Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:
- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;
- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;
- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4
1.1. Основные социальные обязательства государства. 4
1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10
1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36
3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36
3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43
3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
Список использованной литературы.. 71
Основные причины, по которым женщина обращается в центр: отчаяние при сложной ситуации в семье; угроза потери работы; длительная безработица; болезнь или смерть близких; чувство одиночества; желание получить совет в связи с возникшей жизненной проблемой; ситуация насилия или угроза насилием.
Второй уровень - организация консультаций.
- психотерапевтическая (немедикаментозная
форма помощи в случае
- юридическая — консультация по текущему законодательству в области прав и гарантий женщинам и детям, в том числе по вопросам брака, развода, получения алиментов, пособий, льгот, защита пенсионеров;
- экономическая — связана
с трудоустройством, переквалификацией,
изменением вида деятельности
с целью организации бизнеса,
семейного предприятия,
- жилищная — аспекты,
проблемы жилищной
- медицинская — чаще
всего связана с
- социально-психологическая
— прояснение возникшей
Третий уровень - это различного
рода реабилитационные центры; кабинет
психотерапевтической помощи; краткосрочные
курсы для изменения
Цель деятельности центра — оказание психологической, юридической, социальной и других видов помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и психического здоровья состоянии.
Задачи деятельности центра
— создание необходимых условий
для обеспечения максимально
полной социально-психологической
реабилитации и адаптации в обществе,
семье, привлечение различных
Деятельность центра направлена на:
- выявление совместно
с государственными органами
и общественными объединениями
(учреждения образования,
- предоставление клиентам
необходимых социальных услуг
разового или постоянного
- поддержку женщин в
решении проблем мобилизации
их собственных возможностей
и внутренних ресурсов по
- социальный патронаж женщин, предоставление временного приюта;
- повышение стрессоустойчивости
и психологической культуры
- помощь женщинам по
созданию в семье атмосферы
взаимопонимания и взаимного
уважения, благоприятного микроклимата,
преодолению конфликтов и иных
нарушений супружеских и
Что касается материально-экономической
базы, то современная материально-
Возможности семейного бюджета порой недостаточны, чтобы полностью обеспечить питание, приобретение одежды, обуви, учебников, школьно-письменных принадлежностей. Что же касается книг для домашних библиотек, посещений театров, проведения экскурсий и других воспитательных мероприятий, то на все это у родителей просто нет денег. От того, что законодательно определена выплата пособий на детей, положение не меняется, уж слишком это мизерные суммы.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
В настоящей главе
Эти акты регламентируют льготы
в области здравоохранения для
семей, имеющих детей, в особенности
детей-инвалидов и детей с
Перечислены также законодательные акты об охране материнства и детства и извлечения из Кодекса о труде Российской Федерации о льготах по трудовому законодательству, предоставляемых работающим женщинам в связи с беременностью и материнством: об отпусках по беременности и родам; по уходу за ребенком, о запрете привлекать беременных женщин и женщин, имеющих детей, к ночным и сверхурочным работам; об ограничениях для них командировок; о гарантиях при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей, и т.п.
Основным российским законодательством по вопросу охраны прав детей на здоровье, естественно, является Конституция Российской Федерации, в статьях 7, 20, 39, 41 и 42, которой закреплено право на охрану здоровья граждан, и прежде всего детей. Следует особо отметить ст. 41, где сказано:
«Каждый имеет право на
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются
меры по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому
и санитарно-
Следует также отметить ряд
федеральных законов, указов Президента
и постановлений правительства,
в которых прописано, как должно
выполняться конституционное
- «Основы законодательства
Российской Федерации об
- постановление Совета
Министров - Правительства Российской
Федерации от 03.03.1993 г. № 189 «О
неотложных мерах по
- постановление Совета
Министров РСФСР от 18 февраля
1988 г. № 55 «О дополнительных
мерах по обеспечению
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации
от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О внесении
изменений и дополнений в
- Федеральный закон от
30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении
распространения в Российской
Федерации заболевания,
- постановление Правительства
Российской Федерации от 11.12.1992 г.
№ 970 «О порядке формирования
цен на лекарственные средства
и изделия медицинского
- Типовое положение об
оздоровительном,
- Федеральный закон «Об
иммунопрофилактике
- Постановление Правительства
Российской Федерации «О
- Постановление Правительства
Российской Федерации «О
- Федеральный закон от
12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О
внесении изменений и
- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»;
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 19.03.2001 г.
№ 201 «Об утверждении перечней
медицинских услуг и
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 09.11.2001 г.
№ 782 «О государственном
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 13.11.2001 г.
№ 790 «О федеральной целевой
программе "Предупреждение и
борьба с заболеваниями
- Федеральный закон от
10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных
гарантиях гражданам,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 —2006гг.»;
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 20.05.2002 г.
№ 323 «Об утверждении Правил
предоставления бесплатного
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 29.05.2002 г.
№ 363 «О подпрограмме "Физическое
воспитание и оздоровление
Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан от 22.07.1993 г. № 5487 предусматриваются
права детей на различного рода медицинскую
помощь, охрану здоровья в младенческом
и подростковом возрасте, на диспансерное
наблюдение и лечение в
Оговариваются права детей на обучение и труд в условиях, отвечающих их физическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. В этих целях в соответствии с Законом «Об образовании» учебная нагрузка, режим обучающихся должны определяться Уставом образовательного учреждения по согласованию с органами здравоохранения.
Предусматривается возможность содержания детей с недостатками в физическом или психическом развитии в учреждениях социальной защиты за счет государственных средств (бюджетов всех уровней).
В интересах ребенка установлено
право одного из родителей (или иного
члена семьи) находиться вместе с
ребенком в больничном учреждении в
течение всего времени
Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются согласно действующему законодательству образовательные учреждения санаторного типа, в которых ведется реабилитационная и лечебно-оздоровительная работа с детьми. Плата за содержание в этих учреждениях с родителей не взимается.
Кроме того, детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе, закон предоставляет право на 50-процентную скидку от стоимости проезда к месту лечения и обратно на всех видах транспорта. Такая же льгота предоставляется родителю (или лицу его заменяющему), сопровождающему ребенка.
Для защиты прав детей-инвалидов
Федеральным законом «О специальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
от 24 ноября 1995 г. им до 18 лет в зависимости
от степени расстройства организма
и ограничения
Детям-инвалидам, инвалидам с детства, а также детям, потерявшим родителей, устанавливается так называемая социальная пенсия в размере минимальной пенсии по старости (Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 1990 г. № 340-1).
Законодательством установлены жилищные льготы для детей-инвалидов. Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке.
Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка