Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
Ю.Ф. Симионов выделил критерии информационной культуры человека:
- «умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
- эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
- перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
- вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
- адекватно отбирать и оценивать информацию;
- способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Критерии информационной культуры человека должны базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями»[8].
Уровни реализации информационной культуры:
1) когнитивный уровень - знания и умения;
2) эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;
3) поведенческий - реальное и потенциальное поведение.
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.
Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.
Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:
- информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;
- цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;
- непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;
- жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию. [9]
Д.И. Блюменау рассматривает информацию как знание, включенное непосредственно в коммуникационный процесс. Автор считает, что информация – это не только сухие мысли, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, печалит, заставляет переживать, восторгаться, негодовать…информация – это своего рода, некий предмет культуры.[10]
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.
В тоже время информационное общество несет многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации все труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Резкая разница в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что целые регионы, континенты, страны и сообщества оказываются вытесненными на обочину прогресса вследствие возникновения и усиления нового вида неравенства – информационного (или цифрового) неравенства[11].
Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека. Вот почему во всем мире все сильнее осознается необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.
Информационная культура понимается как умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей повседневной деятельности.[12]
И.А.Негодаев считает, что «Информатизация системы образования, в том числе и высшего образования соответствуют велениям времени. Но из-за бедственного материального положения образования в нашей стране оно по-прежнему финансируется по остаточному принципу, явно недостаточно и порой не продумано. В школьных классах и институтских кабинетах стоят компьютеры давно устаревшего образца со старыми программами не обеспечивающими необходимый уровень формирования компьютерной грамотности, использование компьютеров в учебном процессе и научно-исследовательской работе учащихся и студентов. Между тем, информатизация образования требует создания региональных и локальных компьютерных сетей, электронной почты, электронных библиотек, экспертных систем, настольных издательских систем, электронных учебников, обучающих систем на основе мультимедиа-подхода. Только при таком материальном обеспечении информатизация образования может стать мощным стимулом информатизации общества и его культуры». [13]
Принципы формирования информационной культуры рассмотрел А.А.Козырев:
«Принцип культурологического подхода:
- означает неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека;
- обеспечивает мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как к элементу культуры;
- препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни беспрецедентным ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий.
Принцип системного подхода:
- означает целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего сплав знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.
Принцип деятельностного подхода:
- означает, что формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
Принцип технологического подхода:
- означает, что формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.
Принцип интегративности:
- означает органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных учреждений при формировании информационной культуры личности;
- обеспечивает достижение синтеза различных наук (культурологии, педагогики, логики, информатики, документоведения, семиотики, библиотечного дела и библиографии и других) для формирования информационной культуры личности.
Принцип непрерывности:
- означает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности;
- обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности - «образование в течение всей жизни».[14]
По словам Г.Л. Тульчинского: «Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на их интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Возрастает роль культуры и искусства в социальной
коммуникации, в том числе - с использованием современных технологий с учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе». [15]
Глобальный характер изменений, происходящих под влиянием информатизации и, прежде всего, насыщения информационной среды современными средствами информационной техники, проявляются в организации компьютерных сетей. Наблюдается процесс перехода общества к качественно-новой эпохе, названной информационным обществом, в которой информация и информационная деятельность играют доминирующую роль. Информация оказывает влияние на методы социальной деятельности, на образ жизни людей. Информатизация общества делает явным тот факт, что «наличие культурного порога уже содержит в себе источник неравенства, закрывая дальнейшую дорогу тем, кто не имеет возможности этот порог переступить». Поэтому актуальной является проблема создания в системе образования возможности овладения необходимой культурой. Сегодня это информационная культура. Информационная культура личности должна рассматриваться на основе понимания человека как создающего, воспринимающего и передающего информацию с использованием современных информационных технологий. Информационная культура подростка – это инструмент освоения действительности и адаптации его к условиям внешней среды, способ гармонизации внутреннего мира в условиях информационного общества.[16]
В информационном обществе объективно изменяется значение и роль личности, активность которой фундируется не внешними побудительными стимулами деятельности, а, по преимуществу, внутренними. Более того, само становление этой системы оказывается обусловленным не только материальным прогрессом, но и изменением ценностных ориентаций личности, настроенной на творчество, развитие и самосовершенствование. В то же время, представляется более точным говорить об изменении количественных, но отнюдь не качественных параметров формирующейся культуры: по-видимому, инновационная, сложная, специализированная культура, предполагающая высокую творческую активность, останется еще в течение достаточно продолжительного времени культурой высокообразовательной части общества и с ростом этой социальной страты будет приобретать все более существенное значение, стандартизированная же культура сохранит свое доминирующее положение как культура социальных слоев, обладающих массовым сознанием.[17]
Таким образом, информационная культура может быть сформирована на трех уровнях, таких как: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Формирование информационной культуры осуществляется на основе комплекса принципов: культурологического подхода, системного подхода, деятельностного подхода, технологического подхода, принцип интегративности, принцип непрерывности. При этом необходимо учитывать психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст — это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, который представляет собой период становления личности. Также, нужно отметить, что это самый ответственный период, так как здесь формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, складываются основы нравственности. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, идет активное стремление к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самоутверждение и самовыражение.
Подростки входят во взрослую жизнь, испытывая на себе все сложности существующего социального миропорядка, при этом подростки испытывают двоякое воздействие: своей собственной природы и воли и силу действующих внешних обстоятельств.[18]
М. Гриндер считает: «Немаловажную роль в жизни подростка играет учитель. Учитель знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углублением знаний подрастающего поколения и приходящей с этим мудростью. Учителя определяют целесообразные для учеников дополнительные курсы, кружки, для того, чтобы донести до подростка важную информацию».[19]
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти.
Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.