Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:
- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;
- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;
- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4
1.1. Основные социальные обязательства государства. 4
1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10
1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36
3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36
3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43
3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
Список использованной литературы.. 71
При определенных заболеваниях,
перечень которых утвержден
Специальными федеральными законами установлены особые льготы и социальная помощь детям и семьям с детьми, пострадавшими вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, а также детям, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.
Для этих детей предусмотрено
бесплатное санаторно-курортное лечение,
ежемесячное денежное пособие, бесплатное
ежегодное пребывание в оздоровительных
лагерях, а в случае невозможности
получения соответствующей
Большое значение в социальной
защите семьи имеет совершенствование
соответствующей нормативно-
- «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,
- «О порядке назначения
и выплаты ежемесячных
- «О совершенствовании
системы государственных
- «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц»,
- «О государственной системе
профилактики безнадзорности и
правонарушений
Снижению материнской
и младенческой смертности способствовал
ряд принятых управленческих решений
таких, как создание Комиссии Минздрава
России по повышению эффективности
оказания медицинской помощи матерям
и детям первого года жизни, основной
задачей которой является анализ
деятельности территорий и совместная
выработка конкретных мер по снижению
материнской и младенческой смертности.
В 2002г. на Комиссии заслушано 11 территорий,
им оказана помощь в повышении
квалификации специалистов, улучшении
организации работы по внедрению
современных перинатальных
Приказами Минздрава России
от 21.05.2002 №151 и от 01.11.2002 №334 введены
должности главных внештатных специалистов
в федеральных округах
С целью принятия оперативных
мер по предотвращению случаев материнской
смертности в стране, Минздравом России
утвержден приказ от 14.08.2002 № 257 о
представлении экстренных донесений
о числе рождений, материнской
и младенческой смертности. В Московском
НИИ педиатрии и детской
Для усиления организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации созданы научно-практические центры здоровья женщин после 40 лет и охраны репродуктивного здоровья девочек в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН.
На областном уровне так же приняты ряд законодательных актов, регламентирующих охрану здоровья матери и ребенка. Так в ЕАО принят Закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в ЕАО», который определяет правовые, социально-экономические и организационные основы государственной политики в сфере охраны семьи на территории ЕАО, устанавливает дополнительные к предусмотренным федеральным законодательством меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Целями настоящего закона являются:
- улучшение демографической ситуации в области;
- сокращение масштабов социального сиротства.
Задачи настоящего закона:
- формирование системы
общественных и личных
- обеспечение гарантий социальной помощи малоимущим семьям, матерям, отцам, другим лицам, имеющим на воспитании детей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение приоритета семейного воспитания детей.
Особое внимание в данном
Законе уделяется защите прав детей
с ограниченными возможностями.
Детям с физическими и
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ
3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО
Основными задачами службы охраны
материнства и детства является
профилактика и снижение материнской
и младенческой заболеваемости и
смертности. Эти важнейшие показатели
имеют большое социально-
Состояние здоровья матери и
ребенка является индикатором состояния
и благополучия общества в целом.
Поэтому одним из важнейших направлений
деятельности органов и учреждений
здравоохранения в части
В ЕАО на начало 2003 года проживало 100424 женщины, т. е. 51,8% от всего населения области. Женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) - 53964, их удельный вес в общем числе женщин - 53,7%.
Детское население области (0-18) составило на начало 2003 года - 46762, их доля в общей численности населения - 24,1%. Из них дети до 1 года - 2141, до 3-х лет - 7848, до 14 лет - 35007, от 15-18 лет - 11755.
Реализация задач по охране здоровья женщин и детей осуществлялась в соответствии со структурной реформой здравоохранения, определенной Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.
Специализированная помощь детям оказывается в областных лечебных учреждениях. В ОГУЗ «Детская областная больница» развернуто 120 коек, из них 45-соматического, 49-хирургического профиля, 20 коек для 2-го этапа выхаживания новорожденных, 6 - РАО.
Акушерская помощь оказывается в ЦРБ и областной больнице, где имеется акушерское отделение на 60 коек, гинекологическое отделение на 60 коек, женская консультация на 300 посещений в день.
Укомплектованность врачами в 2003 году составила:
педиатрами - 41,7%,
акушерами-гинекологами - 54,8%.
В области с 2000 года наметилась тенденция к увеличению рождаемости: 1999 г. - 9,3; 2000 г. - 9,5; 2001 г. - 10,7; 2002 г. - 11,1; 2003 г. -11,9 (РФ - 9,8; ДВ-регион - 10,6) и снижению младенческой смертности: 1999 г. - 26,6; 2000 г. - 20,2; 2001 г. - 19,7; 2002 г. - 19,5. К сожалению, в 2003 году показатель младенческой смертности увеличился в сравнении с 2002 годом и составил - 22,1.
По-прежнему высокими остаются показатели заболеваемости беременных:
- анемией страдали - 46,1% (РФ-42,8%);
- болезнями мочеполовой системы-26,7% (РФ-19,4%);
- болезнями системы кровообращения -3,5% (РФ-10,2%);
- гестозами- 20,2% (РФ-21,6).
В 2003 году наблюдалось 56 случаев сифилиса у беременных и 12 случаев туберкулеза, что выше чем 2002 году в 2,5 раза.
Общее число родов увеличилось в целом по области на 13,6%. Показатель осложненных и патологических родов снизился и составил - 73,3% (РФ - 68,3%). Показатель преждевременных родов снизился на 1%, что связано с внедрением современных технологий лечения невынашивания.
Высоким остается уровень абортов - 65,2 на 1 тыс. женщин фертильного возраста (РФ- 45,8%), а показатель абортов у юных (14-19 лет) так же значительно превышает показатель по РФ (ЕАО - 15,36; РФ - 10,38).
Основными показателями социального благополучия и деятельности службы охрана материнства и детства являются показатели материнской и младенческой смертности.
В 2003 году в области было зарегистрировано 3 случая материнской смертности. Среди причин материнской смертности следует отметить низкий уровень санитарной культуры населения, отсутствие контрацепции у женщин группы социального риска, недостаточный уровень квалификации врачей.
В 2003 году на территории ЕАО умер 51 ребенок первого года жизни. Показатель младенческой смертности составил - 22,1 промилле, увеличился и превышает республиканский (РФ - 13,8).
Необходимо обратить внимание
на дальнейшее развитие и совершенствование
материально-технической базы и
кадрового потенциала данных учреждений,
внедрение современных
По-прежнему обращает на себя внимание высокий уровень смертности детей вне лечебного учреждения -15 детей (29,4%), что, безусловно, связано с халатным отношением родителей к здоровью и содержанию детей, низким уровнем их медицинской грамотности, отсутствием нормальных условий жизни для детей в отдельных семьях.
Из 51 ребенка от 0 - 7 суток прожили 24 ребенка (47,1%), что говорит о крайне тяжелом состоянии этих детей при рождении. Тяжесть состояния обусловлена осложненным течением беременности и родов, когда благоприятный исход для плода маловероятен.
Ведущую роль среди причин болезней новорожденных занимает внутриутробная инфекция, что обусловлено высоким уровнем инфицированности беременных, снижением иммунитета беременных на фоне анемии, йоддефицита, неправильного питания и др. факторов.
По-прежнему вызывает тревогу тот факт, что в течение последнего времени одно из ведущих мест в структуре младенческой смертности занимают несчастные случаи.
На третьем месте в структуре младенческой смертности -врожденные пороки развития - 9,8 %. В 4-х случаях обращает на себя внимание поздняя диагностика ВПР, что обусловлено, как поздней явкой на учет по беременности, так и низкой разрешающей возможностью имеющейся УЗ -аппаратуры, недостаточной квалификацией персонала. Выявление ВПР на ранних сроках беременности позволит своевременно решить вопрос о ее прерывании, недопустить рождение ребенка с ВПР.
Анализ социальных причин
младенческой смертности показал, что
матери 26 детей нигде не работали,
8 занимались низкооплачиваемым
28 детей (55%) от всех умерших
- дети из социально-
Учитывая высокий показатель младенческой смертности, проведены медсоветы в Облученском и Смидовичском районах с участием специалистов управления здравоохранения.
Проведено 5 областных конференций,
в том числе «ИППП и
Вопросы по состоянию младенческой смертности регулярно рассматривались на комиссии по вопросам материнства и детства при управлении здравоохранения правительства области, на областной комиссии по охране здоровья граждан, на коллегии управления здравоохранения. Информация о состоянии младенческой смертности доводилась до руководителей муниципальных образований.
Результаты первого этапа Всероссийской диспансеризации показали высокий уровень заболеваемости детей в ЕАО.
Отклонения в состоянии здоровья были выявлены у 61,4% детей.
В группе детей до 1 года превалируют заболевания перинатального периода, болезни крови, нервной системы, что связано с высоким уровнем заболеваемости беременных (53,4% беременных страдали анемией, 26,7% -заболеваниями мочеполовой системы), а так же увеличением показателя патологических и осложненных родов (2002 - 81,6%; 2003 - 73,3%; РФ -69,8%).
В возрастной группе от 1 года до 3 лет преобладают заболевания крови, органов пищеварения, что, возможно обусловлено нарушением вскармливания новорожденных и детей раннего возраста. Так, показатель искусственного вскармливания по области в 2002 году составил - 35,4% (2003 - 28,5%). Отсутствие полноценного сбалансированного питания, высокий индекс внутриутробного инфицирования (30,5% беременных имеют ИППП) способствуют снижению иммунитета, росту патологии органов дыхания в группе детей от 1 года до 7 лет.
У детей от 7 лет и старше ведущее место занимают патология органов пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системы. Хроническая патология у детей представлена эколого-зависимыми заболеваниями, характерными для экологически неблагоприятных регионов.
Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка