Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 01:10, реферат
В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п.
Метод наблюдения.
введение 3
1.3. Сущность метода наблюдения 4
1.4. Классификация наблюдений 7
1.5. Достоинства и недостатки метода наблюдения 10
2. Основные направления социологии М. Вебера. 12
2.2. Направления социологии М.Вебера. 13
3. Определение и основные элементы культуры. 16
3.1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура 16
3.2. Основные элементы культуры. 18
4. Социальная мобильность: причины и типы. 20
4.1. Типы социальной мобильности. 22
4.2. Причины социальной мобильности. 22
5. Факторы социализации личности. 23
5.1. Личность и основные факторы ее развития. 23
6. Вывод 26
Список литературы
Будучи
сотрудником Гарвардского университета,
Уайт поселился в трущобах одного
из американских городов, чтобы изучить
образ жизни итальянских
1.5. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.
Главным
преимуществом этого метода можно
назвать непосредственную связь
исследователя с объектом его
изучения. Кроме того, очень важным
является отсутствие опосредствующих
звеньев и оперативность
Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.
Если
мы обратимся к анализу
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.
Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:
- Недостаточная
продуманность программы
- Отсутствие
органической связи категории
наблюдения с гипотезами
- Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
- Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
- Отсутствие
должной апробации
- Не соответствие
профессиональной подготовки и
личностных качеств
- Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных
- Отсутствие
классификатора контента-
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.
В области методологии одним
из самых главных его
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.
Благодаря
М. Веберу, а также его коллегам
немецкая школа доминировала в мировой
социологии вплоть до Первой мировой
войны.
2.2.
Направления социологии
М.Вебера.
Социолог Макс Вебер утверждал, что необходимо изучать поведение отдельного человека, т.к. в нем отражаются все особенности общества, в котором он действует. Ни общество, ни народ, ни государство, ни экономика не могут совершать социальных действий, их совершают индивиды, чье поведение ориентировано на определенные социальные институты.
Категория «социальное действие» является центральной в социологии Вебера, которая получила название «понимающей социологии». Ученый должен не просто констатировать поступки людей, но и «понимать» их, т.е. проникать в контекст социальных взаимодействий, постигать смысл, который сами люди вкладывают в свои действия. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. Традиционный тип действия основан на обычае, привычке.
По
мнению Вебера в истории западной
цивилизации наблюдается
Традиционное господство строиться на вере не только в законность, но и в священность существующей власти, т.к. она существовала всегда. Такой тип господства характерен для традиционных патриархальных государств. Правители обладают там по отношению к подданным правами господ над слугами. Аппарат власти работает как расширенный «дом-семья» правителя и состоит из лично зависящих от господина служащих, родственников, друзей, вассалов. Назначение на должности происходит по принципу личной преданности правителю. Формальное право отсутствует, отношения во всех сферах общества основаны на личных связях. Власть не только опирается на традицию, но и ограничивается ею. Так, если правители нарушают традицию, то они становятся нелегитимными в глазах подданных и те считают возможным восстать против подобной власти.
Харизматическое господство построено на вере в необыкновенные свойства вождя. Харизма – это магические способности, пророческий дар, выдающаяся сила духа и слова вождя. Харизматический лидер призван выполнить в обществе особую миссию: спасти от катастрофы, открыть небывалые пути развития, основать новую религию. Этой миссией и обосновано его право на послушание, веру и любовь. Данный тип господства опирается на аффективные социальные действия. Аппарат управления здесь также строится по принципу личной преданности вождю, решения принимаются иррационально, на основе озарения или личного примера правителя.
В основе легального господства лежат целерациональные социальные действия. К этому типу господства Вебер относит современные ему государства Западной Европы и США. При таком типе господства человек подчиняется не другому человеку, а закону. Основные характеристики легального господства:
Аппаратом управления при этом типе господства становится бюрократия, которую Вебер определяет как рациональную машину управления. Основные принципы бюрократического управления:
Вебер подвергал бюрократию критике, т.к. она стремится выйти за отведенные ей в обществе рамки, за ее запаздывающую реакцию на быстрые социальные изменения. Но все же он полагал, что более совершенного инструмента управления человечество за всю историю не создало.