Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.
Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
Культура как социальное явление
Введение.
3
Глава 1. Культура
как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура
и функции культуры
8
Глава 2. Основные
компоненты культуры: ценности, нормы,
обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные
расхождения и полиморфизм
Глава 3. Источники
и факторы культурной динамики
28
Заключение. 35
Список использованной
литературы. 36
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos
— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных
социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный
оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским
ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение,
но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся,
сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том,
что к середине
XIX в. потребности социального
эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа
социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского
общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,
утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую
независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного
порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей
тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной
жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное
увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ
жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью
рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но
и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили
в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже
и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы самоорганизации стала
социология.
Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то
социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни
людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в
поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных
ценностей.
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в
целом.
Глава 1. Культура как социальное
явление.
1.1.Сущность культуры
В житейской повседневности о культуре часто говорят тогда, когда имеют
в виду обычную воспитанность, бытовую этику. (Ученик Вася всегда первым
здоровается, не плюется и не ругается нехорошими словами - он культурный
мальчик. А ученик Коля делает все совсем наоборот - он мальчик
некультурный). При таком обыденном понимании разговор о культуре
ограничивается рамками культуры поведения. Узость подобного подхода
очевидна и, значит, житейского понимания культуры для выявления ее сущности
недостаточно. Нужен подход серьезный, философский.
Еще в 1964 г. американские исследователи А.Кребер и К.Клакхон собрали
257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие
описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях
нет и в отечественной философии культуры. Уже это ярко свидетельствует о
том, сколь сложен данный феномен.
Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении
("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и
означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный
мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим
человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру
божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком
смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и
духовные ценности и способы их приумножения.
Здесь, правда, следует оговориться. "Способы их приумножения" стоят в
нашем перечне последними по соображениям стилистики, но не по значимости.
По значимости же равных им нет. Во-первых, потому, что "материальные и
духовные ценности" есть не что иное, как определенный результат
человеческой деятельности. Во-вторых, потому что именно "способами их
приумножения" - ручными, механизированными, компьютеризированными -
определяются исторические типы культуры. Поэтому нет оснований оспаривать
утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих
поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и
участвовать в его умножении"[1]. Отметим кстати, что образование как
система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной
передачи такого опыта.
Итак, с определенной долей
- это освоенный
и овеществленный опыт
же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в
модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца
при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, если переступить
через известное благоговение, которое с эпохи Просвещения внушает
европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный набор
стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность
действовать в любых условиях.
Почему с легкой руки Гесиода и Овидия идею золотого века люди
связывали с прошлым? За счет чего так силен и живуч консерватизм? Чем
объяснить, что в поворотные моменты истории многократно возрастали ряды его
сторонников? Великий преобразователь России Петр 2 I 0лежал при смерти, а
его сын, царевич Алексей, мечтал о возврате к тому, что рушил отец: "В
Москве буду жить. Тихо, мирно, с колокольным перезвоном. Солдат распущу,
корабли сожгу. Петербург пускай шведы берут..." (А.Н.Толстой). Где логика?
На что надеялись луддиты, крушившие ткацкие станки и требовавшие
возвращения к прялкам? Почему так часто путь в "светлое будущее" люди
прокладывали через возвращение к прошлому? Память - вот слово, играющее
здесь главную роль.
Помнит ли человек свое
Как можно забыть это время? И блеск реки под жарким полуденным солнцем, и
самое вкусное в мире мороженое, и ту чудесную игрушку, что подарили ему в
день рождения... Все помнит. Полноте, все ли? А знаменитый угол, куда
ставили его родители? А гриппы, ангины, ушибы и ссадины? А двойки, наконец?
Помнит?
Как ответить? В общем-то, конечно, помнит... Но не это встает перед
глазами, когда речь заходит о детстве. Аберрация памяти высвечивает
хорошее, доброе, радостное. Для того, чтобы вспомнить плохое, нужны
дополнительные усилия. Но память народов складывается из памяти людей.
Память культур складывается из памяти народов. Величественный и гармоничный
Аполлон, а не скорченный раб символизирует для нас античную Грецию.
Аберрация исторической памяти в принципе мало чем отличается от наших
воспоминаний.
Любой исторический тип
неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры
накопленной, или культурной памяти. Под актуальной понимается та часть
культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и
выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения.
Культурная память представляет собой определенную культурную деятельность,
которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни.
Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения,
лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости
извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной
культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере
культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и