Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:
- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;
- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;
- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4
1.1. Основные социальные обязательства государства. 4
1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10
1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36
3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36
3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43
3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
Список использованной литературы.. 71
Дипломная работа: Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка
Дипломная работа: Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4
1.1. Основные социальные обязательства государства. 4
1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10
1.3. Сущность, принципы политики
государства по охране
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ
3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36
3.2. Программно-целевой метод,
как один из основных методов
деятельности управления по
3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
Список использованной литературы.. 71
Приложение 1. 73
Приложение 2. 74
Приложение 3. 75
Приложение 4. 76
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья матери и
ребенка является индикатором состояния
и благополучия общества в целом.
В Российской Федерации отмечаются
неблагоприятные тенденции
Все вышеизложенное свидетельствует
об актуальности данного исследования,
необходимость дальнейшей разработки
и осуществления
Цель работы - анализ деятельности
органов государственной
- изучить сущность,
принципы политики государства
по охране здоровья матери
и ребенка; рассмотреть
- обозначить имеющуюся
нормативно-правовую базу по
- провести анализ
основных направлений
- выявить проблемы в области охраны здоровья матери и ребенка в ЕАО;
- разработать пути
совершенствования деятельности
управления здравоохранения
Объект исследования - органы государственной власти, осуществляющие охрану здоровья матери и ребенка.
Предмет исследования - деятельность органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка.
Хронологические рамки исследования - 1998 - 2003 годы.
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
1.1. Основные социальные обязательства государства
Под социальными обязательствами государства в рыночной экономике понимаются получаемые из бюджета расширенного правительства гражданами страны и иными категориями физических и юридических лиц доходы в денежной или натуральной форме, определенные Конституцией страны, закрепленные государственными законами и имеющие природу, отличную от заработной платы, ренты, дивидендов и предпринимательского дохода.
Исходя из данного определения,
в состав социальных обязательств государства
не включаются гарантируемые
С финансовой точки зрения
социальные обязательства государства
можно рассматривать как
Следовательно, необходимым условием уменьшения (увеличения) масштабов социальных и соответствующих им финансовых обязательств государства является изменение действующего законодательства.
Неоднократно
Однако, с другой стороны, финансово-экономический кризис может рассматриваться и как фактор уменьшения социальных обязательств за счет перехода к адресной системе реализации части из них за счет их отмены для высокодоходных групп населения.
В общем случае по финансовому признаку (источнику финансирования) социальные обязательства государства разделяются на две группы.
В первую из них входят социальные обязательства, финансируемые на основе страховых принципов. В их числе - государственные трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по безработице и т.п. В свою очередь, можно выделить два вида таких выплат, для которых:
а) возможным реципиентом является сам страхователь;
б) страховые выплаты в пользу возможного реципиента осуществляются иным страхователем.
В настоящее время в России доминирующим является второй вид социальных обязательств государства, финансируемых на основе страхового принципа.
Ко второй группе социальных обязательств государства относятся финансируемые непосредственно из государственного бюджета. В их состав входят прежде всего расходы федерального и местного бюджетов по укрупненной статье “социально-культурные мероприятия” (включая финансирование образования, культуры, искусства и кинематографии, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной политики) и некоторые другие виды социальных обязательств государства. В свою очередь, социальные обязательства, входящие в состав данной группы, по источникам бюджетного финансирования также могут быть разделены на два вида:
а) финансируемые из федерального бюджета;
б) финансируемые из региональных бюджетов.
По необходимости исполнения все социальные обязательства государства могут быть разделены на безусловные и условные.
К безусловным социальным
обязательствам относятся прежде всего
обязательства перед
В состав условных социальных обязательств государства целесообразно включить непосредственные обязательства перед юридическими лицами и косвенные - перед физическими лицами, которые утверждаются федеральным бюджетом Российской Федерации, а также бюджетами ГВФ на очередной календарный год и не носят систематического характера. Это прежде всего, расходы на социально-культурные мероприятия. Очевидно, что затраты по соответствующей статье федерального бюджета могут быть секвестрованы, в то время как размер государственной пенсии или единого ежемесячного пособия на ребенка не подлежит секвестру ни при каких обстоятельствах.
Основной особенностью социальных
обязательств государства перед
физическими лицами в России в
настоящее время является то, что
назначаются они в основном по
категориальному признаку, при использовании
которого тот или иной вид социального
трансферта назначается физическому
лицу, если его возрастные (пенсионер),
медицинские (инвалид), социальные (безработный),
семейные (мать-одиночка) и т.п. характеристики
совпадают с утвержденными
По своей временной
продолжительности все
В состав временных социальных
обязательств входят обязательства
по выплате пособий по безработице,
пособий по беременности и родам,
единых ежемесячных пособий на детей
и т.п. обязательства перед
По типу затрат на выполнение социальные обязательства государства могут быть разделены на:
а) авансируемые, ресурсы
для обеспечения которых
б) затратные, финансирование
которых осуществляется в соответствии
с действующим
в) окупаемые, типичным примером которых является ныне действующее в России единое ежемесячное пособие на детей.
В настоящее время назрела необходимость реформирования системы социальных обязательств государства.
Неэффективность существующей системы определяется, в частности, следующими обстоятельствами:
- доля лиц, получающих
социальную помощь, среди тех,
кто не относится к числу
бедных по критерию текущих
доходов, даже выше, чем доля
получателей среди бедных. Размеры
выплачиваемых пособий среди
бедных и “небедных”
- доля социальных пособий
относительно общего объема
- почти 90% всех бедных семей не получают никакой социальной помощи.
Основное направление
реформирования системы выплат социальных
пособий физическим лицам заключается
в переходе к адресному назначению
части из них и, соответственно, отказе
от принципа назначения пособия по
принадлежности его реципиента к
той или иной социальной группе (матери,
имеющие детей в возрасте до 16
(18) лет). При этом в качестве критерия
адресности предлагается использовать
уровень душевых доходов в
домохозяйстве, членом которого является
потенциальный реципиент
Однако вплоть до настоящего
времени кардинальные действия в
этом направлении так и не были
предприняты, в том числе и
из-за противодействия многих специалистов-экспертов
и представителей общественности, считающих,
что переход к адресному
Единственным исключением
стал Федеральный закон N 134 от 29 июля
1998 г. “О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон “О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей”,
который устанавливает, что пособия
гражданам, имеющим детей, выплачиваются
органами социальной защиты населения
по месту жительства семей с детьми
со среднедушевым доходом, размер которого
не превышает 200% величины прожиточного
минимума в субъекте Российской Федерации,
которая установлена в
Однако, поскольку последний из названных документов так и не введен в действие, постольку в 1998 г. “отсечку” части высокодоходных семей от получения единого ежемесячного пособия на ребенка удалось произвести только за счет усложнения процедуры сбора и подачи документов, которые необходимы для назначения пособия.
Кроме того, стало очевидно, что использование критерия среднедушевых доходов в домохозяйстве как единственного недостаточно для принятия обоснованного решения о назначении социального пособия. Как показали исследования, во избежание возникновения стимулов социального иждивенчества необходимо учитывать и такой фактор, как социальный состав домохозяйства.
Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка