Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что «знание иностранных языков, в наше время активного обмена информацией, коммуникации и высоких технологий, стало одним из самых значимых составляющих аспектов современного человека и просто обязательным для каждого, кто хочет быть востребованным на рынке труда и достичь желаемых высот в карьере, как в своей стране, так и за рубежом. «Наше время отмечено глобализацией экономики, интеграцией политической, культурной и хозяйственной жизни, что ведет к укреплению связей между странами в различных областях. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, кроме глубоких профессиональных знаний, необходимо также владеть иностранными языками.»
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Современное языковое образование…...……………………………………..6
1.1.Базовое образование…………………………………………………………...6
1.2 .Самообразование……………………………………………………………..11
2. Взаимодействие людей посредством владения иностранным языком….16
2.1.Деловая сфера…………………………………………………………………16
2.2.Досуг…………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………………………..27
Московский авиационный
(национальный
Факультет №10
Кафедра социологии, психологии и социального менеджмента
Курсовая работа по предмету «Социальные процессы»
на тему
Изучение и использование иностранного языка в современном обществе
Работу выполнила
Студентка группы
Научный руководитель
Москва, 2011
Введение…………………………………………………………
1. Современное языковое образование…...…………………………………….
1.1.Базовое образование…………………………………………………
1.2 .Самообразование……………………………………
2. Взаимодействие людей посредством владения иностранным языком….16
2.1.Деловая сфера…………………………………………………………………
2.2.Досуг………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..27
Что такое «иностранный язык»? Мы часто употребляем это понятие, но, к сожалению, редко задумываемся над его содержанием. «Иностранный язык – это язык, который изучается вне условий его естественного бытования, т.е. в учебном процессе, и который не употребляется наряду с родным в повседневной коммуникации. Тогда как второй язык наряду с родным языком служит вторым средством общения и усваивается обычно в социальном окружении, где он является реальным средством общения. Таким образом, иностранный язык, в отличие от второго языка усваивается человеком вне социального окружения, в котором этот язык является естественным средством общения. Однако данное отличие имеет условный характер, и установить четкие границы между ними достаточно сложно. Иностранный и «второй» языки могут при соответствующих обстоятельствах легко «переходить» друг в друга. Например, немецкий язык для изучающего его в России будет иностранным языком, а для иммигрантов, овладевающих этим языком как средством повседневного общения в Германии, он станет вторым языком. Если иммигрант покидает Германию и возвращается в свою страну, немецкий язык переходит из разряда второго в категорию иностранного языка.»[7]
Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов современного успешного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. «Сегодня такая сфера социальной жизни, как изучение и освоение иностранного языка, переживает в России серьезнейший период коренной перестройки. Наблюдается бум общественного интереса к изучению иностранных языков, взрыв мотивации, коренное изменение с точки зрения переоценки ценностей, пересмотра целей, задач, методов и материалов обучения и т. п. В новых условиях, на фоне вхождения России в мировое сообщество, перемен в политике, экономике, культуре, перемещения народов, изменения отношений между русскими и иностранцами возникают абсолютно новые цели общения и небывалый спрос на изучение иностранных языков.»[18]
Проблема курсовой работы – необходимость изучения и использования иностранного языка в современном обществе. Являются ли знания в области иностранного языка столь необходимыми, чтобы начать изучать его, а полученные знания применять в своей деятельности?
Актуальность темы заключается в том, что «знание иностранных языков, в наше время активного обмена информацией, коммуникации и высоких технологий, стало одним из самых значимых составляющих аспектов современного человека и просто обязательным для каждого, кто хочет быть востребованным на рынке труда и достичь желаемых высот в карьере, как в своей стране, так и за рубежом. «Наше время отмечено глобализацией экономики, интеграцией политической, культурной и хозяйственной жизни, что ведет к укреплению связей между странами в различных областях. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, кроме глубоких профессиональных знаний, необходимо также владеть иностранными языками.»[2]
Объектом исследования является место иностранного языка в жизни современного человека. Сегодня иностранный язык встает на первый план у каждого, будь то школьник, студент, выпускник ВУЗа или человек, ищущий достойную работу.
Предмет исследования представляет собой способы получение и применение иностранного языка в современном обществе. С появление новых технологий в мире расширяется круг способов, как изучения иностранного языка, так и применения полученный знаний иностранного языка в жизни современного человека.
Цель курсовой работы – изучить способы, методы получения и использования иностранного языка. Выявить какие методы и способы получения и использования иностранного языка существуют на сегодняшний день, а также узнать перспективы их развития.
Задачи курсовой работы:
1.1. Базовое образование
Базовое образование представляет собой начальные, фундаментальные знания, на основе и с применением которых человек в дальнейшем будет изучать тот или иной предмет более полно и углублённо. «Базовое образование – это общественно-необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления.»[15]
Базовое языковое образование человек получает в школе и в высших учебных заведениях.
Основные функции иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности школьника, в формировании способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Все эти функции учебного предмета реализуются с первых шагов обучения.
Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. В основной школе (V – X классы) на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (XI – XII классы) изучение иностранного языкам также является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).[12]
Таким образом,
реализуется принцип
Изучение иностранного языка со 2 класса полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает: бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка. Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной.[6]
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса по 4-й (начальная школа) и с 5-го класса по 9-й (основная школа) реализует принцип непрерывного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе, что соответствует современной потребности личности и общества.
Основная школа — вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.
На этой ступени совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.
«В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений, осознание места и роли родного и иностранных языков в целостном поликультурном, полиязычном мире как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Выделяются два возрастных этапа: 5—7 и 8—9 классы. К концу обучения в основной школе (8—9 классы) усиливается стремление школьников к самоопределению. У них с неизбежностью возникают вопросы:
• продолжать ли образование в полной средней школе (10—11 классы) или в начальном профессиональном учебном заведении (колледже, техникуме и др.);
• если продолжать образование в полной средней школе, то на каком уровне — базовом или профильном;
• если на профильном уровне, то какой профиль (из предлагаемых школой) выбрать?
Помочь самоопределению школьников призвана предпрофильная подготовка, которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и к определению в нем места иностранного языка: либо в качестве одного из базовых учебных предметов, либо в качестве профильного. Продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Однако еще большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Школьники все чаще оказываются в ситуации выбора, в том числе предлагаемых в рамках предпрофильной подготовки, элективных курсов, так называемых профессиональных проб и т. п.»[17]
На завершающей, третьей ступени (среднее (полное) общее образование) (в XI – XII классах) обучение иностранному языку должно способствовать иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания – развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков. Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов. Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников к изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих учащихся, так и общества в целом. [11]
Еще в большей степени, чем в школе, меняется отношение к иностранному языку в ВУЗе. И это понятно, ведь именно ВУЗ является последней ступенью в образовательной системе государства, и именно он занимается подготовкой специалиста, способного вступить в реальную жизнь со всеми ее требованиями и запросами. Большинство высших учебных заведений пока не уделяют должного внимания предмету "Иностранный язык".
«Преемственность школьного и вузовского обучения иностранному языку-отдельная и важная тема. На сегодняшний момент несоответствие одного другому начинается уже на уровне школьного и вузовского образовательных стандартов по этому предмету. Школьный ГОСТ разработан подробно и в целом соответствует целям и задачам современного языкового обучения. Этого нельзя сказать о стандарте вузовском, который для неязыковых учебных направлений явно устарел и не соответствует современному социальному заказу российского общества. Не говоря уже о том, что проведение языкового обучения в РФ сегодня вменяется в обязанность только вузам гуманитарного профиля. Большие различия в концепциях школьного и вузовского обучения иностранному языку приводят к отсутствию комплиментарности их содержания и несоответствию уровней их сложности. Эта проблема также требует скорейшего решения. Как и системы оценки и контроля обученности, стандарты школьного и вузовского обучения, иностранному языку должны быть, приведены в соответствие друг с другом и с целями современного языкового образования. Следует в обязательном порядке ввести обучение как минимум двум иностранным языкам и в технических вузах, так как многие их студенты и выпускники также пожелают приобрести академическую мобильность, невозможную без знания иностранного языка в первую очередь социально-бытовой направленности.»[4]
Для студентов языковых направлений важно создать и финансировать организации трудовой практики с обязательным применением ими формирующегося языкового знания двух типов. Первый - в качестве носителей языкового знания: например, работа в детских садах заодно решала бы проблему дошкольного языкового обучения. Второй - в качестве получателей языкового знания: в переводческой, преподавательской, туристической, секретарской и других видах языковой деятельности.
Во всех ВУЗах страны иностранный сдается на такие специальности как: иностранная филология и лингвистика, переводоведение, регионоведение, востоковедение, международные отношение, международная экономика, международная журналистика, социально-культурный сервис и туризм. В большинстве ведущих ВУЗах иностранный сдается также и на такие специальности как: общая и русская филология, журналистика, право, экономика, менеджмент, маркетинг, государственное и муниципальное управление, культурология, политология, социология и философия.
Информация о работе Изучение и использование иностранного языка в современном обществе