Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:
- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;
- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;
- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4
1.1. Основные социальные обязательства государства. 4
1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10
1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36
3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36
3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43
3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
Список использованной литературы.. 71
В последние годы в Москве увеличилось число беспризорных детей, которые, по данным эпидемиологических исследований в приютах, Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, составляют значительный резервуар туберкулезной инфекции (выявляемость туберкулеза здесь 18,1 - 21,4 % на 1000 обследованных, что в десятки раз превышает данные показатели среди благополучной в социальном плане группы населения).
Конец XX в. принес с собой новое бедствие — ВИЧ-инфекцию, представляющую особую угрозу жизни взрослому человеку и ребенку. Среди инфицированных 6,6 тыс. детей, 4,5 тысяч из них рождены от ВИЧ-инфицированных матерей, число которых постоянно растет.
Увеличивается число детей-инвалидов. Думается, что главные причины этого явления - ослабленное здоровье матерей; сокращение сроков грудного вскармливания и дефициты витаминизированного детского питания; плохая организация (или ее полное отсутствие) горячего питания в школе, далеко не достаточное и не полноценное питание в семье; значительные учебные перегрузки; негативное влияние экологии (воздух, вода и др.), значительное ухудшение работы педиатрической службы и т.д. Кроме того, серьезно сказывается и отсутствие полноценного оздоровительного отдыха для детей.
В целом принимаемые меры по улучшению здоровья детей не обеспечивают заметных результатов по многим причинам. Коммерциализация здравоохранения перекладывает значительную долю расходов по реализации права ребенка на сохранение и укрепление здоровья на семью.
Вместе с тем у многих семей ограничены возможности пользования медицинскими услугами, санаторно-курортным лечением, оздоровительным отдыхом, занятиями физкультурой и спортом. Они занимают незначительное место в структуре потребительских расходов низкодоходных хозяйств, так как почти все средства уходят на покупку продуктов питания. За последние 10 лет по показателям питания на душу населения Россия опустилась на 50-е место в мире.
Несмотря на усилия Минздрава РФ и добросовестность медицинских работников, современная Россия не в состоянии обеспечить выполнение права ребенка на сохранение и укрепление здоровья и должна иметь мужество в этом признаться.
Стремительно ухудшающееся состояние здоровья детей - проблема, соединяющая в себе элементы экономики, демографии, культуры, образования, которая беспокоит и вызывает объективную тревогу всего общества, всех его социальных институтов, включая прежде всего российскую семью.
Одна из важнейших и приоритетных задач настоящего времени - безотлагательное создание необходимых условий и мер для выживания и сохранения здоровья подрастающего поколения.
1.3. Сущность, принципы политики
государства по охране
Первоосновой системы
защиты материнства и детства
выступает правовая база. Она включает
международное
В качестве государственной
правовой базы социальной защиты детства
выступают Конституция
В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Трудовом Кодексе Российской Федерации:
- запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда;
- установление предельных норм переноса и передвижения тяжестей;
- ограничение труда женщин в ночное время;
- установление облегченных
условий труда беременных
На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы:
- запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
- подобного рода работы
ограничиваются в отношении
- по желанию женщины
(равно как и любого другого
родственника), находящейся в отпуске
по уходу за ребенком, она может
работать на условиях
- перерывы для кормления
ребенка, предоставляемые
- по просьбе женщин, имеющих
детей в возрасте до 14 лет, администрация
обязана устанавливать им
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством.
Закон Российской Федерации
«О занятости населения в
Женщины в нашей стране имеют право на льготы:
- в связи с беременностью,
родами, кормлением ребенка и
это не только «декретный
- обусловленные необходимостью
ухода за детьми и их
Женщины имеют право на
искусственное оплодотворение, искусственное
прерывание нежелательной беременности
и даже на медицинскую стерилизацию,
что урегулировано в Основах
законодательства РФ об охране здоровья
граждан. Искусственное оплодотворение
замужней женщины и имплантация
ей эмбриона возможна при наличии
письменного согласия обоих супругов,
т.е. рожденный ребенок будет
Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерывный стаж.
Государственная политика в интересах матери и ребенка является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка
семьи в целях обеспечения
полноценного воспитания детей,
- установление и соблюдение
государственных минимальных
- ответственность должностных
лиц, граждан за нарушение
- государственная поддержка
органов местного
Государство стремится обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был лишен своего права на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, в частности, принимают необходимые меры для:
- снижения уровня смертности
младенцев и детской
- обеспечения предоставления
необходимой медицинской
- борьбы с болезнями
и недоеданием, в том числе
в рамках первичной медико-
- предоставления матерям
надлежащих услуг по охране
здоровья в дородовой и
- обеспечения осведомленности
всех слоев общества, в частности
родителей и детей, о здоровье
и питании детей,
Однако следует заметить,
что механизм реализации как в
целом указанного Закона, так и
государственной политики в интересах
детей до сих пор не разработан
- есть провозглашение, декларация, но
практически отсутствует
Однако предпринятых шагов сегодня, в переходный период экономики России, недостаточно. Необходим комплекс мер государственной политики по поддержанию и регулированию занятости женщин:
- определение их приоритетов
в экономической политике (преимущество
в инвестициях, налоговые,
- увеличение женской занятости в малом бизнесе;
- повышение
- переход к новым формам
занятости в связи с развитием
в России малого
- развитие женского
- введение специального
раздела федеральных программ
поддержки малого
- организация обучения
женщин основам
- финансовая поддержка,
дешевые кредиты, низкие
- активизация отечественного капитала в малое предприятие;
- открытие бесплатных счетов и обслуживание фирм с малыми оборотами и большими перерывами в поступлениях.
С целью социальной поддержки
женщины создаются специальные
кризисные центры для оказание психологической,
юридической, педагогической, социальной
и другой помощи женщинам, находящимся
в кризисном и опасном для
физического и душевного
Формы насилия над личностью: физическое, сексуальное, экономическое, морально-психологическое, принуждение к потреблению алкоголя, наркотиков, угрозы, шантаж.
Категории женщин, которым должны оказываться социальные услуги в кризисном центре:
- подвергшиеся психофизическому насилию;
- потерявшие родных и близких;
- вдовы;
- женщины, имеющие детей-
- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
- беременные, в том числе несовершеннолетние;
- одинокие женщины из неполных семей;
- женщины, находящиеся
в предразводной и
- женщины, находящиеся в конфликте с семьей;
- женщины, находящиеся
в отпуске по уходу за
- самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и интернатов;
- девочки-подростки,
Центрами оказываются социальные услуги трех уровней.
Первый уровень - непосредственный контакт с пациентом на приеме. Первичный контакт нацелен на то, чтобы снять психологическое напряжение женщины, которое было поводом для обращения в центр. При этом задача социального работника выслушать пациентку, понять ее проблему, поддержать, определить вид реальной помощи, направить на консультацию.
Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка