Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4

1.1. Основные социальные обязательства государства. 4

1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10

1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36

3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36

3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43

3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43

3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

Список использованной литературы.. 71

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

 

В последние годы в Москве увеличилось число беспризорных детей, которые, по данным эпидемиологических исследований в приютах, Центре временной  изоляции несовершеннолетних правонарушителей, составляют значительный резервуар  туберкулезной инфекции (выявляемость туберкулеза здесь 18,1 - 21,4 % на 1000 обследованных, что в десятки раз превышает  данные показатели среди благополучной  в социальном плане группы населения).

 

Конец XX в. принес с собой  новое бедствие — ВИЧ-инфекцию, представляющую особую угрозу жизни взрослому человеку и ребенку. Среди инфицированных 6,6 тыс. детей, 4,5 тысяч из них рождены  от ВИЧ-инфицированных матерей, число  которых постоянно растет.

 

Увеличивается число детей-инвалидов. Думается, что главные причины  этого явления - ослабленное здоровье матерей; сокращение сроков грудного вскармливания  и дефициты витаминизированного  детского питания; плохая организация (или ее полное отсутствие) горячего питания в школе, далеко не достаточное  и не полноценное питание в  семье; значительные учебные перегрузки; негативное влияние экологии (воздух, вода и др.), значительное ухудшение  работы педиатрической службы и т.д. Кроме того, серьезно сказывается  и отсутствие полноценного оздоровительного отдыха для детей.

 

В целом принимаемые меры по улучшению здоровья детей не обеспечивают заметных результатов по многим причинам. Коммерциализация здравоохранения  перекладывает значительную долю расходов по реализации права ребенка на сохранение и укрепление здоровья на семью.

 

Вместе с тем у многих семей ограничены возможности пользования  медицинскими услугами, санаторно-курортным  лечением, оздоровительным отдыхом, занятиями физкультурой и спортом. Они занимают незначительное место  в структуре потребительских  расходов низкодоходных хозяйств, так  как почти все средства уходят на покупку продуктов питания. За последние 10 лет по показателям питания  на душу населения Россия опустилась на 50-е место в мире.

 

Несмотря на усилия Минздрава  РФ и добросовестность медицинских  работников, современная Россия не в состоянии обеспечить выполнение права ребенка на сохранение и  укрепление здоровья и должна иметь  мужество в этом признаться.

 

Стремительно ухудшающееся состояние здоровья детей - проблема, соединяющая в себе элементы экономики, демографии, культуры, образования, которая  беспокоит и вызывает объективную  тревогу всего общества, всех его  социальных институтов, включая прежде всего российскую семью.

 

Одна из важнейших и  приоритетных задач настоящего времени - безотлагательное создание необходимых  условий и мер для выживания  и сохранения здоровья подрастающего  поколения.

 

1.3. Сущность, принципы политики  государства по охране здоровья  матери и ребенка

 

Первоосновой системы  защиты материнства и детства  выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные  положения, инструкции, методики.

 

В качестве государственной  правовой базы социальной защиты детства  выступают Конституция Российской Федерации, Закон о семье, Закон  об образовании, В России действует  президентская программа «Дети  России» (Указ Президента Российской Федерации  от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании  системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении  их размеров». В 1994 г. издан ряд законов  и постановлений, например «О гарантиях  прав граждан Российской Федерации  на получение образования», положения  об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных  учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята  программа «Вакцинотерапия».

 

В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в  Трудовом Кодексе Российской Федерации:

 

- запрещение труда женщин  на тяжелых работах и на  работах с вредными условиями  труда;

 

- установление предельных  норм переноса и передвижения  тяжестей;

 

- ограничение труда женщин  в ночное время;

 

- установление облегченных  условий труда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных  работ, командировок, перевод на  более легкую работу).

 

На создание женщинам-матерям  условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием  детей, направлены следующие нормы:

 

- запрещение ночных, сверхурочных  работ, работ в выходные дни  и направление в командировки  женщин, имеющих детей в возрасте  до 3 лет;

 

- подобного рода работы  ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только  с согласия самих женщин;

 

- по желанию женщины  (равно как и любого другого  родственника), находящейся в отпуске  по уходу за ребенком, она может  работать на условиях неполного  рабочего времени или на дому  с сохранением права на получение  пособия в период частично  оплачиваемого отпуска по уходу  за ребенком;

 

- перерывы для кормления  ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до  полутора лет, включаются в  рабочее время и оплачиваются  по среднему заработку;

 

- по просьбе женщин, имеющих  детей в возрасте до 14 лет, администрация  обязана устанавливать им неполный  рабочий день или неполную  рабочую неделю; оплата труда  в этих случаях производится  пропорционально отработанному  времени или в зависимости  от выработки. Подобный режим  труда не влечет каких-либо  ограничений в отношении стажа  работы и продолжительности отпуска;

 

- женщинам, имеющим детей  в возрасте до 3 лет, а одинокой  матери ребенка в возрасте  до 14 лет, предоставляются особые  гарантии при приеме на работу  и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством.

 

Закон Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным  родителям с несовершеннолетними  детьми, женщинам, воспитывающим детей  дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места, организация по обучению специальным  программам и т.д.).

 

Женщины в нашей стране имеют право на льготы:

 

- в связи с беременностью,  родами, кормлением ребенка и  это не только «декретный отпуск»,  но и права женщины в вопросах  планирования семьи;

 

- обусловленные необходимостью  ухода за детьми и их воспитания.

 

Женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное  прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах  законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация  ей эмбриона возможна при наличии  письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться  их общим. Каждая женщина имеет право  самостоятельно решать вопрос о материнстве.

 

Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу  до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован  частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими  родственниками, что включается в  общий и непрерывный стаж.

 

Государственная политика в  интересах матери и  ребенка является приоритетной областью деятельности органов  государственной власти Российской Федерации и основана на следующих  принципах:

 

- законодательное обеспечение  прав ребенка;

 

- государственная поддержка  семьи в целях обеспечения  полноценного воспитания детей,  защиты их прав, подготовки их  к полноценной жизни в обществе;

 

- установление и соблюдение  государственных минимальных социальных  стандартов основных показателей  качества жизни матери и ребенка  с учетом региональных различий  данных показателей;

 

- ответственность должностных  лиц, граждан за нарушение прав  и законных интересов ребенка,  причинение ему вреда;

 

- государственная поддержка  органов местного самоуправления, общественных объединений и иных  организаций, осуществляющих деятельность  по защите прав и законных  интересов матери и ребенка.

 

Государство стремится обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был  лишен своего права на доступ к  средствам лечения болезней и  восстановления здоровья, в частности, принимают необходимые меры для:

 

-  снижения уровня смертности  младенцев и детской смертности;

 

- обеспечения предоставления  необходимой медицинской помощи  и охраны здоровья всех детей  с уделением первоочередного  внимания развитию первичной  медико-санитарной помощи;

 

-  борьбы с болезнями  и недоеданием, в том числе  в рамках первичной медико-санитарной  помощи, путем, среди прочего,  применения легкодоступных технологий  и доставления достаточно питательного  продовольствия и чистой питьевой  воды, принимая во внимание опасность  и риск загрязнения окружающей  среды;

 

- предоставления матерям  надлежащих услуг по охране  здоровья в дородовой и послеродовой  периоды;

 

- обеспечения осведомленности  всех слоев общества, в частности  родителей и детей, о здоровье  и питании детей, преимуществах  грудного кормления, гигиене,  санитарии, среды обитания ребенка  и предупреждения несчастных  случаев, а также их доступа  к образованию и их поддержки  в использовании таких знаний».

 

Однако следует заметить, что механизм реализации как в  целом указанного Закона, так и  государственной политики в интересах  детей до сих пор не разработан - есть провозглашение, декларация, но практически отсутствует полномасштабная  реализация, что существенно отражается на истинном положении детей.

 

Однако предпринятых шагов  сегодня, в переходный период экономики  России, недостаточно. Необходим комплекс мер государственной политики по поддержанию и регулированию  занятости женщин:

 

- определение их приоритетов  в экономической политике (преимущество  в инвестициях, налоговые, кредитные  льготы и т.д.);

 

- увеличение женской занятости  в малом бизнесе;

 

- повышение конкурентоспособности  женской рабочей силы в результате  широко развитого обучения, переподготовки, экономической поддержки различных  форм занятости с неполным  рабочим временем;

 

- переход к новым формам  занятости в связи с развитием  в России малого предпринимательства  и самозанятости, включая семейные  предприятия;

 

- развитие женского предпринимательства,  необходимость государственной  политики по поддержке малого  бизнеса (и женского тоже);

 

- введение специального  раздела федеральных программ  поддержки малого предпринимательства,  занятости с участием в них  женщин;

 

- организация обучения  женщин основам предпринимательства;

 

- финансовая поддержка,  дешевые кредиты, низкие налоги, доступные помещения, земля;

 

- активизация отечественного  капитала в малое предприятие;

 

- открытие бесплатных  счетов и обслуживание фирм  с малыми оборотами и большими  перерывами в поступлениях.

 

С целью социальной поддержки  женщины создаются специальные  кризисные центры для оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся  в кризисном и опасном для  физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

 

Формы насилия над личностью: физическое, сексуальное, экономическое, морально-психологическое, принуждение  к потреблению алкоголя, наркотиков, угрозы, шантаж.

 

Категории женщин, которым  должны оказываться социальные услуги в кризисном центре:

 

- подвергшиеся психофизическому  насилию;

 

- потерявшие родных и  близких;

 

- вдовы;

 

- женщины, имеющие детей-инвалидов;

 

- одинокие матери с  несовершеннолетними детьми;

 

- беременные, в том числе  несовершеннолетние;

 

- одинокие женщины из  неполных семей;

 

- женщины, находящиеся  в предразводной и послеразводной  ситуации;

 

- женщины, находящиеся  в конфликте с семьей;

 

- женщины, находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком;

 

- самостоятельно проживающие  выпускницы детских домов и  интернатов;

 

- девочки-подростки, оказавшиеся  в трудной жизненной ситуации.

 

Центрами оказываются  социальные услуги трех уровней.

 

Первый уровень - непосредственный контакт с пациентом на приеме. Первичный контакт нацелен на то, чтобы снять психологическое  напряжение женщины, которое было поводом  для обращения в центр. При  этом задача социального работника  выслушать пациентку, понять ее проблему, поддержать, определить вид реальной помощи, направить на консультацию.

Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка