Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.

Работа состоит из  1 файл

Социология молодежи.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

 

ЩЕНИНА Ольга  Геннадьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

“МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Ильинский И.М. “О молодежной политике российского политического центризма.   М: Институт молодежи , 1999г.
  2. Политология. / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М., 2005.
  3. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять  главных проблем / НИЦ при Институте молодежи.- М., Социум, 1999.
  4. Комаровский В.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса. / Социологические исследования. 1996, №5.
  5. Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России. Дисс.канд.соц.наук. – М., 2003.

 

    Дополнительная 

  1. Монография “Ювенология и ювенальная политика в XXI в. Опыт комплексного междисциплинарного исследования”. Под ред. Е.Г.Слуцкого. С.-П.,2004.
  2. “Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ 2004. На пути к обществу, основанному на знаниях”. М., 2004
  3. Круглов А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ. М., 2000.

4.   Молодежь 97: надежды и разочарования. / НИЦ при Институте молодежи.  М.,  Социум, 1997.

5.    В какой  России хотела бы жить молодежь?; всероссийское социологическое                                             исследование. Аналитический доклад. / Российский независимый институт  социальных и национальных проблем. Рук. М.К.Горшков, М.П.Мчеднов, В.В.Петухов, М., 1999.

  1. Лисовский В.Т. Концепция воспитательной работы со студентами ВУЗов. СПб., 1997.       
  2. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: государственный доклад. / Отв. Ред. Луков В.А., Ручкин Б.А. – М., 1998.
  3. Кузнецов В.И. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи.- Ростов-на-Дону,1999. 

9.  Проблемы молодежи.// Фонд “Общественное мнение”.  Социологические исследования. Специальный  выпуск. Июль 2002г.   

10.  Федеральная целевая  программа  “Молодежь России”  (2000-2005 годы). – М., 2002.

 

Тема1: Молодежь как социально-демографическая группа

1.1. Методологические аспекты исследования  молодежи.

1.2. Современное состояние и тенденции  развития российской молодежи.

1.3. Реализация основных направлений  государственной молодежной    политики в 2000-2003гг.

Тема 2: Проблемы молодежи в современном российском обществе.

2.1.  Положение молодежи в современном  российском обществе.

2.2.   Анализ молодежных проблем.

2.3. Государственная молодежная  политика и пути решения молодежных  проблем.

2.4. Тенденции и перспективы развития  молодежной политики в РФ.

Тема 3: Образование  и молодежная политика.

3. 1. Концепция модернизации российского  образования. Воспитательно-образовательные функции ВУЗов.

3.2. Доступность высшего образования  и его качество. Общее и профессиональное  образование.

3.3. Отношение общества к знанию. Значение получения образования  для россиян.

3.4. Система образования и рынок  труда.  Политическое участие молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема1:  Молодежь как социально-демографическая группа

 

          Современное  российское общество переживает  ряд глубоких реформ во всех  сферах жизни: создание основ  рыночной экономики, гражданского  общества и правового государства.  Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо  рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.  Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. В начале текущего столетия эта проблема принимает глобальный характер, так как от социальной ориентации молодежи таких крупных государственных образований к которым продолжает относится Россия зависит будущее развитие Земной цивилизации в целом.

           По официальным данным на 1 января 2002 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель).  Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2005 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения. 

          Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями.  Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни.  С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой.  Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.   В.Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ”.

          Исследованием   проблем молодежи занимаются  ИСПИ РАН под руководством  профессора В.И.Чупрова и мониторинг  НИЦ при Институте молодежи  под руководством Б.А.Ручкина, В.А.Родионова.

          Под молодежью в настоящее  время в соответствии с действующими  нормативными документами РФ  понимаются граждане в возрасте  от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

         Молодежь принято делить на  четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, 
параллельно которому происходит становление   других биологических систем 
организма.   Для  этого  возраста  характерны  максимальные диспропорции  в 
уровне   и   темпах   физиологического   и   психологического   развития.   Это   в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, 
находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19   лет   -   юношество.   Биологически   это   период   завершения 
физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной 
профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно 
новой  профессиональной  учебы.   Начинается  разделение  жизненных  путей 
юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой 
экономической,  политической  и культурной дифференциации среди них.  В 
этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение 
почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон 
общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и 
ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь.   Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного 
опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия  молодежи в 
политических    отношениях    завершается    процесс    формирования    зрелой 
личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных 
семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

       Россия вступила  в XXI век.  Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.

Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной  стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

            В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит от того, насколько  молодёжь:

-   знает,  разделяет и принимает цели  и задачи  государственного  и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

-  обладает   необходимыми   качествами   (физическими,   личностными, 
образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного 
включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и  противоречивость социально - экономических процессов  в нашем обществе в период его  реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

      

1.1. Методологические  аспекты исследования молодежи  как системы.

 

В современной научно литературе существует множество подходов к исследованию проблем развития молодежи и следовательно, масса различных определении сущности понятия «молодежь».

Традиционным является стратификационный подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными ролями, статусом и социальными позициями.

Близок к нему психофизиологический анализ молодежи основанный на понятии «молодость» как обозначении периода развития человеческой личности между половым созреванием и полной зрелостью. В качестве его дальнейшего развития в социальной философии выделяют социально-психологический подход описывающий молодежь как людей определенного возраста (обычно это интервал 14-29 лет) со своими биологическими и психологическими отношениями.

      Отдельной      группой      представлены      ролевой,      субкультурный    и конфликтологический подходы. Первый описывает «молодость» как особую поведенческую фазу в жизни каждого человека, когда человек не играет больше роли ребенка и в тоже время не является полноправным  носителем ролей взрослых людей.  Конфликтологический подход также опирается   на  понятие   «молодость»   как   период   в   жизни человека   полный   стрессов,   проблем,   конфликтов   с   самим   собой   и обществом и в этом плане чрезвычайно важный для каждого человека. На этом фоне молодые люди образуют особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями (субкультурный подход).

Информация о работе Молодежная политика