Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:
- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;
- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;
- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4
1.1. Основные социальные обязательства государства. 4
1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10
1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36
3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36
3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43
3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
Список использованной литературы.. 71
С целью контроля за ходом Всероссийской диспансеризации в Минздраве России создана межведомственная комиссия с привлечением Министерства образования, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Минтруда и социального развития Российской Федерации.
Целенаправленные мероприятия
по охране здоровья матери и ребенка
осуществляются в соответствии со структурной
реформой здравоохранения, в условиях
рационализации и реструктуризации
амбулаторно-поликлинической и
В основу реализации стратегических задач заложены принципы программно - целевого планирования, сосредоточения материально- технических ресурсов и финансовых средств на важнейших направлениях, сохраняющих жизнь и здоровье женщин и детей.
Разработана и утверждена государственная программа "Дети
России" , которой придан статус президентской. В нее входят ряд подпрограмм - "Индустрия детского питания", "Планирование семьи", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Чернобыля" и "Дети Севера".
На основе Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии" создана и действует федеральная программ "Вакцинопрофилактика. В соответствии с Указом Президента РФ разработана и утверждена Правительством РФ целевая государственная программа "Безопасное материнство".
Ведется работа над целевыми
федеральными программами по защит
и развитию санаторно-курортных
и оздоровительных учреждений,
В целях сохранения здоровья
беременных и кормящих женщин,
детей, их медицинской и психологической
реабилитации по программе "Дети
Чернобыля" осуществлялось медико-техническое
оснащение лечебно - профилактических
учреждений для обеспечения лабораторной
Родовспомогательные и детские лечебно - профилактические учреждения оснащены современным медицинским оборудованием (дыхательная аппаратура для новорожденных, кувезы, детские стоматологические установки и т.д.). Часть средств была направлена на проведение витаминизации беременных и детей, усиление питания в оздоровительных учреждениях, а также повышение квалификации медицинских работников. При этом до 50% средств было направлено в наиболее пострадавшие от Чернобыльской катастрофы территории (Брянская, Тульская, Калужская, Орловская области).
Создан республиканский детский научно - практический центр противорадиационной защиты, в котором ежегодно проходят обследование и лечение 3-4 тысячи детей. Он осуществляет координацию научно - исследовательских работ по чернобыльской проблеме в педиатрии.
Медицинские аспекты программы "Дети - инвалиды" включают профилактические мероприятия по предупреждению детской инвалидности, развитию реабилитационной помощи детям с тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья, в т.ч. инвалидам.
За счет средств программы
обеспечен неонатальный
скрининг на фенилкетонурию и
врожденный гипотиреоз, закуплены
реактивы, расходные материалы и
оборудование для шести федеральных
и десяти межрегиональных медико-генетических
центров и консультаций.
Осуществляется внедрение аудиологического
скрининга новорожденных
на основе отечественной методики,
для чего оплачено производство
6600 звукореактотестов. Произведена
закупка 40 кувезов для
транспортировки новорожденных,
Разработаны и переданы в
серийное производство изделия и
приспособления для реабилитации детей
раннего возраста с
нарушениями опорно-
Федеральная программа "Планирование семьи", государственным заказчиком которой является Минздравмедпром России, направлена на комплексное решение проблемы ответственного родительства, сохранения репродуктивного здоровья населения.
В Российской Федерации функционирует 84 центра планирования семьи и репродукции, создан федеральный центр планирования семьи и репродукции на базе НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии. За счет средств программы для них закуплено 85 ультразвуковых аппаратов, 65 тыс. экземпляров информационных материалов, включающих учебно-методические пособия, 400 тыс. экземпляров брошюр, комплектов плакатов, буклетов, 150 штук видеокассет с фильмами. Выделены средства на приобретение оргтехники, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров.
На обеспечение контрацептивами наиболее уязвимых групп населения (подростков, женщин групп риска, малообеспеченных граждан) выделено 34,4% всех средств. Предусмотрены средства на закупку операционных лапароскопов для внедрения диагностических программ, реконструктивно-пластических и органосохраняющих операций, хирургической стерилизации как метода контрацепции.
На основе реализации задач программы "Вакцинопрофилактика" значительно сокращен перечень медицинских противопоказаний к проведению прививок против дифтерии, коклюша и столбняка, пересмотрена схема проведения прививок против дифтерии. Издано большое число памяток для родителей, плакатов, липких аппликаций; на школьных тетрадях, почтовых конвертах, спичечных коробках нанесены тематические тексты. Активизировалась и стала более разнообразной работа со средствами массовой информации. На средства федеральной программы издано руководство "Вакцинопрофилактика". В 2000-2003 годах направлено на централизованную оплату вакцин для проведения вакцинации детей 27,6 млрд. рублей.
В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" разработаны документы по реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей. Установлен порядок предоставления женщинам отпуска в связи с беременностью и родами и при усыновлении новорожденного ребенка. Разработаны и утверждены приказами Минздравмедпрома РФ инструкции об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям, о медицинской стерилизации, искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона.
В целях реализации прав беременных женщин на безопасные условия работы совместно с Госсанэпиднадзором РФ утверждены гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных.
Важнейшим условием получения заметных результатов от реализации федеральных программ является дополнение их аналогичными территориальными программами с учетом местных условий. Во многих территориях такие программы разработаны и действуют.
По оперативным данным в 2003 году для реализации региональных программ на охрану детства и материнства привлечено дополнительно 998,9 млрд. рублей.
Из-за ограниченного финансирования
не получают развития такие
виды специализированной помощи, как
кардиохирургия новорожденных и
грудных детей, детская трансплантология,
методы экстракорпорального
очищения крови, внутриутробная
диагностика состояний плода,
современные перинатальные
Нет заметных результатов в снижении материнской смертности. Ее высокий уровень связан не только с ростом патологии среди беременных женщин и рожениц, но и дефектами в работе женских консультаций и акушерских стационаров, что обусловливает необходимость создания подкрепленных финансами региональных программ "Безопасное материнство".
Руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют должного внимания детской патологоанатомической службе.
Недостоверность структуры причин младенческой смертности, формируемая на основании патологоанатомических заключений, затрудняет суждение об истинных причинах смерти новорожденных и младенцев, а следовательно, целенаправленное планирование мероприятий по ее снижению.
Требуется дополнительное финансирование НИР и НИОКР по продолжению работ, связанных с созданием детских лекарственных форм, усовершенствованием вакцин и сывороток, иммунобиологических препаратов, тест - систем, контрацептивов. Необходимо изыскать финансовые ресурсы для поддержания предприятий, создающих и выпускающих медицинскую технику для акушерства, гинекологии и педиатрии.
Ввиду особой значимости и сложности деятельности медицинских служб, в которых решаются задачи охраны жизни и здоровья новорожденных и грудных детей, предупреждения детской инвалидности, в целях сохранения кадрового потенциала службы, в т.ч. руководителей и организаторов, требуется разработка изменений в системе оплаты их труда. Проводимые в стране экономические реформы, отразившиеся на финансировании здравоохранения, требуют совершенствования принципов планирования расходов на медицинские технологии в детстве и родовспоможении на основе экономической целесообразности и рентабельности.
Пристального внимания требует решение кадровых вопросов: продолжается снижение числа акушерок, низкой остается обеспеченность врачами акушерами-гинекологами и акушерками на селе и др.
В целом, для решения проблем
материнства и детства, необходимо
обеспечить приоритетное развитие и
поддержку службы на всех уровнях, сохранение
государственного характера медицинской
помощи женщинам и детям, доступности
дорогостоящих видов
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО
Проблемы охраны здоровья женщин и детей имеют большое медикосоциальное значение, так как уровни материнской и младенческой смертности являются одними из ведущих показателей, характеризующих здоровье населения.
Эти показатели в ЕАО выше общероссийских. Это связано с тем, что предпринимаемые меры государственной поддержки охраны материнства и детства, реализуемые в рамках федеральных программ, при ограниченных финансовых возможностях не адекватны состоянию репродуктивного здоровья населения в области. В современных условиях наблюдается сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей.
Ухудшение показателя воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества здоровья женщин репродуктивного возраста. Растет число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов. Прогрессивно растут анемии беременных, продолжается снижение числа нормальных родов. Ухудшающееся здоровье беременных женщин негативно сказывается на состоянии здоровья новорожденных детей. Показатель заболеваемости новорожденных детей имеет постоянную тенденцию к росту.
Проблемы аборта для области, как в целом для России, особенно в условиях низкой рождаемости, имеют национальный характер. Несмотря на снижение абортов, сохраняется их высокий уровень и высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В структуре причин материнской смертности 30% составляют причины, обусловленные абортами.
Одной из основных причин высокого
уровня абортов и смертности от абортов
является недостаточное использование
современных средств
Одной из острейших проблем
в современных условиях стали
проблемы детей подросткового возраста,
которые наиболее подвержены социальнонегативному
влиянию среды и общества. Национальным
бедствием стало
В целом высокая заболеваемость детей, низкий уровень здоровья беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов обуславливают высокую материнскую и младенческую смертность, затрагивают национальные интересы страны и области, являются основанием для создания областной целевой программы.
Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка