Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4

1.1. Основные социальные обязательства государства. 4

1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10

1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36

3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36

3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43

3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43

3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

Список использованной литературы.. 71

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

 

Основные причины, по которым  женщина обращается в центр: отчаяние при сложной ситуации в семье; угроза потери работы; длительная безработица; болезнь или смерть близких; чувство  одиночества; желание получить совет  в связи с возникшей жизненной  проблемой; ситуация насилия или  угроза насилием.

 

Второй уровень - организация  консультаций.

 

- психотерапевтическая (немедикаментозная  форма помощи в случае депрессии,  страхов, возбуждения);

 

- юридическая — консультация  по текущему законодательству  в области прав и гарантий  женщинам и детям, в том числе  по вопросам брака, развода,  получения алиментов, пособий,  льгот, защита пенсионеров;

 

- экономическая — связана  с трудоустройством, переквалификацией,  изменением вида деятельности  с целью организации бизнеса,  семейного предприятия, надомного  труда;

 

- жилищная — аспекты,  проблемы жилищной обеспеченности, обостряющиеся при разводе, приватизации  жилья, отделении детей;

 

- медицинская — чаще  всего связана с гинекологической  помощью, по планированию семьи  или в случае бесплодия;

 

- социально-психологическая  — прояснение возникшей жизненной  ситуации, прежде всего для самой  женщины.

 

Третий уровень - это различного рода реабилитационные центры; кабинет  психотерапевтической помощи; краткосрочные  курсы для изменения профессиональной подготовки или вида деятельности; создание убежища для женщин, которые  не могут решить свою проблему, оставаясь  в семье.

 

Цель деятельности центра — оказание психологической, юридической, социальной и других видов помощи женщинам, находящимся в кризисном  и опасном для физического  и психического здоровья состоянии.

 

Задачи деятельности центра — создание необходимых условий  для обеспечения максимально  полной социально-психологической  реабилитации и адаптации в обществе, семье, привлечение различных государственных  органов и общественных объединений  к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации и координация  их деятельности в этом направлении.

 

Деятельность центра направлена на:

 

- выявление совместно  с государственными органами  и общественными объединениями  (учреждения образования, здравоохранения,  внутренних дел, комитеты по  делам несовершеннолетних, по делам  молодежи, органов занятости, миграции, общество Красного Креста, общество  инвалидов) женщин, остро нуждающихся  в незамедлительной социальной  защите и помощи;

 

- предоставление клиентам  необходимых социальных услуг  разового или постоянного характера;

 

- поддержку женщин в  решении проблем мобилизации  их собственных возможностей  и внутренних ресурсов по преодолению  сложных жизненных ситуаций;

 

- социальный патронаж  женщин, предоставление временного  приюта;

 

- повышение стрессоустойчивости  и психологической культуры населения;

 

- помощь женщинам по  созданию в семье атмосферы  взаимопонимания и взаимного  уважения, благоприятного микроклимата, преодолению конфликтов и иных  нарушений супружеских и внутрисемейных  отношений.

 

Что касается материально-экономической  базы, то современная материально-экономическая  база социальной защиты материнства  и детства значительно ослаблена. Прежде всего надо отметить, что  благополучие многих семей пошатнулось.

 

Возможности семейного бюджета  порой недостаточны, чтобы полностью  обеспечить питание, приобретение одежды, обуви, учебников, школьно-письменных принадлежностей. Что же касается книг для домашних библиотек, посещений  театров, проведения экскурсий и  других воспитательных мероприятий, то на все это у родителей просто нет денег. От того, что законодательно определена выплата пособий на детей, положение не меняется, уж слишком  это мизерные суммы.

 

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА  ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ  И РЕБЕНКА 

 

В настоящей главе проанализированы нормативные акты о правах детей  на различного рода медицинскую помощь, охрану здоровья в младенческом и  подростковом возрасте, диспансерное наблюдение и лечение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, связанных с пребыванием в  них детей.

 

Эти акты регламентируют льготы в области здравоохранения для  семей, имеющих детей, в особенности  детей-инвалидов и детей с недостатками в физическом и умственном развитии, о некоторых льготах детям  из многодетных и неполных семей, льготах детям и семьям с детьми, пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском  полигоне, а также детям, зараженным вирусом иммунодефицита человека или  больных СПИДом.

 

Перечислены также законодательные  акты об охране материнства и детства  и извлечения из Кодекса о труде  Российской Федерации о льготах  по трудовому законодательству, предоставляемых  работающим женщинам в связи с  беременностью и материнством: об отпусках по беременности и родам; по уходу за ребенком, о запрете привлекать беременных женщин и женщин, имеющих детей, к ночным и сверхурочным работам; об ограничениях для них командировок; о гарантиях при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей, и т.п.

 

Основным российским законодательством  по вопросу охраны прав детей на здоровье, естественно, является Конституция  Российской Федерации, в статьях 7, 20, 39, 41 и 42, которой закреплено право  на охрану здоровья граждан, и прежде всего детей. Следует особо отметить ст. 41, где сказано:

 

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

 

В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию».

 

Следует также отметить ряд  федеральных законов, указов Президента и постановлений правительства, в которых прописано, как должно выполняться конституционное право  граждан России (в том числе  и детей) на здоровье. Прежде всего  это:

 

- «Основы законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан от 22 июля 1993 г.»; 

 

- постановление Совета  Министров - Правительства Российской  Федерации от 03.03.1993 г. № 189 «О  неотложных мерах по организации  летнего отдыха детей и подростков  в 1993 году»; 

 

- постановление Совета  Министров РСФСР от 18 февраля  1988 г. № 55 «О дополнительных  мерах по обеспечению потребности  в специальных продуктах питания  для детей раннего возраста  в РСФСР»;

 

- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации»;

 

- Закон Российской Федерации  от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О внесении  изменений и дополнений в Закон  РСФСР о социальной защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС»;

 

- Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении  распространения в Российской  Федерации заболевания, вызываемого  вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; 

 

- постановление Правительства  Российской Федерации от 11.12.1992 г.  № 970 «О порядке формирования  цен на лекарственные средства  и изделия медицинского назначения  и обеспечении мер по социальной  защите населения»;

 

- Типовое положение об  оздоровительном, образовательном  учреждении санаторного типа  для детей, нуждающихся в длительном  лечении, утвержденное постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28 августа 1997 г. № 1117;

 

- Федеральный закон «Об  иммунопрофилактике инфекционных  болезней» от 17 сентября 1998 г. №  157-ФЗ;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации «О федеральной  целевой программе "Социальная  поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы"» от 14.01.2000 г. № 36;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации «О внесении  изменений и дополнений в Типовое  положение о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для  обучающихся, воспитанников с  отклонением в развитии» от 10.03.2000 г. № 212;

 

- Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О  внесении изменений и дополнений  в Закон Российской Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"»;

 

- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой  кодекс Российской Федерации»;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 19.03.2001 г.  № 201 «Об утверждении перечней  медицинских услуг и дорогостоящих  видов лечения в медицинских  учреждениях Российской Федерации,  лекарственных средств, суммы  оплаты которых за счет собственных  средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 09.11.2001 г.  № 782 «О государственном регулировании  цен на лекарственные средства»;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 13.11.2001 г.  № 790 «О федеральной целевой  программе "Предупреждение и  борьба с заболеваниями социального  характера (2002 — 2006 годы)"»;

 

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных  гарантиях гражданам, подвергшимся  радиационному воздействию вследствие  ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне»;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 03.10.2002 г.  № 732 «О федеральной целевой  программе "Дети России" на 2003 —2006гг.»;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 20.05.2002 г.  № 323 «Об утверждении Правил  предоставления бесплатного питания  с молочной кухни (выплаты ежемесячной  денежной компенсации при отсутствии  молочной кухни) для детей до 3 лет, постоянно проживающих на  территории зон радиоактивного  загрязнения, произошедшего вследствие  аварии на Чернобыльской АЭС»;

 

- Постановление Правительства  Российской Федерации от 29.05.2002 г.  № 363 «О подпрограмме "Физическое  воспитание и оздоровление детей,  подростков и молодежи в Российской  Федерации (2002 — 2005 годы)" федеральной  целевой программы "Молодежь  России (2001 — 2005 годы)"».

 

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487 предусматриваются  права детей на различного рода медицинскую  помощь, охрану здоровья в младенческом и подростковом возрасте, на диспансерное наблюдение и лечение в общеобразовательных  учреждениях, связанных с пребыванием  в нем детей.

 

Оговариваются права детей  на обучение и труд в условиях, отвечающих их физическим особенностям и состоянию  здоровья и исключающих воздействие  на них неблагоприятных факторов. В этих целях в соответствии с  Законом «Об образовании» учебная  нагрузка, режим обучающихся должны определяться Уставом образовательного учреждения по согласованию с органами здравоохранения.

 

Предусматривается возможность  содержания детей с недостатками в физическом или психическом  развитии в учреждениях социальной защиты за счет государственных средств (бюджетов всех уровней).

 

В интересах ребенка установлено  право одного из родителей (или иного  члена семьи) находиться вместе с  ребенком в больничном учреждении в  течение всего времени пребывания в нем с оплатой родителям  листка нетрудоспособности.

 

Для детей, нуждающихся в  длительном лечении, организуются согласно действующему законодательству образовательные  учреждения санаторного типа, в которых  ведется реабилитационная и лечебно-оздоровительная  работа с детьми. Плата за содержание в этих учреждениях с родителей  не взимается.

 

Кроме того, детям, нуждающимся  в санаторно-курортном лечении, проживающим  в семьях, среднедушевой доход  которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в соответствующем  регионе, закон предоставляет право  на 50-процентную скидку от стоимости  проезда к месту лечения и  обратно на всех видах транспорта. Такая же льгота предоставляется  родителю (или лицу его заменяющему), сопровождающему ребенка.

 

Для защиты прав детей-инвалидов  Федеральным законом «О специальной  защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. им до 18 лет в зависимости  от степени расстройства организма  и ограничения жизнедеятельности  устанавливается категория «ребенок-инвалид».

 

Детям-инвалидам, инвалидам  с детства, а также детям, потерявшим родителей, устанавливается так  называемая социальная пенсия в размере  минимальной пенсии по старости (Закон  РСФСР «О государственных пенсиях  в РСФСР» от 1990 г. № 340-1).

 

Законодательством установлены  жилищные льготы для детей-инвалидов. Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся  в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке.

Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка