Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа
Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.
ЩЕНИНА Ольга Геннадьевна.
4. Молодежь 97: надежды и разочарования. / НИЦ при Институте молодежи. М., Социум, 1997.
5. В какой
России хотела бы жить
9. Проблемы молодежи.// Фонд “Общественное мнение”. Социологические исследования. Специальный выпуск. Июль 2002г.
10. Федеральная целевая программа “Молодежь России” (2000-2005 годы). – М., 2002.
Тема1: Молодежь
как социально-демографическая
1.1. Методологические аспекты
1.2. Современное состояние и
1.3. Реализация основных
Тема 2: Проблемы молодежи в современном российском обществе.
2.1. Положение молодежи в
2.2. Анализ молодежных проблем.
2.3. Государственная молодежная
политика и пути решения
2.4. Тенденции и перспективы
Тема 3: Образование и молодежная политика.
3. 1. Концепция модернизации
3.2. Доступность высшего
3.3. Отношение общества к знанию.
Значение получения
3.4. Система образования и рынок труда. Политическое участие молодежи.
Тема1: Молодежь
как социально-демографическая
Современное
российское общество
По официальным данным на 1 января 2002 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель). Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2005 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения.
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе. В.Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ”.
Исследованием
проблем молодежи занимаются
ИСПИ РАН под руководством
профессора В.И.Чупрова и
Под молодежью в настоящее
время в соответствии с
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения
полового созревания,
параллельно которому происходит становление
других биологических систем
организма. Для этого возраста
характерны максимальные диспропорции
в
уровне и темпах физиологического
и психологического развития.
Это в основном учащиеся средних
школ и профессиональных учебных заведений,
находящиеся, как правило, на иждивении
родителей или государства.
2. 17-19 лет - юношество.
Биологически это период
завершения
физического созревания, возраст самоопределения
- начала самостоятельной
профессиональной деятельности или
выбора и осуществления качественно
новой профессиональной учебы.
Начинается разделение жизненных
путей
юношей и девушек,
что в последующем
приводит к более глубокой
экономической, политической и
культурной дифференциации среди них.
В
этом возрасте начинается процесс социализации
- происходит приобретение
почти всей полноты гражданских прав,
а вместе с тем расширяется диапазон
общественно-политических ролей
и связанных с
ними интересов и
ответственности.
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом
возрасте на основе личного
опыта производственной и семейной
жизни, а также участия молодежи
в
политических отношениях
завершается процесс
формирования зрелой
личности. Молодые люди этого возраста
играют роль родителей в собственных
семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Россия вступила в XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный
слой общества, который с одной
стороны является источником социально-экономического
и духовного возрождения
В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.
Это зависит от того, насколько молодёжь:
- знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
- обладает необходимыми
качествами (физическими,
личностными,
образовательными, профессиональными)
для решения стоящих задач;
- обеспечена необходимыми ресурсами
и возможностями для активного
включения в решение задач повышения конкурентоспособности
страны.
Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально - экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.
1.1. Методологические аспекты исследования молодежи как системы.
В современной научно литературе существует множество подходов к исследованию проблем развития молодежи и следовательно, масса различных определении сущности понятия «молодежь».
Традиционным является стратификационный подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными ролями, статусом и социальными позициями.
Близок к нему психофизиологический анализ молодежи основанный на понятии «молодость» как обозначении периода развития человеческой личности между половым созреванием и полной зрелостью. В качестве его дальнейшего развития в социальной философии выделяют социально-психологический подход описывающий молодежь как людей определенного возраста (обычно это интервал 14-29 лет) со своими биологическими и психологическими отношениями.
Отдельной группой представлены ролевой, субкультурный и конфликтологический подходы. Первый описывает «молодость» как особую поведенческую фазу в жизни каждого человека, когда человек не играет больше роли ребенка и в тоже время не является полноправным носителем ролей взрослых людей. Конфликтологический подход также опирается на понятие «молодость» как период в жизни человека полный стрессов, проблем, конфликтов с самим собой и обществом и в этом плане чрезвычайно важный для каждого человека. На этом фоне молодые люди образуют особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями (субкультурный подход).