Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат

Описание

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36

Работа состоит из  1 файл

Культура как социальное явление.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

Культура как  социальное явление

                                 Содержание: 
 

Введение.   3 

Глава 1. Культура как социальное явление.    4 

  1.1.Сущность  культуры      4

  1.2. Виды культуры   6

  1.3. Структура  и функции культуры     8 

Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи.     12 

  2.1. Обычаи     12

  2.2. Нормы  культуры. 13

   2.2.1.Классификация  норм.      14

   2.2.2.Нарушение  норм и нормотворчество.   16

  2.3. Ценности  культуры     19

   2.3.1. Классификация  ценностей.      20

   2.3.2. Механизм  действия ценностей.  24

   2.3.3. Ценностные  расхождения и полиморфизм культуры. 25 

Глава 3. Источники  и факторы культурной динамики   28 

Заключение. 35 

Список использованной литературы. 36 

                                  Введение. 
 

      Социология (фр. sociologie, латин. Societas —  общество и греч.—  Logos

— наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных  институтах

(государство,  право, мораль,культура и  т.  п.),  процессах  и  общественных

социальных общностях  людей. Впервые понятие социология  введено  в  научный

оборот еще  в середине XIX   в.  основоположником  позитивизма,  французским

ученым Огюстом  Контом. Первоначально социология обозначала  обществоведение,

но с течением времени предмет социологии  непрерывно  менялся  и  уточнялся,

сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.  Дело  в  том,

что к середине XIX в. потребности социального развития и  внутренняя  логика

эволюции науки  об  обществе  требовали  новых  подходов,  формирования  типа

социальных явлений. И  в  ответ  на  потребности  формирования  гражданского

общества  возникает  социология.  Ведь  шел  процесс  становления  общества,

утверждавшего торжество прав  и  свобод  человека,  духовную,  экономическую

независимость и автономность,  гражданина   вместо  привычного  нормативного

порядка феодально-абсолютистского  устройства  общества  с  его  жесточайшей

тотальной регламентацией общественно-политической, экономической  и  духовной

жизни людей.  Расширение  пределов  свобод  и  прав  человека,  существенное

увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к  знанию  основ

жизни социальной общности людей, социальных  процессов  и  явлений  с  целью

рационального, эффективного использования приобретенных  прав  и  свобод.  Но

и  свободная  конкуренция  в экономике, политике, духовной  сфере   поставили

в прямую зависимость  результативность деятельности   предпринимателей  —  от

умения  и   использования  знаний  о   конкретных   социальных   механизмах,

настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний,  помогающей  глубже

и конкретнее познать  общество, основу социального  взаимодействия  людей  с

целью    рационального   использования    свободы    самоорганизации   стала

социология.

      Так как культура  — это неотъемлемая  часть человеческой  жизни,  то

социология изучает  и ее. Культура организует  человеческую  жизнь.  В  жизни

людей культура в  значительной  мере  осуществляет  регулирующую  функцию  в

поведение человека, духовной сфере, а также в  сфере  создания  материальных

ценностей.

      Цель работы: рассмотрение культуры  как системы ценностей и норм.

Работа  состоит  из  трех  глав,  в  которых  анализируется   культура   как

социальное явление, представлены  основные  компоненты  культуры:  ценности,

нормы, обычаи, а  так  же  рассматриваются  факторы,  влияющие  на  динамику

культуры в  целом. 

                  Глава 1. Культура как социальное  явление. 
 

                            1.1.Сущность культуры 

      В житейской повседневности о  культуре часто говорят тогда, когда имеют

в виду обычную  воспитанность, бытовую  этику.  (Ученик  Вася  всегда  первым

здоровается, не плюется и не ругается нехорошими  словами  -  он  культурный

мальчик.  А  ученик  Коля  делает  все  совсем   наоборот   -  он   мальчик

некультурный).  При  таком   обыденном   понимании   разговор   о   культуре

ограничивается  рамками  культуры  поведения.   Узость   подобного   подхода

очевидна и, значит, житейского понимания культуры для  выявления ее  сущности

недостаточно. Нужен подход серьезный, философский.

      Еще в 1964 г. американские исследователи  А.Кребер и К.Клакхон  собрали

257 определений  культуры и еще более  100  попыток  определить  это   понятие

описательно. С  тех пор эти цифры только  росли.  Недостатка  в  определениях

нет и в отечественной  философии культуры. Уже  это  ярко  свидетельствует  о

том, сколь сложен данный феномен.

      Мир человека - это  мир  культуры.  В  своем  первоначальном  значении

("возделанное") культура противостоит  "натуре"  -  природному,  "дикому"  и

означает все  то, что отличает человека от  природы,  отличает  искусственный

мир от естественного. Это мир,  от  начала  и  до  конца  создаваемый  самим

человеком.  В  этом  смысле  он  противостоит  и  миру  природному,  и  миру

божественному, существующим помимо человека. В  этом  же  предельно  широком

смысле культура включает  в  себя  все  накопленные  людьми  материальные  и

духовные ценности и способы их приумножения.

      Здесь, правда, следует оговориться. "Способы их приумножения" стоят  в

нашем перечне  последними по соображениям стилистики, но  не  по  значимости.

По значимости же равных им  нет.  Во-первых,  потому,  что  "материальные  и

духовные  ценности"  есть  не   что   иное,   как   определенный   результат

человеческой  деятельности.  Во-вторых,  потому  что  именно  "способами  их

приумножения"  -   ручными,   механизированными,   компьютеризированными   -

определяются  исторические типы культуры. Поэтому  нет  оснований  оспаривать

утверждение,  что  культура  есть  "концентрированный  опыт   предшествующих

поколений,  дающий  возможность  каждому  индивиду  усвоить  этот   опыт   и

участвовать  в  его  умножении"[1].  Отметим  кстати,  что  образование  как

система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной

передачи такого опыта.

      Итак, с определенной долей максимализма  можно утверждать, что культура

- это освоенный  и овеществленный опыт человеческой  жизнедеятельности.  Опыт

же представляет собой закрепленное единство знаний и  умений,  переросшее  в

модель действий при любой ситуации; программу, принятую в  качестве  образца

при решении  всевозможных возникающих задач. Иными  словами, если  переступить

через  известное  благоговение,  которое   с   эпохи   Просвещения   внушает

европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный  набор

стереотипов, определяющий и тем самым  ограничивающий  человеку  возможность

действовать в  любых условиях.

      Почему с  легкой  руки  Гесиода   и  Овидия  идею  золотого  века  люди

связывали с прошлым? За счет  чего  так  силен  и  живуч  консерватизм?  Чем

объяснить, что  в поворотные моменты истории  многократно возрастали ряды  его

сторонников? Великий  преобразователь России Петр 2 I 0лежал  при  смерти,  а

его сын, царевич  Алексей, мечтал о возврате  к  тому,  что  рушил  отец:  "В

Москве буду жить. Тихо, мирно, с  колокольным  перезвоном.  Солдат  распущу,

корабли сожгу. Петербург пускай шведы берут..." (А.Н.Толстой).  Где  логика?

На  что  надеялись  луддиты,  крушившие   ткацкие  станки   и   требовавшие

возвращения к  прялкам? Почему  так  часто  путь  в  "светлое  будущее"  люди

прокладывали  через возвращение к прошлому?  Память  -  вот  слово,  играющее

здесь главную  роль.

      Помнит ли человек свое детство?  Странный вопрос!  Разумеется,  помнит.

Как можно забыть это время? И блеск реки под  жарким  полуденным  солнцем,  и

самое вкусное  в мире мороженое, и ту чудесную игрушку, что  подарили  ему  в

день рождения... Все помнит.  Полноте,  все  ли?  А  знаменитый  угол,  куда

ставили его родители? А гриппы, ангины, ушибы и ссадины? А двойки,  наконец?

Помнит?

      Как ответить? В общем-то, конечно,  помнит... Но не  это  встает  перед

глазами,  когда  речь  заходит  о  детстве.  Аберрация  памяти   высвечивает

хорошее,  доброе,  радостное.  Для  того,  чтобы  вспомнить  плохое,   нужны

дополнительные  усилия. Но  память  народов  складывается  из  памяти  людей.

Память культур  складывается из памяти народов. Величественный и  гармоничный

Аполлон,  а  не  скорченный  раб  символизирует  для  нас  античную  Грецию.

Аберрация исторической памяти  в  принципе  мало  чем  отличается  от  наших

воспоминаний.

      Любой исторический тип  культуры  в  своей  конкретности  представляет

неразрывное единство двух составляющих  -  актуальной  культуры  и  культуры

накопленной, или  культурной  памяти.  Под  актуальной  понимается  та  часть

культуры,  которая  непосредственно  функционирует  в  данном   обществе   и

выражается в  повседневных проявлениях -  культуре  труда,  быта,  поведения.

Культурная память представляет собой определенную  культурную  деятельность,

которая непосредственно  не участвует в воспроизводстве  общественной  жизни.

Это как бы отложенные, но не стертые  прогрессом  старые  знания  и  умения,

лежащие  в  основе  современного  уровня  развития   и   при   необходимости

извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня  элементом  актуальной

культуры, в то время как получение огня при  помощи трения относится к  сфере

культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ  и

Информация о работе Культура как социальное явление