Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4

1.1. Основные социальные обязательства государства. 4

1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10

1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36

3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36

3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43

3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43

3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

Список использованной литературы.. 71

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

 

При определенных заболеваниях, перечень которых утвержден Правительством РФ, на детей-инвалидов предоставляется  дополнительная жилая площадь в  виде отдельной комнаты.

 

Специальными федеральными законами установлены особые льготы и социальная помощь детям и семьям с детьми, пострадавшими вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском  полигоне, а также детям, зараженным вирусом иммунодефицита человека или  больных СПИДом.

 

Для этих детей предусмотрено  бесплатное санаторно-курортное лечение, ежемесячное денежное пособие, бесплатное ежегодное пребывание в оздоровительных  лагерях, а в случае невозможности  получения соответствующей путевки  — денежная компенсация в размере  ее средней стоимости. Установлены  повышенные пенсии детям-инвалидам  этой категории.

 

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование  соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие  законы:

 

- «О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей»,

 

- «О порядке назначения  и выплаты ежемесячных компенсаций  женщинам, имеющим детей в возрасте  до трех лет, уволенным в  связи с ликвидацией предприятий,  учреждений, организаций»,

 

- «О совершенствовании  системы государственных социальных  пособий и компенсационных выплат  семьям, имеющим детей, и повышении  их размеров», 

 

- «О компенсационных выплатах  семьям с детьми, обучающимся  и другим категориям лиц»,

 

- «О государственной системе  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

 

Снижению материнской  и младенческой смертности способствовал  ряд принятых управленческих решений  таких, как создание Комиссии Минздрава  России по повышению эффективности  оказания медицинской помощи матерям  и детям первого года жизни, основной задачей которой является анализ деятельности территорий и совместная выработка конкретных мер по снижению материнской и младенческой смертности. В 2002г. на Комиссии заслушано 11 территорий, им оказана помощь в повышении  квалификации специалистов, улучшении  организации работы по внедрению  современных перинатальных технологий, повышению качества медицинской  помощи женщинам и детям. В рамках работы Комиссии утвержден и направлен  в территории "План действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы".

 

Приказами Минздрава России от 21.05.2002 №151 и от 01.11.2002 №334 введены  должности главных внештатных специалистов в федеральных округах Российской Федерации. Разработаны положения  о кураторах и главных специалистах, которыми определены конкретные задачи и направления их деятельности в  федеральных округах.

 

С целью принятия оперативных  мер по предотвращению случаев материнской  смертности в стране, Минздравом России утвержден приказ от 14.08.2002 № 257 о  представлении экстренных донесений  о числе рождений, материнской  и младенческой смертности. В Московском НИИ педиатрии и детской хирургии и Научном центре акушерства, гинекологии  и перинатологии РАМН действуют  соответствующие отделы мониторинга.

 

Для усиления организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации  созданы научно-практические центры здоровья женщин после 40 лет и охраны репродуктивного здоровья девочек  в Научном центре акушерства, гинекологии  и перинатологии РАМН.

 

На областном уровне так  же приняты ряд законодательных  актов, регламентирующих охрану здоровья матери и ребенка. Так в ЕАО  принят Закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в ЕАО», который определяет правовые, социально-экономические  и организационные основы государственной  политики в сфере охраны семьи  на территории ЕАО, устанавливает дополнительные к предусмотренным федеральным  законодательством меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства.

 

Целями настоящего закона являются:

 

- улучшение демографической  ситуации в области; 

 

- сокращение масштабов  социального сиротства. 

 

Задачи настоящего закона:

 

- формирование системы  общественных и личных ценностей,  ориентированных на семью с  детьми, обеспечение  социально-экономических  условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей  в семье; 

 

- обеспечение гарантий  социальной помощи малоимущим  семьям, матерям, отцам,  другим  лицам,  имеющим  на  воспитании  детей,  а также детям, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации;

 

- обеспечение приоритета  семейного воспитания детей. 

 

Особое внимание в данном Законе уделяется защите прав детей  с ограниченными возможностями. Детям с физическими и психическими недостатками обеспечивается право  на достойное и полноценное участие  в жизни общества. Для социальной поддержки и реабилитации таких  детей органы исполнительной власти в соответствии с законодательством  и в пределах своей компетенции  создают образовательные, лечебные, санаторно-оздоровительные и другие реабилитационные учреждения, а также  центры социальной помощи семье и  детям, приюты, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование  и воспитание.

 

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ  И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА  ЕАО) 

3.1. Формирование системы  охраны матери и ребенка в  ЕАО

 

Основными задачами службы охраны материнства и детства является профилактика и снижение материнской  и младенческой заболеваемости и  смертности. Эти важнейшие показатели имеют большое социально-политическое значение и характеризуют не только качество и уровень медицинской  помощи женщинам и детям, но и состояние  развития здравоохранения и общества в целом.

 

Состояние здоровья матери и  ребенка является индикатором состояния  и благополучия общества в целом. Поэтому одним из важнейших направлений  деятельности органов и учреждений здравоохранения в части совершенствования  медицинской помощи населению является охрана репродуктивного здоровья, профилактика и снижение абортов, материнской  и детской заболеваемости и смертности.

 

В ЕАО на начало 2003 года проживало 100424 женщины, т. е. 51,8% от всего населения  области. Женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) - 53964, их удельный вес в общем  числе женщин - 53,7%.

 

Детское население области (0-18) составило на начало 2003 года - 46762, их доля в общей численности населения - 24,1%. Из них дети до 1 года - 2141, до 3-х  лет - 7848, до 14 лет - 35007, от 15-18 лет - 11755.

 

Реализация задач по охране здоровья женщин и детей осуществлялась в соответствии со структурной реформой здравоохранения, определенной Концепцией развития здравоохранения и медицинской  науки в Российской Федерации.

 

Специализированная помощь детям оказывается в областных  лечебных учреждениях. В ОГУЗ «Детская областная больница» развернуто 120 коек, из них 45-соматического, 49-хирургического профиля, 20 коек для 2-го этапа выхаживания  новорожденных, 6 - РАО.

 

Акушерская помощь оказывается  в ЦРБ и областной больнице, где имеется акушерское отделение  на 60 коек, гинекологическое отделение  на 60 коек, женская консультация на 300 посещений в день.

 

Укомплектованность врачами  в 2003 году составила:

 

педиатрами - 41,7%,

 

акушерами-гинекологами - 54,8%.

 

В области с 2000 года наметилась тенденция к увеличению рождаемости: 1999 г. - 9,3; 2000 г. - 9,5; 2001 г. - 10,7; 2002 г. - 11,1; 2003 г. -11,9 (РФ - 9,8; ДВ-регион - 10,6) и снижению младенческой смертности: 1999 г. - 26,6; 2000 г. - 20,2; 2001 г. - 19,7; 2002 г. - 19,5. К сожалению, в 2003 году показатель младенческой смертности увеличился в сравнении с 2002 годом  и составил - 22,1.

 

По-прежнему    высокими    остаются    показатели    заболеваемости беременных:

 

-   анемией страдали - 46,1% (РФ-42,8%);

 

-   болезнями мочеполовой  системы-26,7% (РФ-19,4%);

 

-   болезнями   системы   кровообращения   -3,5%   (РФ-10,2%);

 

-   гестозами- 20,2% (РФ-21,6).

 

В 2003 году наблюдалось 56 случаев  сифилиса у беременных и 12 случаев  туберкулеза, что выше чем 2002 году в 2,5 раза.

 

Общее число родов увеличилось  в целом по области на 13,6%. Показатель осложненных и патологических родов  снизился и составил - 73,3% (РФ - 68,3%). Показатель преждевременных родов снизился на 1%, что связано с внедрением современных технологий лечения  невынашивания.

 

Высоким остается уровень  абортов - 65,2 на 1 тыс. женщин фертильного  возраста (РФ- 45,8%), а показатель абортов  у юных (14-19 лет) так же значительно  превышает показатель по РФ (ЕАО - 15,36; РФ - 10,38).

 

Основными показателями социального  благополучия и деятельности службы охрана материнства и детства  являются показатели материнской и  младенческой смертности.

 

В 2003 году в области было зарегистрировано 3 случая материнской  смертности. Среди причин материнской  смертности следует отметить низкий уровень санитарной культуры населения, отсутствие контрацепции у женщин группы социального риска, недостаточный  уровень квалификации врачей.

 

В 2003 году на территории ЕАО  умер 51 ребенок первого года жизни. Показатель младенческой смертности составил - 22,1 промилле, увеличился и превышает  республиканский (РФ - 13,8).

 

Необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие и совершенствование  материально-технической базы и  кадрового потенциала данных учреждений, внедрение современных технологий в лечении новорожденных и  детей первого года жизни, что  позволит в дальнейшем снизить показатель младенческой смертности.

 

По-прежнему обращает на себя внимание высокий уровень смертности детей вне лечебного учреждения -15 детей (29,4%), что, безусловно, связано  с халатным отношением родителей  к здоровью и содержанию детей, низким уровнем их медицинской грамотности, отсутствием нормальных условий жизни для детей в отдельных семьях.

 

Из 51 ребенка от 0 - 7   суток   прожили   24 ребенка (47,1%), что говорит о крайне тяжелом  состоянии этих детей при рождении. Тяжесть состояния обусловлена  осложненным течением беременности и родов, когда благоприятный  исход для плода маловероятен.

 

Ведущую роль среди причин болезней новорожденных занимает внутриутробная инфекция, что обусловлено высоким  уровнем инфицированности беременных, снижением иммунитета беременных на фоне анемии, йоддефицита, неправильного  питания и др. факторов.

 

По-прежнему вызывает тревогу  тот факт, что в течение последнего времени одно из ведущих мест в  структуре младенческой смертности занимают несчастные случаи.

 

На третьем месте в  структуре младенческой смертности -врожденные пороки развития - 9,8 %. В 4-х  случаях обращает на себя внимание поздняя диагностика ВПР, что  обусловлено, как поздней явкой  на учет по беременности, так и низкой разрешающей возможностью имеющейся  УЗ -аппаратуры, недостаточной квалификацией  персонала. Выявление ВПР на ранних сроках беременности позволит своевременно решить вопрос о ее прерывании, недопустить  рождение ребенка с ВПР.

 

Анализ социальных причин младенческой смертности показал, что  матери 26 детей нигде не работали, 8 занимались низкооплачиваемым неквалифицированным  трудом, 2 - студентки средних специальных  учебных заведений. Всего - 70,6%.

 

28 детей (55%) от всех умерших  - дети из социально-неблагополучных  семей. Вне брака родились 33,3% детей; у 15,4% матерей беременность  была нежеланной; 16 из 51 - 31,3% не наблюдались  по беременности или наблюдались  нерегулярно. Злоупотребляют алкоголем  - 9 (17,6%), курили до родов и после  них - 17 (33,3%). Осложненное течение  беременности и родов отмечено  у 26 - 50,9%.

 

Учитывая высокий показатель младенческой смертности, проведены  медсоветы в Облученском и  Смидовичском районах с участием специалистов управления здравоохранения.

 

Проведено 5 областных конференций, в том числе «ИППП и беременность», «Актуальные вопросы акушерства, гинекологии и неонтологии», «Анализ  случая материнской смертности», «Актуальные  вопросы педиатрии».

 

Вопросы по состоянию младенческой смертности регулярно рассматривались  на комиссии по вопросам материнства  и детства при управлении здравоохранения  правительства области, на областной  комиссии по охране здоровья граждан, на коллегии управления здравоохранения. Информация о состоянии младенческой смертности доводилась до руководителей  муниципальных образований.

 

Результаты первого этапа  Всероссийской диспансеризации  показали высокий уровень заболеваемости детей в ЕАО.

 

Отклонения в состоянии  здоровья были выявлены у 61,4% детей.

 

В группе детей до 1 года превалируют  заболевания перинатального периода, болезни крови, нервной системы, что связано с высоким уровнем  заболеваемости беременных (53,4% беременных страдали анемией, 26,7% -заболеваниями  мочеполовой системы), а так же увеличением показателя патологических и осложненных родов (2002 - 81,6%; 2003 - 73,3%; РФ -69,8%).

 

В возрастной группе от 1 года до 3 лет преобладают заболевания  крови, органов пищеварения, что, возможно обусловлено нарушением вскармливания  новорожденных и детей раннего  возраста. Так, показатель искусственного вскармливания по области в 2002 году составил - 35,4% (2003 - 28,5%). Отсутствие полноценного сбалансированного питания, высокий  индекс внутриутробного инфицирования (30,5% беременных имеют ИППП) способствуют снижению иммунитета, росту патологии  органов дыхания в группе детей  от 1 года до 7 лет.

 

У детей от 7 лет и старше ведущее место занимают патология  органов пищеварения, эндокринной  и костно-мышечной системы. Хроническая  патология у детей представлена эколого-зависимыми заболеваниями, характерными для экологически неблагоприятных  регионов.

Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка