  российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные  человеческие ценности. Увеличивается  число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического  и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра  и пищи. Пополняется число детей  из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть  детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального  образа жизни, отказа от содержания и  воспитания детей государство вынуждено  лишать родителей родительских прав.

Сформировалась новая система  коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская  наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются  в криминальные сообщества.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной  вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и  кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде  часто культивируются худшие образцы  заграничной морали и культуры.

Проблема безнадзорных детей —  это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной  помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб  для безнадзорных детей в Санкт-Петербурге показывают, что около 30% из них нуждаются  в помощи психолога, около 50% – нуждаются  в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны  родителей, почти 80% нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб.

ГЛАВА 2. ПУТИ РЕШИНИЯ ПРОБЛЕМЫ

2.1. Пути решения  проблемы и выхода из риска

В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных  в работе проблем, например:

· сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;

· создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральная целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Реализация этой программы позволила довести число специализированных учреждений для несовершеннолетних в Российской Федерации до 700. К концу 2002 года количество таких учреждений станет около 850 единиц. В них будут оказываться социальные услуги 185 тыс. детей;

В 1999 году вступил в силу Федеральный  закон “Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Однако в связи с неурегулированностью в этом законе некоторых вопросов возникают серьезные трудности в его правоприменении. Например, Озеров считает, что, прежде чем отправлять несовершеннолетних правонарушителей в центры временной изоляции, следует установить минимальный возраст ребенка, механизм и главное - цель его помещения в центр временной изоляции. Важно уравнять в правах несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и тех, кто нуждается в экстренной социальной помощи государства.

Тем не менее, принципиально важным является то, что Федеральный закон  “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”  определяет органы и учреждения системы  профилактики безнадзорности. Закон  формирует направления в их деятельности. Кроме того, в нем указаны основные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Однако анализ показывает, что существующие институты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нередко действуют разрозненно и неэффективно. В ряде регионов России медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В отдельных регионах отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не развита подростковая наркологическая служба.

Определенное движение в решении  этого вопроса наметилось в Москве. Так, в ближайшее время в городе планируется создать десять государственных  приютов для детей-беспризорников. Для них уже выделены помещения. Но, как видно, проблему это не снимет. Москва также серьезно отстала в создании таких социальных учреждений, их сейчас в столице всего три, а только по официальным данным в городе насчитывается более 13 тыс. беспризорников, из них 75% - дети из стран СНГ.

Яркие примеры душевного отношения  к детям-сиротам можно найти  в различных регионах России. Так, например, в Красноярском крае в  городе Канске отстроена воспитательная колония, созданная еще в 1939 году. Для ребят готов новый корпус медсанчасти, оборудованы спортивные и тренажерные классы, оборудован большой лекционный зал. Три года назад здешние учителя столкнулись  с неожиданной ситуацией - пошел  в колонию поток неграмотных  детей. Некоторые не знали букв. Пришлось открывать начальные классы. На вопрос: почему не учились? — отвечают примерно так: в школу ходить было не в чем.

В последнее время у ребят  появились личные нательные крестики. Настоятель Канского собора отец Вячеслав проводит “уроки нравственности”  и совершает обряд крещения для  тех, кто желает приобщиться к  вере.

Существующая в России система  организации решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации, отсутствие специального органа, ответственного за разработку и реализацию их комплексного решения, давно вызывает тревогу. Необходимо констатировать низкую эффективность многообразных усилий различных ведомств, государственных учреждений по решению этой проблемы.

Основные причины этого сводятся к следующему:

· ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность в организации деятельности;

отсутствие единых организационно-методических системных подходов в реализации взаимодействия, как в деятельности самих учреждении, так и в подготовке кадров;

· отсутствие профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей (все силы брошены на те или иные формы коррекции - медицинской, воспитательной, социальной, что малопродуктивно и экономически невыгодно, но оправдывает все новые и новые финансовые запросы);

· отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы: нередко реабилитационные учреждения в действительности являются лишь местом, где скапливаются дети, выпавшие из нормальных условий жизни;

· отсутствие широкой и рационально организованной поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций (значительная часть из них функционирует за счет зарубежной поддержки), неприятие (а нередко и противодействие) участия гражданского общества в защите детства и семьи;

· субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества с государственным ведомством и др.

Требуется целенаправленная работа по совершенствованию деятельности общественных организаций, занимающихся детской  беспризорностью.

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетным направлением политики в интересах  семьи и детей. На самом деле это  происходит не так, потому что отсутствует  достаточная адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание.

Для этого необходимо менять механизм распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей  сирот, и детей, оставшихся без попечения  родителей, а также создавать  системы экономических гарантий органам местного самоуправления и  семьям, которые приняли к себе детей.

Необходимо внести изменения и  дополнения в Федеральный закон  “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в части усовершенствования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью. И это необходимо сделать в кратчайшие сроки, потому что действительно, это самая сложная проблема для выпускников детских домов, интернатных учреждений.

Несовершеннолетние оказались  в очень сложном положении, утратив  прежние социальные связи, многие из них не приспособились к новым  условиям жизни.

Мы длительное время гордились, что наша страна самая читающая, и это действительно было так, а сейчас тысячи детей не посещают образовательных учреждений, многие подростки вообще не умеют читать. Законом Российской Федерации “Об  образовании” предусмотрено обязательное получение основного общего образования, однако органы управления образования, органы местного самоуправления, не обеспечивают возложенных на них функции. Государственный  учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия, не ведется.

Министерство образования России в 1999 году провело разовый обсчет не учащихся детей в возрасте от 7 до 15 лет, и подростков, не имеющих  постоянного места жительства. Выяснилась плачевная картина. Свыше 68 тысяч  детей на тот период не учились, из них 2,5 тыс. детей не имели даже начального образования, а более 3 тыс. никогда  не ходили в школу.

И еще одно. Вряд ли кто сейчас может  охарактеризовать ситуацию с организацией работы с подростками по месту  жительства. Тем не менее, до сих  пор не отменена, а значит, действует  постановление Совнаркома РСФСР  № 338, в соответствии с которым, 1-2% от всех доходов поступающих в  жилищно-коммунальные органы, это квартплата, аренда за нежилые помещения, и тому подобное, должны отчисляться на культурно-массовую работу. Это содержание спортивных и детских площадок, инвентарь  для них и многое другое. Никому сегодня не известно, почему эти  средства не отчисляются. А если отчисляются, на что они расходуются?

В последние месяцы проблема детской  беспризорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных, исполнительных органов  государственной власти, известных  политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.

В Совете Федерации прошли Парламентские  слушания на тему “Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России”. По данному вопросу выработаны рекомендации.

Некоторые из поставленных задач уже  решаются, на недавнем заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный  закон  
“О внесении дополнения и изменения в статью 6 Федерального закона  
“О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в соответствии с которым дети – сироты, после окончания образовательного учреждения, будут получать пособие в пределах 20 тыс. рублей, не только те которые устроились на работу, как было это раньше по данному закону, а и те, кто ее ищет, продолжает учебу, уходит в декретный отпуск.

Комитет Совета Федерации по социальной политике поддержал проект федерального закона “О внесении изменений в  Федеральный закон “Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, в части наделения центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей новыми полномочиями.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации так же обратился  к Президенту Российской Федерации  учредить должность уполномоченного  по правам ребенка в Российской Федерации, предложив на эту должность Петренко Валентину Александровну.

Необходимы общие усилия всех ветвей власти и координация этих усилий для выработки стратегии на государственном  уровне. Должны также быть структуры, отвечающие за стратегическое планирование мероприятий, аналитическую работу, исполнение, а главное контроль за конечным результатом.

Для решения обозначенных проблем  потребуется консолидация усилий политических и общественных сил, как на федеральном, так и на региональном уровне. Только при участии всего населения  может быть одержана победа на огромном и тяжелом фронте беспризорности.

С принятием федерального закона «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон действует с 1999 г., выделяются ежегодно миллионы рублей на реализацию соответствующих социальных программ, однако ситуация с ростом числа беспризорных и брошенных детей не улучшается.

Информация о работе Детская беспризорность