Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Жолобова В.В._Полагутина Л.В..doc

— 759.00 Кб (Скачать документ)

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

Период жизни подростков начинается в старших классах и продолжается, как правило, до создания семьи. Это период сильных эмоций, выбора смысла жизни, неустроенности начальной стадии трудовой деятельности.[20]

Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.[21]

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой стремление подростка высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства старших. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество. Реакция эмансипации – процесс, затрагивающий различные аспекты социальных отношений.

Поведение со сверстниками. Подросткам свойственно к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Кроме того, общение с равными по возрасту, но разными по личным качествам людьми способствует дальнейшему развитию самосознания личности подростка посредством социального сравнения. Стремление молодых людей к объединению в группы в подростковом возрасте настолько велико, что оно рассматривается в качестве еще одной характерной для этого возраста реакции, получившей название реакции группирования.

Развитие увлечений. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Характерной для подростка формой активности является та деятельность, которой заполняется время, свободное от основной, ведущей в данном возрасте учебной деятельности. Увлечения, или хобби, в этом возрасте очень распространенны.[22]

Типы увлечений

Увлечения подростков разнообразны, но в то же время достаточно типичны и поддаются классификации.

- интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу;

- телесно-мануальные – связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;

- лидерские увлечения - поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;

- накопительные увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;

- эгоцентрические – любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;

- азартные увлечения – картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;

- информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.[23]

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

Подростковый возраст – пора, когда каждый должен определить свою судьбу, попытаться найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования.[24]

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Главными личностными чертами подростка, по словам А. Тиана, являются следующие:

«1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.

2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.

4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью».[25]

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Отрочество – как иногда называют подростковый возраст – это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст – это время обостренного стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».[26]

Со сменой ведущей деятельности меняется возраст. Отсюда, для нормального возрастного развития и преодоления появляющихся трудностей требуется обеспечить  прежде всего формирование ведущей деятельности. Возраст влияет на характер трудностей в поведении подростка. Подростки существенно отличаются друг от друга.[27]

По мере того как семья перестанет предлагать подросткам обряды инициации, как само старшее поколение совершенно сбилось с пути в поисках смысла жизни, юные сбиваются в стайки, становятся плечом к плечу и начинают использовать скорее всего язык жестов, чем слов, ведут себя так, будто они изобрели новый вид общения или как будто противопоставили себя обществу, при этом они думают, что изобрели нечто новое. И они правы, изобретать – дело юных, а не взрослых людей.[28]

Для подростка немаловажно общение со старшими. Именно они помогают молодым открывать для себя постоянные ценности жизни, это может дать им в подростковом возрасте ощущение своих корней, точку опоры, чувство, что у них есть люди, с которыми они чувствуют глубокую связь и которые могут их успокоить, потому что именно в стариках подростки находят все то, что в человеке неизменно.

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый возраст - это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (11-16 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего. От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается том, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.[29]

Жизнь каждого подростка своеобразна и неповторима. Воспитание подростка процесс творческий, жизнь ставит перед родителями очень трудные и ответственные задачи. Спокойный эмоциональный фон способствует раскрытию индивидуальности подростка, формированию и развитию личности. Продуктивная творческая деятельность является одним из важнейших условий разрешения эмоционально-личностных проблем, способствует самопознанию и развитию подростка. Творческая самоактуализация личности родителей, стремление к самовыражению, активная жизненная позиция – лучший пример для подростков. Вовлечение в совместную продуктивную творческую деятельность родителей, братьев и сестер, других близких подростку людей гармонизирует внутрисемейные отношения, способствует развитию коммуникативных навыков подростка, что, в свою очередь расширит его социальные контакты и улучшит качество жизни.

Творчество помогает любому подростку воспринимать мир образно, а чтение художественной литературы способствует развитию словесного мышления и обогащению словарного запаса.[30]

Подростковая жизнь настолько насыщена и богата возможностями получить информацию о себе, что нужно иметь серьезную самооценку, чтобы включать механизмы защиты. Тем более, что подросток сам постоянно нарушает достигнутый баланс самовосприятия и самооценки, испытывает себя, «примеряет» новые качества и возможности к себе.[31]

А.В.Жожиков отмечает: «Особое значение в формировании информационной культуры подростков имеют изменения в сфере образования, поскольку важнейшим продуктом является информация. Интернет является очень мощным информационным средством, обладающим практически неограниченными технологическими возможностями, которое можно использовать для выработки у подрастающего поколения духовных и культурных ценностей и свободного доступа к научной и образовательной информации».[32]

Отсюда следует вывод: В наши дни воздействие на ребенка средств массовой информации приобрело постоянный характер. Подросток живет, окруженный образами телевидения, рекламы, видеопродукции. Образы эти, обладая внешней рекламной привлекательностью и доступностью восприятия, лишены глубокого внутреннего содержания. Подростки взрослеют сами по себе и мало-помалу начинают завоевывать себе место в обществе. Именно на этом переходе от взросления к самостоятельному внедрению в общество, когда подростки начинают ощущать свою незащищенность, их нравственное, социальное, гражданское воспитание остается незавершенным. Подросткам не хватает правил самовоспитания. Чтобы помочь подростку найти точку опоры внутри себя, дать толчок к внутреннему миру может только творческий импульс – встреча с самим собой.

 

1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков

Самой распространенной формой получения информации подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым.

Общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Информация о работе Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной