Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4

1.1. Основные социальные обязательства государства. 4

1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10

1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36

3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36

3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43

3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43

3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

Список использованной литературы.. 71

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

 

Общепризнано, что основной недостаток адресности - потребность  в проверке доходов. Все известные  методы в той или иной мере оказываются  несправедливыми и приводят к  весьма значительным ошибкам включения - предоставлении пособий лицам, не являющимся бедными, и ошибкам исключения - отказе бедным в предоставлении пособия.

 

Проверка нуждаемости - чрезвычайно  дорогостоящая административная процедура, которая едва ли может оказаться  эффективной.

 

Адресность чревата еще  и тем, что резко снижает популярность мероприятий по борьбе с бедностью. Например, переход от универсальных  продовольственных пособий в  Шри-Ланке к продовольственным  талонам для бедных в конце 1970-х  гг. привел в последующие годы к  значительному снижению общего объема финансирования. В результате бедные получили больший кусок от меньшего “пирога”, так что их положение  только ухудшилось.

 

Наконец, необходимо реалистично  оценивать возможности преодоления  ошибок включения и исключения заявителей при адресном назначении пособий. Легко  убедиться в том, что совершенная  в смысле “адресности” схема окажется настолько дорогостоящей, что дополнительные издержки на контроль нуждаемости многократно  превысят экономический эффект от исключения ошибок.

 

Но основная проблема, связанная  с практической реализацией адресности социальной поддержки, носит не технический, а политический характер. В условиях финансово-экономического кризиса  любое уменьшение социальных обязательств государства будет восприниматься как “наступление на социальные права  граждан”.

 

1.2. Необходимость социальной  защиты материнства и детства

 

Женщины - социально-демографическая  группа населения, особо нуждающаяся  в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины  составляют 53 % населения и выполняют  главную общественную и семейную функцию -  деторождение.

 

«Женский вопрос» —  это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, и  проблема дискриминации (неравноправие  полов, разная оплата труда, невозможность  реализовать свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового  статуса, тендерная (полоролевая) роль женщины в обществе и семье, и  отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Таким образом, женский вопрос —  это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и  детства, путей освобождения женщины  от различных форм угнетения.

 

Равноправие мужчин и женщин должно закрепляться в законе, предполагая  равенство их прав и обязанностей.

 

Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин» (1979 г.) четко сформулировала принцип равноправия мужчин и  женщин. Это:

 

- гарантии условий для  всестороннего развития женщин;

 

- получение образования;

 

- равная оплата за равный  труд, взаимная ответственность  мужчин и женщин за семью,  воспитание детей;

 

- понимание материнства  как социальной функции.

 

Эти положения отражены в  Конституции Российской Федерации. Конституция предусматривает участие  женщин в политике государства и  в неправительственных организациях; одинаковые условия при выборе профессии; равные права при выходе на пенсию, по безработице, болезни, инвалидности, медицинском обслуживании, предоставление платных услуг.

 

Хотя женщина и выполняет  важнейшую для продолжения человеческого  рода репродуктивную функцию, но, начиная  с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Более того, ее гражданские права  вплоть до XX века были ущемлены.

 

Только в 1907 г. закон разрешил женщинам распоряжаться своим заработком. Полное юридическое равноправие  женщины получили накануне Второй мировой  войны.

 

Борьба за социальное равенство  с мужчинами шла через отвоевывание женщинами прав на:

 

- труд рядом с мужчиной;

 

- образование (доступ к  высшему образованию женщины  получили лишь в конце XIX в.);

 

- участие в выборах.

 

Современная социальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры  власти. Общество считается недемократичным, если женщины не участвуют в принятии решений.

 

Известно, что женщины  и дети – одни из самых социально  незащищенных слоев общества.

 

Женщины составляют более  половины лиц, официально безработных. Остается проблема трудоустройства  женщины до 30 лет. И никто не примет на работу беременную женщину или  женщину с ребенком до 3 лет.

 

Примерно половина (52 %) женщин имеют несовершеннолетних детей, из них 12 % - матери-одиночки, 11 % - многодетные  матери.

 

Ухудшается положение  на рынке труда женщин, уволившихся  по собственному желанию, а также  девушек, окончивших общеобразовательные  школы и профессионально-технические  училища.

 

Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий  российских безработных. Особенно он велик  в группах социального риска; у оставшихся без работы родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов детства (более 70% - женщины); безработных одиноких родителей (более 90% - женщины); многодетных  родителей (около 80% - женщины).

 

Ухудшение конъюнктуры на рынке труда и рост продолжительности  безработицы объясняются главным  образом несовпадением спроса и  предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, что имеет более выраженные негативные последствия для женщин, чем для мужчин. Так, социологические  службы различных стран, исследующие  положение женщины на рынке труда, анализировали причины, по которым  работодатели при приеме отдают предпочтение мужчинам (особых различий между японским, немецким и новоявленным российским предпринимателем в этом отношении  нет). Основная причина, по которой женщине  отказывают в трудоустройстве, - необходимость  предоставления ей льгот как матери малолетних детей. Вторая по значимости причина - работодатель обязан соблюдать  ограничения, обусловленные психофизиологическими  особенностями женского организма. Третья причина деликатно формулируется  социологами как «несоответствие  основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик  женской рабочей силы предъявляемым  требованиям». Фактически же за этим стоит  традиционное мнение о том, что женщина  менее профессиональна, умна и логична, чем ее коллега мужчина. Для зарубежных работодателей имеет значение и  еще один фактор, который почти  не отражен нашими соотечественниками: они считают, что женщина в  принципе не должна работать. Поэтому  предприятия, подающие заявки в службу занятости или печатающие объявления о приеме, если и не оговаривают  в открытую пол работника, то предпочтение все же отдают мужчинам.

 

У женщин, имеющих детей, не всегда есть возможность получить необходимые  профессиональные навыки и продвижение  по службе. Даже если молодая мать возвращается к работе всего через несколько  месяцев после рождения ребенка, руководители-мужчины часто считают, что такая женщина уже не в  состоянии работать в полную силу и выполнять производственные задания, требующие значительных затрат времени, и перестают продвигать ее по служебной  лестнице.

 

Женщины предпенсионного  возраста, доля которых составляет 6%, вообще не могут найти работу.

 

Женщины и дети составляют большинство бедного населения  с доходами ниже прожиточного минимума. Усилилась двойная занятость  женщин.

 

С перестройкой произошло  резкое сокращение сферы услуг, детских  дошкольных учреждений, поэтому женщине  необходимо сочетать работу и дом, что  требует значительных физических и  духовных сил. Остается мало времени  на восстановление работоспособности, в результате подрывается здоровье.

 

В современной семье женщина  выполняет следующие функции: хозяйственно-бытовую (домашний труд для удовлетворения материально-бытовых потребностей семьи - приготовление пищи, ремонт одежды, услуги внутри дома); воспитательную; социализации и первичного социального  контроля. Главная функция женщины - репродуктивная.

 

Женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим, социальным, духовным условиям, сложившимся  в обществе, при этом видоизменяя  не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности.

 

 

Еще одной проблемой становится ухудшение здоровья женщин и детей  в России.

 

В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, скверная вода и  загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни  у женщин протекают тяжелее, чем  у мужчин, в том числе и те, что передаются половым путем (протекают  дольше и тяжелее в 6 раз). В последние  годы возросло число заболевших сифилисом  и другими венерическими болезнями, на пороге - вспышка СПИДа. По потреблению  алкоголя и табака наши женщины стали  догонять мужчин.

 

Падает рождаемость. В  конце 90-х годов суммарный коэффициент  рождаемости опустился намного  ниже двух рождений в среднем на женщину (для простого замещения  поколения необходимы 2,15 - 2,17 рождений на одну женщину). Из каждых 26 женщин детородного  возраста рожает только одна, и, как  правило, это работающие женщины. Социально-экономическая  ситуация в стране вынуждает их трудиться  в любых условиях, в том числе  вредных и опасных, в ущерб  собственному здоровью и здоровью своих  детей.

 

Снижение рождаемости  на фоне увеличения в абсолютном и  относительном выражении численности  женщин фертильного возраста свидетельствует  о том, что негативные демографические  процессы усиливаются под влиянием социально-экономических и политических факторов: женщины не желают иметь  детей, ухудшается здоровье беременных и рожениц и, следовательно, здоровье новорожденных и в целом подрастающего  поколения страны.

 

В последние годы существенно  ухудшилось состояние здоровья беременных женщин. За период с 1991 по 1998 г. в 2,3 раза увеличилась заболеваемость анемией, в 1,6 раза возросло число случаен  токсикозов, в 2 раза — болезней системы  кровообращения. Начиная с 1990 г. более  половины всех родов имели патологическое течение, число нормальных родов  в 1997 г. составило только 3.1,6%. Психические и моральные травмы утяжеляют течение беременности и родов. Женщины с трудной судьбой чаще производят на свет маловесных, слабых детей; они менее внимательны к своему здоровью.

 

Быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни  привели к появлению феномена «подросткового материнства», что также  негативно отражается как на здоровье новорожденного, так и на здоровье матери.

 

В России не снижается материнская  смертность, показатель которой более  чем в 2 раза превышает среднеевропейский  уровень. Среди факторов, определяющих высокую материнскую смертность, основными являются неудовлетворительное состояние здоровья будущих матерей, аборты, в том числе проводимые вне медицинских учреждений, недостаточно квалифицированная медицинская  помощь в женских консультациях  и акушерских стационарах, низкий уровень  общей и санитарной культуры у  части женского населения.

 

Несмотря на проводимую работу по созданию службы планирования семьи, внедрению современных средств  предупреждения непланируемой беременности (контрацепции), к абортам по-прежнему прибегает 50—60% беременных женщин. Каждый десятый аборт приходится на женщин моложе 19 лет. Следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, недонашиваемость, длительная нетрудоспособность женщин.

 

Согласно данным государственного доклада о положении детей  в Российской Федерации, в стране последовательно снижается уровень  младенческой смертности. В 2003 г. он составил 13,3 на 1000 родившихся.

 

Ведущими причинами смерти детей на первом году жизни остаются состояния, возникающие в перинатальный  период (от 28 недель беременности, включая  роды и первые 7 дней жизни ребенка), и врожденные аномалии развития заболевания, тесно связанные со здоровьем  матери. В возрастной группе детей  от года до 14 лет на первое место  выходит смерть от отравлений и травм.

 

Низкий уровень здоровья подростков помимо факторов, обусловленных  отдельными формами школьного обучения, во многом связан с социальными условиями  жизни и распространенностью  среди этой возрастной категории  поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение  и т.п.).

 

Особую проблему представляет состояние здоровья детей, подвергшихся радиационному воздействию в  результате аварии на Чернобыльской  АЭС. По состоянию на начало 2003 г. их общая численность в возрасте 0 - 14 лет в России составляла, по данным МЧС России, 92,2 тыс. человек, в том числе 3,4 тыс. детей, эвакуированных из зон отчуждения и проживающих в 66 субъектах Российской Федерации.

 

Растет число социально  обусловленных заболеваний. Токсикомания, наркомания, алкоголизм поражают российских детей в геометрической прогрессии. Заболеваемость сифилисом подростков 15 - 17 лет увеличилась за последние 10 лет в 47 раз. На начало 2003 г. на учете  состояло более 52,9 тыс. детей и подростков-наркоманов, что в 17,5 раз больше, чем в 1993 г., более половины 13 - 15-летних подростков употребляет алкоголь.

 

К числу социально обусловленных  заболеваний всегда относился туберкулез, который вновь стал проявлять  себя. Эпидемическая опасность туберкулезной  инфекции выражается в высокой степени  инфицирования детей - свыше 1 % (на отдельных  территориях — 14,25 %), что в 10 раз  выше, чем в развитых странах мира.

Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка