Конфликты в социально-педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ конфликтов в социально-педагогическом процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать конфликты в социально-педагогической среде, их содержание;
выделить типы конфликтов и способы их протекания;
рассмотреть диагностику и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта;
обозначить методы управления конфликтами, их краткая характеристика.

Содержание

Введение 3
1. Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание 5
2. Типы конфликтов и способы их протекания 9
3. Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта 12
4. Методы управления конфликтами, их краткая характеристика 15
Заключение 18
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Конфликты в социально-педагогическом процессе.docx

— 44.55 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание 5

2. Типы конфликтов и способы их протекания 9

3. Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта 12

4. Методы управления конфликтами, их краткая характеристика 15

Заключение 18

Список литературы 20

 

 

Введение

 

Конфликты – одно из важнейших явлений современной  социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые  часто приводят к столкновению интересов  как отдельных людей, так больших  и малых социальных групп.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

Конфликт  стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в  явных, так и в латентных формах во всех слоях российского общества, в том числе и вузовской  среде. Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов втягивают  в конфликтные действия представителей всех групп населения, включая молодежь и студенчество.

В настоящее  время идет активное реформирование системы образования в Российской Федерации. Руководством и профессорско-преподавательским  составом вузов осуществляется всесторонний поиск путей совершенствования  образовательного процесса. В этих условиях на одно из первых мест выдвигается  проблема повышения эффективности  профессиональной деятельности педагогических коллективов высших учебных заведений.

Сложность ее решения обусловлена, с одной  стороны, противоречиями социально-экономического характера, с другой – противоречиями, возникающими в самих вузовских  коллективах. Не получая своевременного разрешения, данные противоречия становятся причинами различного рода конфликтов, которые серьезно затрудняют процесс  обучения и воспитания студентов.

По своей  природе и сама профессиональная образовательная деятельность, как  одна из основных сфер человеческого  взаимодействия в обществе, в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию.

Как показывает практика, именно индивидуально-психологические  особенности участников образовательного процесса создают предрасположенность  к возникновению предконфликтных  ситуаций среди различных категорий  сотрудников вузов, а также между  сотрудниками и студентами.

Целью работы является анализ конфликтов в социально-педагогическом процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать конфликты в социально-педагогической среде, их содержание;
  • выделить типы конфликтов и способы их протекания;
  • рассмотреть диагностику и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта;
  • обозначить методы управления конфликтами, их краткая характеристика.

Контрольная работа состоит из введения, четырех параграфов заключения и списка литературы.

 

1. Конфликты в  социально-педагогической среде,  их содержание

 

Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений  конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем.

Конфликт  – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с  другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных  взаимоотношениях или межличностных  действиях индивидов или групп  людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:

  • внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
  • межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
  • межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
  • личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.1

Существуют  особенно в философских трудах, более  широкие толкования понятия «конфликт», где он часто идентифицируется как  присущая борьба противоположностей, любому взаимодействию людей. Такой  вывод подверг убедительной критике  психолог Ф.М. Бородкин, который показал, что в этом случае всякую борьбу за свое существование любых живых организмов, начиная с простейших, мы вынуждены будем объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, т.е. к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств.

Чтобы урегулировать  конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает  в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление  развития конфликтной ситуации. Затем  определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным  особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Существуют  сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

  • кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности - в своем воображении, иногда на самом деле);
  • недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
  • инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
  • напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
  • дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).2

Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие  о зарождении конфликта. На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое  нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться  бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

Между тем  многие преподаватели отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в  их воспитательной работе. У большинства  педагогов по-прежнему сохранилось  настороженное отношение к самому слову «конфликт», в их сознании это понятие ассоциируется с  ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для  воспитательного процесса. Они стремятся  избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.

Большинство ученых считает, что конфликт – это  острая ситуация, возникающая как  результат столкновения отношений  личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт:

  • как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы;
  • такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством;
  • как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом социально-педагогическом коллективе, молодежном особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.;
  • как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия;
  • как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов;
  • как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.3

В педагогической литературе чаще обсуждаются предотвращение, ослабление, разрешение конфликтов реже – управление ими.

На основании  изложенного можно сделать вывод, что в течение длительного  времени отсутствовали единые взгляды  на природу и причины возникновения  конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному  функционированию педагогической системы  и вызывающее ее структурные нарушения.

Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К  объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее  независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную  возможность конфликта.

Субъективные  условия составляют уровень воспитанности  и развития студентов, осознание  степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации.

 

 

2. Типы конфликтов и способы их протекания

 

Невольное или сознательное нарушение взаимодействия хотя бы одним из участников образовательного процесса (преподавателем, студентом, коллективом) приводит к возникновению  конфликтных ситуаций и, как правило, деформирует развитие личности.

В процессе педагогического взаимодействия должны быть открытость, ясное понимание  побудительных сил и стратегии, профессионального поведения преподавателя (социального педагога).

По своей  направленности конфликты делятся  на следующие виды:

  • социально-педагогические – они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;
  • психолого-педагогические конфликты – в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;
  • социальный конфликт – ситуативные конфликты от случая к случаю;
  • психологический конфликт – происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.

Различают конфликтные педагогические ситуации по времени:

  • постоянные и временные (дискретные, одноразовые);
  • по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.;
  • по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны, и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:

  • недостаточно хорошее знание человека;
  • неправильное понимание его намерений;
  • неверное представление о том, что он на самом деле думает;
  • ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
  • неточная оценка отношения данного человека к другому.

С психологической  точки зрения, возникновение любой  из этих причин приводит на практике к  унижению достоинства человека, порождает  с его стороны справедливую реакцию  в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при  этом ни тот, ни другой человек не в  состоянии понять и осознать причины  взаимно неприязненного поведения.

Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут  быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым – переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности.

Социальная  психология учит: прежде чем реагировать  на действия другого лица, необходимо выяснить, почему он поступает так, а не иначе (его мотивы).

Целесообразно далее побудить участников конфликта  на установление прямого контакта друг с другом, на открытое, непредвзятое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации. Это требует индивидуальной работы с каждым из участников конфликтной ситуации, взаимного положительного психологического настроя, рассчитанного на то, чтобы снять возникшее противостояние. Иногда приходится прибегать к тому, чтобы конфликтующие люди длительное время не контактировали друг с другом. К такой мере обращаются в тех случаях, когда конфликт порожден какими-либо трудноустранимыми объективными причинами, не зависящими от окружающих.

Информация о работе Конфликты в социально-педагогическом процессе